Заключительная статья по оперативной психодиагностике Как «читать» людей? Сегодня много говориться о архетипах, но о реальном, практическом применении этих знаний подробно не рассказывает ни один тренинг, ни одна книга.
Начнём с того, что это вообще такое. Архетип - особый вид воздействия нашего бессознательного на сознательное. Как бы так объяснить... Это что-то вроде нашей внутренней личности, заложенной с рождения. Мы его не контролируем, но поддаёмся его влиянию, даже не ощущая этого.
Главной особенностью архетипов является коллективная бессознательность. Они являются чем-то типа духовного наследия всего, что пережило человечество. Видя некий шаблон, ролевую модель в поведении человека, мы, сами того не осознавая, испытываем определённые эмоции.
Поясню на примере: и сейчас, и тысячу лет назад в понимании любого человека женщина была женственной, а мужчина мужественным (упустим современную повестку, из покон веков непринятие этих исходных считалось болезнью и отклонением от нормы); ребёнок- неразумным, взрослый - серьёзным.
Мужчина несёт в себе энергию воина, руководитель - энергию власти и т.д. Эти знания не передаются воспитанием и образованием, мы с ними рождены. Даже Маугли, выросший в стае волков, способен отличить мужчину от женщины и почувствует большую опасность от взрослого, чем от подростка.
Что означает находиться в том или ином архетипе?
Любому человеку присущ образ, который он реализует в поведении, причём в разные периоды жизни, этот образ видоизменяется.
Окружающую реальность человек воспринимает через призму своего архетипа: например, мудрец увидит событие иначе, чем юное дитя, и это не зависит ни от пола, ни от национальности, ни от социального статуса, ни от уровня образования.
Ещё немного духоты. Понятие архетипичных конструкций в психологию ввёл Карл Юнг. Он различал личное бессознательное, основанное на опыте конкретного человека, и коллективное бессознательное, которое передаётся из поколения в поколение и считается универсальным для всего биологического вида.
Наиболее интересная и подходящая для метода оперативной психодиагностики модель архетипического квадрата принадлежит Тому Четуинду.
На каждом из этих временных этапов существуют свои цели и задачи. Они не осознаются, но позволяют человеку адекватно существовать и адаптироваться в обществе.
У каждого архетипа есть внешняя, социальная сторона - персона. Это маска, которую человек надевает при общении с другими людьми. Есть и обратная, теневая сторона архетипа - тень. Это репрессированная сторона личности, таящая в себе всю негативную природу человека.
Только побывав на обеих сторонах архетипа, человек гармонично переходит в следующий квадрат. Стоит ли говорить, что самым показательным переходом является скачок из детства в молодость, где человек перестаёт находиться под опекой и попадает в бурное течение самостоятельной жизни.
Переходя в зрелость, человек реализует накопившийся за время молодости опыт, а в старости создаёт собственные нормы и правила, которые передаёт и даже навязывает следующему поколению.
Все эти базовые тенденции проявляются в поведении человека, влияют на его ценности и убеждения, всё это происходит бессознательно.
Застревания и перекосы в архетипах
Если человек проходит все стадии от детства до старости, он выглядит достаточно гармонично и социально приемлемо. Если же он застревает в одном из квадратов, то архетип начинает проявлять себя с некоторомы перекосами.
Вы наверняка видели на улице людей в яркой, не по возрасту одежде, на которых невозможно не обратить внимание. Чаще всего эти мужчины и женщины застряли в архетипах детства и молодости.
Как уже говорилось, у каждого архетипа существует тёмная (репрессируемая) сторона. Любому послушному Принцу, иногда надоедает следовать правилам и хочется превратиться в Бродягу, а Принцессе побыть Дрянной девчонкой. Но не каждый человек позволяет себе это сделать, а зря: при подавлении теневой стороны и её непринятии возможны психологические перекосы, которые могут привести к спонтанным антисоциальным проявлениям.
Давайте подробнее рассмотрим архетипические конструкции на каждом возрастном этапе с примерами литературных и киношных персонажей.
Детство (14-17 лет, в связи с инфантилизацией общества может длиться до 19 лет).
Принц
Базовая потребность архетипа: соответствовать социальным нормам и правилам, принадлежать к социальной общности, которую он идеализирует.
Основные поведенческие характеристики: следование нормам и правилам, противопоставление добра и зла, вовлечённость в социальную иерархию, вежливость, послушность, идеализация.
Внешний вид: аккуратная причёска, классическая одежда.
