Говоря об этническом разнообразии Ирана, большинство людей вспомнят персов, азербайджанцев, гилянцев, белуджей и другие народы, которые мигрировали в регион на протяжении веков. Однако мало кто упомянет афро-иранцев или выходцев из Африки, проживающих в стране. Между тем, их численность составляет около 1 миллиона человек.
Большинство афро-иранцев попали в Иран в качестве рабов. В Индийском океане проходил торговый путь между Восточной Африкой и Ближним Востоком, через который и велась работорговля. Благодаря этому африканцы широко расселились по всему Ближнему Востоку и Индийскому субконтиненту. Практически каждая страна, граничащая с Персидским заливом, в качестве наследия рабства имеет африканское население, например, это афро-иракцы, афро-пакистанцы, афрокувейтцы, афрооманцы, афросаудовцы и так далее.
Даже в период правления династии Каджаров многие богатые семьи завозили африканцев, в частности, женщин, для выполнения домашних работ. В 1848 г. Мохаммед-шах издал фирман, запрещающий работорговлю.
Рабство сохранялось в качестве юридической практики в Иране до 1929 года, когда парламент принял законопроект, который предоставил рабам свободу и объявил их равноправными со всеми остальными иранцами. Хотя африканские рабы были рассеяны по Ирану, многие из них после освобождения поселились в южных районах, граничащих с Персидским заливом. Сейчас большая часть афро-иранцев сосредоточена в провинциях Хормозган, Систан и Белуджистан и Хузестан. В останах Хормозган, Хузестан и Бушир они составляют до 15% населения. По некоторым оценкам, численность афро-иранцев достигает 1 млн человек.
В зависимости от того, где они поселились, афро-иранцы ассимилировались в разной степени. Например, афро-иранские общины в провинции Систан и Белуджистан существуют отдельно от остального общества и поддерживают жесткую кастовую систему, которая предоставляет мало возможностей для социальной мобильности.
Высшим социальным классом в этом сообществе афро-иранцев являются дурзаде, африканцы, которые приехали в Иран для добычи жемчуга в Персидском заливе. Из-за своего заметного статуса дурзаде считают себя выше, чем гулямы и нукары, попавшие в Иран в качестве рабов. Кастовая система настолько жесткая, что брак между дурзаде и гулямами или нукарами строго запрещен. Однако в Бандар-Аббасе афро-иранские общины ассимилировались в гораздо большей степени, и межрасовые браки нередки.
Большинство афро-иранцев придерживаются шиизма, что является символом их ассимиляции в иранском обществе, но при этом они нередко сохраняют народные традиции и мистические верования. Например, среди них распространена практика Зар. Согласно этому учению люди могут быть одержимы до семидесяти двух разных видов ветров. Веру в Зар можно также найти среди коренного населения в Египте, Судане и Эфиопии.
Афро-иранцы вносят свой вклад в культурное многообразие Ирана. Например, знаменитый персидский танец бандари, который получил распространение также на севере Индии и Азербайджане, имеет истоки в африканской культуре. К практике Зар восходит вера в то, что этот танец обладает целебными свойствами – его танцевали с целью излечения больного.
Также обращает на себя внимание, что Хаджи Фируз, аналог Деда Мороза, персонаж, без которого не обходится иранский новый год, является чернокожим. Актеры, изображающие его вымазывают лицо сажей. Хаджи Фируз – это наследие афро-иранской общины на юге Ирана.
Хотите увидеть Иран своими глазами?
Присоединяйтесь к нашим турам! Открыт набор на ближайший месяц - http://discoveriran.ru/tour-standard-list/
В стоимость уже включены международный перелет, проживание в отелях 4*, все трансферы, завтраки, иранская сим-карта и туристическая страховка. Никаких дополнительных сборов. ВИЗА НЕ НУЖНА. Туры есть с вылетом из Москвы и из Санкт-Петербурга.
Всегда на связи, звоните или пишите: