Смотревшие американский фильм «Падение чёрного ястреба» о событиях в Могадишо, столице Сомали, в 1993 году, наверняка помнят, как тяжело приходилось американским военным, вынужденным ездить по городу, где в них стреляли чуть ли не из каждого окна, в небронированных «Хаммерах». Особенно опасным было место стрелка-пулемётчика, не прикрытого от вражеского огня. Гибель одного такого пулемётчика в этом кино показали со всей наглядностью. Американские военные учли этот горький опыт и в дальнейшем снабдили «Хаммеры» не только противопульной бронёй, но и защитой пулемётной турели. Но произошло это далеко не сразу.
В сериале «Поколение убийц» американцы воюют уже в другой стране — Ираке. Они тоже ездят в «Хаммерах» без всяких щитков, прикрывающих пулемётчика. Если бы не подавляющее военное превосходство и низкий дух иракской армии, потери этих пулемётчиков были бы очень большими. Они и были таковыми, но в другой войне, в которой тоже воевали американцы. То есть во Вьетнаме: «Во время одного из первых применений М113 силами Южного Вьетнама, 2 января 1963 года возле деревни Апбак, 4-й механизированный эскадрон потерял 14 стрелков на 13 БТР…» (цитата из этой статьи) Погибших пулемётчиков в этом бою оказалось даже больше, чем пулемётов на М113 — то есть на одном из американских БТРов кто-то заменил убитого товарища у пулемёта и погиб сам.
После столь наглядной демонстрации опасности стрельбы из открыто расположенного на крыше боевой машины пулемёта, американцы стали приделывать к M113 щитки для защиты пулемётчиков. Что наверняка спасло немало жизней их солдат во всё том же Вьетнаме. Возникает резонный вопрос — почему же американские военные всего через несколько лет после окончания вьетнамской войны забыли о столь простом, но необходимом средстве защиты? Ведь конкурс на боевую машину, впоследствии получившую известность как «Хаммер» (официальное название HMMWV, сокращение от High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle, «высокоподвижное многоцелевое колёсное транспортное средство») был объявлен в 1979-м году, всего через четыре года после Вьетнама. Неужели и у тех, кто делал эту машину, и у тех военных, кто принимал её на вооружение американской армии, внезапно отшибло память о боях, проходивших всего несколько лет назад?
Разумеется не забыли. Более того, именно по опыту Вьетнама американцы осознали, что кроме БТР их пехотинцам необходим хорошо защищённый и вооружённый БМП, в результате чего на свет появился «Бредли» (о процессе его разработки есть замечательный фильм «Войны Пентагона»). Ведь в отсутствие БМП штурмовать вражескую оборону американской пехоте приходилось на M113, что приводило к высоким потерям. Так почему же в таком случае «Хаммер» изначально не имел ни брони, ни защиты для пулемётчика, по которому враг в бою наверняка будет стрелять из всего огнестрельного? Ведь только что, во Вьетнаме, они уже обожглись буквально на том же самом, с открыто расположенным стрелком на M113?
Никакой загадки здесь нет. Всё дело в предназначении «Хаммера» и его месте в бою. Кратко говоря, «Хаммеру» в бою не место. Эта машина заведомо не предназначалась для штурмовых действий, атак укреплений и т.д. «Хаммер» вообще не должен был участвовать в боях. Изначально он был просто легковым армейским автомобилем универсального назначения, вроде «Доджа 3/4» во Вторую Мировую или советской «ГАЗ-66». На «Хаммере» должны были перевозиться не слишком тяжёлые грузы и пассажиры, не более того. Естественно, бронезащита такой машине заведомо не нужна. Лишняя броня для автомобиля, который не должен был ездить под огнём противника, лишь утяжеляла бы его, увеличивая расход топлива и ухудшая проходимость.
Но после принятия «Хаммера» на вооружение американская армия воевала практически исключительно в локальных конфликтах со слабовооружённым противником. Посылать с каждым конвоем или на патрулирование танки или «Брэдли» было расточительно — ресурс у тяжёлых гусеничных боевых машин не слишком большой и всего через пару недель их интенсивной эксплуатации они отправятся на ремонтные базы. То ли дело колёсные машины, тем более числящиеся легковыми (хотя полная масса даже базового варианта не бронированного «Хаммера», с грузом и пассажирами, превышала 4 тонны). Они же «защищённые» (то бишь прочнее гражданских легковушек), вот пусть пехота на них и ездит.
«Хаммеры» начали задействовать и в боевых операциях, вроде той роковой в Могадишо. Они же сопровождали танки и «Брэдли» во время наступления американской армии в Ираке. «Хаммеры» колесили по дорогам Афганистана, неся при этом потери — от мин и самодельных взрывных устройств даже бронированные варианты этой машины защищены слабо. Изначально бывшему всего лишь армейским транспортным средством «Хаммеру» пришлось взять на себя роль своего рода лёгкого колёсного БТРа, что потребовало и соответствующую защиту, о которой изначально конструкторы этой машины вовсе не думали.