Найти в Дзене

Как вернуть "невозвратный" товар при покупке через интернет?

Оглавление

Разберемся по порядку. Сначала определим что такое невозвратный товар, затем рассмотрим особенности покупок через интернет. Далее, расскажу какие проблемы возникают на практике. Завершим ответом на вопрос: "Что делать?"

Невозвратный товар

Перечень, так называемых, невозвратных товаров утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2463. Он так и называется "Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену".

Указанный перечень подлежит применению при покупке товара непосредственно в магазине, но не подлежит применению при заказе товаров через интернет.

Дистанционная купля-продажа

Если мы не можем ознакомиться с товаром, осмотреть его в момент заключения договора, то закон называет такой способ дистанционным.

Запомнили - если товар нельзя непосредственно осмотреть, то для этого предусмотрена специальная статья в законе о дистанционной купле-продаже.
Фактически, все покупки в маркетплейсах - дистанционные, т.к. мы видим лишь описание, фото и иногда видео товара. Сам товар мы увидим только в момент получения.

Практический выхлоп: для дистанционной купли-продажи установлены специальные правила по возврату качественного товара.

Условия возврата

Нужно соблюсти срок возврата и выполнить требования к состоянию товара.

Срок. В законе прямо сказано, что при дистанционной купле-продаже потребитель может отказаться от товара 1) в любой момент до получения товара, 2) в течение 7 дней после получения, 3) в течение трех месяцев, если при получении не была доведена информация о порядке возврата товара (довольно специфический случай). Первый и вторые основания самые частые для возврата.

Состояние товара. Должен быть сохранен товарный вид, потребительские свойства, а также должен быть документ, который подтверждает факт и условия покупки товара. Переведем на русский: закон ориентирует, что товар можно вернуть, если вы его не использовали и у вас сохранились данные о покупке и оплате (например, это уведомление с площадки с номером заказа и выписка с банковской карты).

Ограничения на возврат товара

Качественный товар нельзя вернуть, если он может быть использован только этим покупателем. Например, вы заказали мебель, которую специально сделали по вашим размерам. Если к качеству нет вопросов, то вернуть ее не получится.

И конечно же нельзя сначала попользоваться вещью, а потом вернуть.

Больше никаких ограничений по возврату нет. Поэтому по закону можно вернуть назад хоть нижнее белье, хоть технически сложный товар (ноутбук), если соблюдены вышеназванные условия.

Проблемы на практике

К сожалению, суды очень творчески читают закон и из-за этого поддерживают незаконную практику отказа в возврате товара.
Суды рассуждают, можно сказать, по-бытовому . Товар качественный, входит в перечень невозвратных товаров, поэтому вернуть их нельзя. Эта практика не соответствует закону, но нужно понимать такой риск.

Что делать?

Итак, мы видим, что суды могут не поддержать вас.

Я вижу следующие способы борьбы.

1. Жалоба в Роспотребнадзор перед подачей иска. Роспотребнадзор последовательно занимает позицию, что при соблюдении условий можно вернуть любой товар. Роспотребнадзор может привлечь продавца к административной ответственности, что существенно облегчит задачу.
2. Привлекать Роспотребнадзор к участию в судебном споре. По аналогичным причинам. Суду будет сложнее отказать, если на вашей стороне будет государственный орган.
3. В суде активно ссылаться на разъяснения Роспотребнадзора (например: <Информация> Роспотребнадзора "Вниманию потребителя: особенности возврата товара надлежащего качества, купленного при дистанционном способе продажи товара") и на практику ВС РФ, в частности на п. 3 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2022).

За право нужно бороться, поэтому дерзайте!


Если Вы столкнулись с такой проблемой, можете написать мне в мессенджер, бесплатно подскажу, что делать. Считайте это моим вкладом в борьбу за наши общие права потребителей.

Можете писать мне в telegram @advokat_eremin, а также в WhatsApp по номеру +79065860465.