Мария Якунчикова (1870-1902) – творец эпохи модерна, ближайший друг Елены Поленовой. Она - апогей женственности и любви, тревоги и трагичности, глубины и осознанности. Ее картины – это она сама, отображение ее поэтической вселенной.
Творчество Якунчиковой всего-то и уложилось в 15 лет, но все сделанное ею несет глубочайший смысл и является серьезной вехой в развитии русского искусства. Перечисляя ее достижения сухими фактами, мы, конечно, многое теряем, но ведь иначе как?!
- Мария Якунчикова была близка с создателями журнала "Мир искусства", для которого она создавала обложки и иллюстрации;
- Ее произведения в области офорта достигли высочайшего уровня, они восхищали не только соотечественников. Английский журнал "The Studio" написал о Якунчиковой статью, где отмечалось особенное, самобытное видение художницы;
- На Всемирной выставке в Париже Якунчикова выступила как прикладник в жанре вышивки и аппликации. За внезапно скончавшейся Еленой Дмитриевной Поленовой, ближайшей подругой, она закончила оформление Кустарного отдела Русского павильона;
- Пейзажи Якунчиковой легкие и камерные; пристальный взгляд на природу, внимание к каждой детали, орнаментальность - основа декоративных работ художницы;
- С 1895 года она начинает создавать декоративные панно на дереве. Вместо рисунка на них использовался выжженный глубокий и гибкий контур. Дерево затем покрывалось красочным слоем;
- Книжная иллюстрация захватила Якунчикову не меньше, чем Елену Поленову. После рождения сына Степана в 1898 году она начала рисовать азбуку, основанную на народных мотивах.
Личное. Художественное. Интимное.
Личное и художественное крепко переплетены в творчестве художницы. Страдая от неизлечимой болезни (с конца 1880-х она мучилась от туберкулеза), постоянно переживая то смятение, то подъемы, всецело завися от своего физического состояния, она умела тонко чувствовать внешний мир.
Максимилиан Волошин писал: «это всегда она, всегда одна и та же, гибкая и грустная, и в глазах невольно остаются ее руки, бессильные и тонкие, как ветви березы, качающиеся в голубом небе».
Женские образы часто появляются в ее работах 1890-1895 годов, когда Якунчикова много писала, мечтала о семье, терзалась нравственным выбором и скучала по родному краю.
Символизм
Символизм Марии Якунчиковой глубок и носит аллегорический характер. Она писала «Теперь недостаточно чувствовать и говорить одному, надо сделать большое, большое <...> Сначала победить прозу». Во всем она видела тайну, которую хотела запечатлеть.
Поэтому творчество художницы выходит далеко за рамки и реализма, и импрессионизма, и самого модерна, поскольку является синтезом всего выше перечисленного. Ее стиль – это отображение переживания грезы наяву. От реализма она берет принцип подобия, от импрессионизма – эмоциональность, от символизма – музыкальность и поэтичность, позволяющую перерабатывать ностальгию в декоративную форму.
Один из любимых образов Якунчиковой – образ сада. В художественном прочтении это модель идеального пространства, рождающаяся на стыке поэтической мечты, реальных впечатлений, тоски по прошлому. «Природа, вечная, неизменная, говорит, вот Я, а вы, люди, как ни живите, ни волнуйтесь, ни сомневайтесь, Я все тут, и что ваши сомнения перед моей вечностью и непоколебимостью».
«Я вся - тона жемчужной акварели,
Я бледный стебель ландыша лесного,
Я легкость стройная обвисшей мягкой ели,
Я изморозь зари, мерцанье дна морского.»
М.А. Волошин