Характерное поведение: выполнение принятых в социуме ритуалов и сценариев, следование этикету. Посещение секций, выбор «правильного» хобби.
Отношения с женщинами: предмет любви идеализируется, рассматривается только через рамку серьёзных отношений.
Выбор деятельности: важно то, что престижно. Часто следует по стопам отца. Чаще всего Принцы думают о юриспруденции, государственной службе, банковской работе и менеджменте.
Примеры: Малыш из книги и м/ф «Малыш и Карлсон», Знайка из м/ф «Незнайка на Луне».
Принцесса
Базовая потребность: следовать социальным нормам и правилам, желание быть любимой, соответствовать социуму.
Основные поведенческие характеристики: послушность, забота, капризность, мечтательность, поиск своего счастья, стремление соответствовать образу взрослой женщины.
Внешний вид: аккуратная причёска, классическая одежда.
Характерное поведение: выполнение принятых в социуме ритуалов и сценариев, следование этикету. Выбор «правильного» хобби.
Отношения с мужчинами: предмет любви идеализируется, ожидание «принца на белом коне», обязателен ритуал ухаживания.
Выбор деятельности: польза людям - учитель, врач.
Примеры: Золушка, Герда, Мальвина.
Бродяга (бунтарь)
Базовая потребность: противостояние социальным нормам и правилам, желание вызвать неодобрение и упрёки окружающих.
Основные поведенческие характеристики: нигилизм, отрицание иерархии, демонстративное призрение правил и норм, членство в антисоциальной субкультуре, попытки доминации в своём социуме.
Внешний вид: вызывающая одежда и причёска.
Характерное поведение: стремление попробовать то, что порицается обществом. Постоянное обсуждение неправильности действующего порядка и мечты его изменить.
Отношения с женщинами: влюблённость в недоступную, стремление к девушке мечты, при этом, постоянное общение с «заменителями».
Выбор деятельности: богемные, эпатажные, оригинальные профессии.
Примеры: Карлсон, Незнайка, Гекльберри Финн.
Дрянная девчонка
Базовая потребность: противостояние социальным нормам и правилам, желание вызвать неодобрение и упрёки окружающих.
Основные поведенческие характеристики: стремление противостоять общепринятым нормам, отрицание социальной иерархии, стыд за родителей, желание острых ощущений, распущенность, показная грубость.
Внешний вид: причёска и одежда далеки от общепринятых, волосы чаще всего покрашены в неестественный, яркий цвет, растрёпанность.
Характерное поведение: пропадание на тусовках, принадлежность к группе, не одобряемой обществом, лень, мечты об идеальном мире.
Отношения с мужчинами: влюблённость в мужчин старшего возраста, недоступность для «посредственных», возможны отношения с женатыми для демонстрации своей значимости и особенности.
Выбор деятельности: мечта о звёздной профессии: актриса, певица, блогер.
Примеры: Маленькая разбойница из «Снежной Королевы», Пеппи Длинныйчулок.
Молодость (17-29 лет)
Трикстер (Шут)
Базовая потребность: необходимость испытывать сильные эмоции, желание быть собой и набираться опыта в свободном существовании.
Основные поведенческие характеристики: обаяние, коммуникабельность, сообразительность и креативность, лёгкость и смелость. Добро и зло оцениваются по полезности и целесообразности.
Внешний вид: стремление к романтическому стилю, гламуру, следование модным тенденциям в одежде и причёске.
Характерное поведение: душа компании с хорошим чувством юмора, лёгкостью в коммуникации и поведении, присущи необязательность и поверхностность.
Отношения с женщинами: лёгкие, необременительные, с уходом по-английски.
Выбор деятельности: творческая, дистанционная, со свободным графиком.
Примеры: Джек Воробей (кхм, капитан... Джек Воробей), Трубадур из Бременских музыкантов.
Фея
Базовая потребность: необходимость испытывать сильные эмоции, желание быть собой и набираться опыта в свободном существовании.
Основные поведенческие характеристики: спонтанность, непредсказуемость, ветренность, гиперэмоциональность, желание привлекать внимание (возможны истеричность и плаксивость). Верят, что всё случиться без усилий, как по волшебству.
Внешний вид: наивно-романтический стиль, любовь к разного рода аксессуарам, следование моде в одежде и причёске.
Характерное поведение: нарушение правил, несоблюдение дистанции, флирт, частая и резкая смена настроения, лёгкость в поведении.
