Найти тему

Описательная похвала или как правильно хвалить

Оценка, которую каждый человек выносит себе сам, является наиболее значимым фактором в его психологическом развитии и мотивации. Характер самооценки имеет решающую роль в нашей жизни, определяет чувства, желания, ценности и цели.

Похвала - это очень важный и необходимый положительный отзыв о ком-либо или о чем-либо. Это своебразное высказывание нашего одобрения в адрес человека или его поступков.

Большинство людей не умеет правильно хвалить. Любой человек способен моментально улавливать неискренность в похвале. Когда кто-то хвалит нас, порой нам сразу кажется, что сказанные слова звучат фальшиво, они заставляют сомневаться в том, кто хвалит. Иногда слова похвалы вызывают у нас ощущение, что человек льстит. Хочется немедленно опровергнуть сказанное им. Также неуместно сказанные слова похвалы способны вызвать неуверенность в себе и сосредоточение на собственных недостатках, могут породить тревогу, снизить активность или выглядеть как манипуляция. Порой похвала заставляет нас насторожиться и решить, что человеку от нас что-то нужно.

Такие слова как, хорошо, красиво, фантастически, молодец, чаще всего дают, обратный ожидаемому, эффект. Это оценочная похвала. Эти слова способны вызвать неловкость, смущение и недоверие. Чаще всего такие слова вообще пропускаются мимо ушей, как будто они и не звучали вовсе.

-2

Для того, чтобы этого не произошло, нужно научиться правильно хвалить. Для этого используется такое понятие, как описательная похвала. Такая похвала имеет два этапа.

Первый этап описательной похвалы требует от нас описать то, что мы видим или чувствуем.

Второй этап позволяет, услышавшему такую похвалу человеку, самому похвалить себя, таким образом подкрепляя собственную самооценку.

Описательная похвала помогает человеку заметить и оценить свои собственные достижения.

Мы все привыкли хвалить так, как нас хвалили наши родители. По началу бывает очень трудно привыкнуть к новому методу похвалы, кажется, что такой метод звучит очень глупо. Постоянно описывать то, что мы видим кажется нелепым и непривычным. Но впервые увидев результаты описательной похвалы, никто не захочет больше вернуться к привычной оценочной стратегии. Описательная похвала помогает человеку осознавать и ценить свои сильные стороны.

Существует еще один способ описательной похвалы. Для его использования в заключение к сказанному, нужно добавить несколько заключительных слов, как бы подводящих итог всему вышесказанному. Таким образом дается словесная характеристика того, что человек не знал о себе ранее, своеобразный вывод.

Описательная похвала подходит как для детей, так и для взрослых. Она помогает сделать вывод, что если человек делает что-то хорошо, значит способен на это.

Описательная похвала способна отложиться в глубине души, оставляя своеобразные якоря, к которым мы сможем возвращаться. Оценочная же похвала не способна вызывать ощущение гордости за себя.

При использовании описательной похвалы стоит избегать напоминания прошлых неудач, использовать ее к месту, использовать ее по возрасту и не переусердствовать.

Описательная похвала несет в себе конкретику, пользу и побуждает к действию. Она помогает понять, что именно достойно похвалы. В такой похвале слышны эмоции, которые вызывает действие. Она несет в себе заключение о пользе от происходящего. Описательная похвала способна показать, что совершен правильный поступок. Это побуждает повторять хорошие поступки и в дальнейшем.

Примеры описательной похвалы

Я: "Я вижу, тут было проделано много работы. Все машинки стоят на полке. Весь конструктор собран в коробку. (Описательная похвала). В эту комнату приятно входить." (Заключение).

Ребенок: "Я знаю как убираться, когда захочу."

Я: Только посмотри на этот сочный красный цвет и эту тонкую бахрому! А на эти полоски и петли! И какой он широкий. (Описательная похвала. Дочь связала шарф.) Этот шарф действительно согреет меня в холодную погоду. (Заключение).

Ребенок: Ей действительно нравится. (Думает).

Я: "Я очень тронута твоим стихотворением про льва. Мне особенно нравится строчка "Он бьет гигантскими лапами".

Ребенок: "Я могу писать хорошие стихи. Завтра напишу еще одно."