В 19 веке (да, впрочем, и сегодня) универсальным средством против кожных болячек была мазь на основе оксида цинка. Она снимала воспаления и подсушивала язвы.
И вот 1817 г. в немецком городке Магдебург произошел переполох. Появилось подозрение, что во всех аптеках города в препаратах на основе оксида цинка содержится мышьяк. Когда такой препарат, содержавший оксид цинка, растворяли в кислоте, а затем продували сероводородом, то получался желтый осадок, ну точно сульфид мышьяка.
В дело вмешался немецкий же химик Фридрих Штромейер, к которому в руки попали образцы препаратов, а также исходное сырье для их производства – карбонат цинка ZnCO3. Если где и искать примесь, то в нем.
Если карбонат прокалить на воздухе, то должен получиться неокрашенный оксид цинка. Вместо этого Штромейер увидел желтоватый оттенок. В ходе дальнейшей работы ему удалось выделить фазу желто-коричневого цвета.
Этой фазой оказался оксид какого-то ранее неизвестного металла. Химик немного нагрел этот оксид в атмосфере водорода и получил мягкий металл белого цвета с коричневой оксидной пленкой на поверхности.
«Отличная штука, – подумал, наверное, Штромейер, – кадмием назову!»
Кадмеей называли цинкосодержащее сырье, которое добывали в античности вблизи Афин. Так же называлась крепость в этом городе, получившая свое имя в честь финикийского принца Кадма. И действительно кадмий – часто содержится именно в цинковых рудах в виде примеси.
За свою цветастость кадмий и его соединения полюбились ремесленникам и художникам. Окраска сульфидов кадмия варьируется от лимонной до оранжевой, оксиды – коричнево-красные. А горит кадмий и вовсе синим пламенем. Для фейерверков – самое то.