Отношения с мужчинами: её должны любить и боготворить, часто имеет много ухажеров.
Выбор деятельности: главное в профессии - показать себя.
Примеры: Констанция Бонасье из Мушкетёров, Незнакомка из Покровских ворот.
Чёрный маг (Манипулятор)
Базовая потребность: контроль и подавление эмоций, рациональность, манипулирование другими людьми.
Основные поведенческие характеристики: расчётливость, хитрость, сарказм, умение выйти сухим из воды, плетение интриг, неразличение добра и зла, сокрытие своих планов и целей.
Внешний вид: однотонная одежда невыразительных цветов, специализированная под деятельность. С причёской история аналогичная.
Характерное поведение: анализ ситуации, планирование, достижение своих целей, стремление к контролю над собой и другими, спокоен, манипулятивен.
Отношения с женщинами: использование женщины в своих целях, легко избавляется. Если любит, то крайне эгоистично. Собственник и ревнивец.
Выбор деятельности: профессии, связанные с анализом человеческого интереса (маркетолог, психолог, политик)
Примеры: граф Калиостро, доктор Хаус, Джакомо Казанова.
Ведьма (Кармен)
Базовая потребность: контроль и подавление эмоций, рациональность, манипулирование и управление другими.
Основные поведенческие характеристики: обаяние, трезвость и расчётливость ума, искусство соблазнения и интриг, извлечение пользы и выгоды, неразличие добра и зла, скрытность и непредсказуемость.
Внешний вид: дорогая (или оформленная под дорогую) одежда, нацеленная на соблазнение и демонстрацию своей доминации.
Характерное поведение: сексуальность, скрытность, загадочность.
Отношения с мужчинами: использует мужчин откровенно и хладнокровно. Ищет покровителя (так называемого папика), а не любимого.
Выбор деятельности: профессия - возможность встретить покровителя.
Примеры: Снежная королева, Миледи Винтер, Шамаханская Царица.
Зрелость (30-60 лет)
Воин
Базовая потребность: реализация эмоционального опыта, приобретение материальных ценностей и власти.
Основные поведенческие характеристики: сила, решительность, смелость, суровость, мужественность, чёткое понимание иерархии (недоверие к дальнему начальству), наличие ритуалов и суеверий.
Внешний вид: одежда всегда исходит из контекста, функциональна, удобна для реализации необходимых действий.
Характерное поведение: следование общепринятым законам и правилам, стабильная модель поведения, непритязательность в еде и условиях жизни.
Отношения с женщинами: наличие святой женщины (матери, возлюбленной, сестры). Остальные женщины - случайные спутницы.
Выбор деятельности: государственный служащий, бизнесмен.
Примеры: Рэмбо, Штирлиц, Джеймс Бонд.
Охотница
Базовая потребность: реализация эмоционального опыта, приобретение материальных ценностей, статуса, партнёра.
Основные поведенческие характеристики: ориентация на достижение целей, принятие мужских правил, активность, рациональность, дисциплина, сочувственно-презрительное отношение к другим женщинам.
Внешний вид: стиль бизнес-леди, одежда функциональна и ориентирована на контекст. Классические причёски.
Характерное поведение: порядок и функциональность в действиях и решениях, Следование общепринятым нормам и правилам, стабильная модель поведения в обществе.
Отношения с мужчинами: отказ от семьи в пользу карьеры (возможно, с её сохранением). Мужчина - равный: друг, товарищ, партнёр.
Выбор деятельности: государственная служащая, бизнес-леди.
Примеры: Жанна Д'Арк, Скарлет О'Хара, Зена - королева войнов.
Ронин
Базовая потребность: реализация эмоционального опыта, избегание привязанностей, недоверие, одиночество.
Основные поведенческие характеристики: одиночество, отсутствие ресурсов, плывёт по течению, недоверие к окружающему миру и его законам, отсутствие глобальных целей, асоциальность, склонность к борьбе и мести.
Внешний вид: минимализм во всём. Одежда простая, функциональная, часто неухоженная, как и причёска.
Характерное поведение: все действия порождаются сиюминутной потребностью.
Отношения с женщинами: наличие святой женщины (матери, возлюбленной, сестры). Остальные женщины - случайные спутницы. Неуважение к женщине, но боязнь её.
Выбор деятельности: наёмная работа с минимальной ответственностью или работа на себя.
Примеры: Леон, Суини Тодд, Джон Хэнкок.
Амазонка
Базовая потребность: реализация эмоционального опыта, избегание привязанностей, недоверие, одиночество.
Основные поведенческие характеристики: стремление к одиночеству и превосходстве над мужчинами, агрессивность, отсутствие ресурсов, недоверие к окружающему миру и его законам, отвращение к слабым.
Внешний вид: одежда простая, часто мужская, неухоженная.
Характерное поведение: мужское поведение и привычки, часто курит и выпивает, плывёт по течению.
Отношения с мужчинами: стремление доминировать над мужчиной.
Выбор деятельности: наёмная работа с минимальной ответственностью или работа на себя.
Примеры: Чёрная Мамба, Саманта, Кэтрин из к/ф Основной инстинкт.
Старость (55-75 лет, глубокую старость и раннее детство психоанализ не берёт)
Хозяин
Базовая потребность: контроль и власть, создание законов и правил, стабильность.
Основные поведенческие характеристики: ответственность, контроль, порядочность, долг перед семьей, деление мира на своих и чужих, стремление копить и приумножать материальные ценности, склонность к ксенофобии.
Внешний вид: консерватизм, добротность, старомодность.
Характерное поведение: следование правилам и навязывание их, настороженность к новому, упрямство.
Отношения с женщинами: спутница в старости, верная жена.
Выбор деятельности: проверенные временем профессии.
Примеры: Магистр Йода, Дон Корлеоне.
Хозяйка
Базовая потребность: контроль, забота, порядок, предсказуемость.
Основные поведенческие характеристики: внимательность к окружающим, забота, терпение, опека, гостеприимство, доверие только к проверенным методам.
Внешний вид: старомодность, консерватизм, добротность.
Характерное поведение: наблюдение за соблюдением порядка.
Отношения с мужчинами: муж - хозяин, опора и поддержка.
Выбор деятельности: домохозяйство, иногда работа с людьми: врач, учитель.
Примеры: любая добрая бабушка из мультфильмов и кино.
Людоед
Базовая потребность: нежелание брать за что-либо ответственность, требовательность к окружающим.
Основные поведенческие характеристики: самоуверенность, презрение к другим людям, подозрительность, ориентация исключительно на собственное (самое авторитетное) мнение.
Внешний вид: могут выглядеть вычурно, пытаясь унизить других.
Характерное поведение: приписывание окружающим глупых мыслей и поступков, самодурство.
Отношения с женщинами: жена - тихая мышь, во всём подчиняющаяся, ведущая хозяйство.
Выбор деятельности: властные профессии, местное самоуправление.
Примеры: Дарт Сидиус, Дед из м/ф Дом Монстр.
Мачеха
Базовая потребность: нежелание брать за что-либо ответственность, требовательность к окружающим.
Основные поведенческие характеристики: гиперопека и сверхконтроль, игнорирование интересов других, злопамятность, показная усталость от жизни и ответственности.
Внешний вид: могут выглядеть вычурно, с целью унизить других.
Характерное поведение: приписывание окружающим глупых мыслей и поступков, самодурство.
Отношения с мужчинами: муж - тряпка, отношение к мужчине как к маленькому мальчику.
Выбор деятельности: властные профессии.
Примеры: Госпожа Белладонна, Баба-Яга.
Заключение
Теперь вы знаете архетипы для каждого возрастного периода жизни человека.
А если читали другие статьи из сборника Как «читать» людей?, то ещё разбираетесь в ключевых психотипах личности и психогеометрии тела человека.
Если объединить все полученные знания, можно полноценно пользоваться методом оперативной психодиагностики по следующей инструкции:
1 шаг: Проводим визуальную оценку. Если явно прослеживается психогеометрия тела, на которую наслаиваются особенности походки и внешнего вида - сразу можем делать определённые выводы. Если человек относиться к смешанному типу - продолжаем копать.
2 шаг: Определение характера через беседу на нейтральные темы. Ваша задача - определить основные языковые шаблоны человека, какими словами и оборотами он оперирует. Обращайте внимание на мимику и жесты. Если однозначные выводы сделать не получилось, идём дальше.
3 шаг: Определяем архетип человека. Для этого достаточно понимать возрастной период, а там выбор не велик. Какого персонажа фильмов или кино напоминает вам собеседник? Может он застрял в каком-либо архетипичном квадрате?
Полученных данных вам с головой должно хватать как для подстраивания, так и дезадаптации собеседника. Метод поможет быстро понять: это нужный вам человек, или не совсем.
Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на канал, тут интересно для тех, кому интересно.