Найти в Дзене
Слух в мысли

Шут или Воин? Архетипы в оперативной психодиагностике

Заключительная статья по оперативной психодиагностике Как «читать» людей? Сегодня много говориться о архетипах, но о реальном, практическом применении этих знаний подробно не рассказывает ни один тренинг, ни одна книга. Начнём с того, что это вообще такое. Архетип - особый вид воздействия нашего бессознательного на сознательное. Как бы так объяснить... Это что-то вроде нашей внутренней личности, заложенной с рождения. Мы его не контролируем, но поддаёмся его влиянию, даже не ощущая этого. Главной особенностью архетипов является коллективная бессознательность. Они являются чем-то типа духовного наследия всего, что пережило человечество. Видя некий шаблон, ролевую модель в поведении человека, мы, сами того не осознавая, испытываем определённые эмоции. Поясню на примере: и сейчас, и тысячу лет назад в понимании любого человека женщина была женственной, а мужчина мужественным (упустим современную повестку, из покон веков непринятие этих исходных считалось болезнью и отклонением от нормы);
Оглавление

Заключительная статья по оперативной психодиагностике Как «читать» людей? Сегодня много говориться о архетипах, но о реальном, практическом применении этих знаний подробно не рассказывает ни один тренинг, ни одна книга.

Архетипы часто обретают плоть на холстах художников, но нормальные иллюстрации по этой теме фиг найдёшь.
Архетипы часто обретают плоть на холстах художников, но нормальные иллюстрации по этой теме фиг найдёшь.

Начнём с того, что это вообще такое. Архетип - особый вид воздействия нашего бессознательного на сознательное. Как бы так объяснить... Это что-то вроде нашей внутренней личности, заложенной с рождения. Мы его не контролируем, но поддаёмся его влиянию, даже не ощущая этого.

Главной особенностью архетипов является коллективная бессознательность. Они являются чем-то типа духовного наследия всего, что пережило человечество. Видя некий шаблон, ролевую модель в поведении человека, мы, сами того не осознавая, испытываем определённые эмоции.

Поясню на примере: и сейчас, и тысячу лет назад в понимании любого человека женщина была женственной, а мужчина мужественным (упустим современную повестку, из покон веков непринятие этих исходных считалось болезнью и отклонением от нормы); ребёнок- неразумным, взрослый - серьёзным.

Мужчина несёт в себе энергию воина, руководитель - энергию власти и т.д. Эти знания не передаются воспитанием и образованием, мы с ними рождены. Даже Маугли, выросший в стае волков, способен отличить мужчину от женщины и почувствует большую опасность от взрослого, чем от подростка.

Что означает находиться в том или ином архетипе?

Любому человеку присущ образ, который он реализует в поведении, причём в разные периоды жизни, этот образ видоизменяется.

Окружающую реальность человек воспринимает через призму своего архетипа: например, мудрец увидит событие иначе, чем юное дитя, и это не зависит ни от пола, ни от национальности, ни от социального статуса, ни от уровня образования.

Ещё немного духоты. Понятие архетипичных конструкций в психологию ввёл Карл Юнг. Он различал личное бессознательное, основанное на опыте конкретного человека, и коллективное бессознательное, которое передаётся из поколения в поколение и считается универсальным для всего биологического вида.

Наиболее интересная и подходящая для метода оперативной психодиагностики модель архетипического квадрата принадлежит Тому Четуинду.

На каждом из этих временных этапов существуют свои цели и задачи. Они не осознаются, но позволяют человеку адекватно существовать и адаптироваться в обществе.

У каждого архетипа есть внешняя, социальная сторона - персона. Это маска, которую человек надевает при общении с другими людьми. Есть и обратная, теневая сторона архетипа - тень. Это репрессированная сторона личности, таящая в себе всю негативную природу человека.

Только побывав на обеих сторонах архетипа, человек гармонично переходит в следующий квадрат. Стоит ли говорить, что самым показательным переходом является скачок из детства в молодость, где человек перестаёт находиться под опекой и попадает в бурное течение самостоятельной жизни.

Переходя в зрелость, человек реализует накопившийся за время молодости опыт, а в старости создаёт собственные нормы и правила, которые передаёт и даже навязывает следующему поколению.

Все эти базовые тенденции проявляются в поведении человека, влияют на его ценности и убеждения, всё это происходит бессознательно.

Очевидно, что на разных этапах жизни меняется очень многое: внешность, ценности, приоритеты, убеждения, ожидания общества.
Очевидно, что на разных этапах жизни меняется очень многое: внешность, ценности, приоритеты, убеждения, ожидания общества.

Застревания и перекосы в архетипах

Если человек проходит все стадии от детства до старости, он выглядит достаточно гармонично и социально приемлемо. Если же он застревает в одном из квадратов, то архетип начинает проявлять себя с некоторомы перекосами.

Вы наверняка видели на улице людей в яркой, не по возрасту одежде, на которых невозможно не обратить внимание. Чаще всего эти мужчины и женщины застряли в архетипах детства и молодости.

-5

Как уже говорилось, у каждого архетипа существует тёмная (репрессируемая) сторона. Любому послушному Принцу, иногда надоедает следовать правилам и хочется превратиться в Бродягу, а Принцессе побыть Дрянной девчонкой. Но не каждый человек позволяет себе это сделать, а зря: при подавлении теневой стороны и её непринятии возможны психологические перекосы, которые могут привести к спонтанным антисоциальным проявлениям.

Давайте подробнее рассмотрим архетипические конструкции на каждом возрастном этапе с примерами литературных и киношных персонажей.

Детство (14-17 лет, в связи с инфантилизацией общества может длиться до 19 лет).

Принц

-6

Базовая потребность архетипа: соответствовать социальным нормам и правилам, принадлежать к социальной общности, которую он идеализирует.

Основные поведенческие характеристики: следование нормам и правилам, противопоставление добра и зла, вовлечённость в социальную иерархию, вежливость, послушность, идеализация.

Внешний вид: аккуратная причёска, классическая одежда.

Характерное поведение: выполнение принятых в социуме ритуалов и сценариев, следование этикету. Посещение секций, выбор «правильного» хобби.

Отношения с женщинами: предмет любви идеализируется, рассматривается только через рамку серьёзных отношений.

Выбор деятельности: важно то, что престижно. Часто следует по стопам отца. Чаще всего Принцы думают о юриспруденции, государственной службе, банковской работе и менеджменте.

Примеры: Малыш из книги и м/ф «Малыш и Карлсон», Знайка из м/ф «Незнайка на Луне».

Принцесса

-7

Базовая потребность: следовать социальным нормам и правилам, желание быть любимой, соответствовать социуму.

Основные поведенческие характеристики: послушность, забота, капризность, мечтательность, поиск своего счастья, стремление соответствовать образу взрослой женщины.

Внешний вид: аккуратная причёска, классическая одежда.

Характерное поведение: выполнение принятых в социуме ритуалов и сценариев, следование этикету. Выбор «правильного» хобби.

Отношения с мужчинами: предмет любви идеализируется, ожидание «принца на белом коне», обязателен ритуал ухаживания.

Выбор деятельности: польза людям - учитель, врач.

Примеры: Золушка, Герда, Мальвина.

Бродяга (бунтарь)

-8

Базовая потребность: противостояние социальным нормам и правилам, желание вызвать неодобрение и упрёки окружающих.

Основные поведенческие характеристики: нигилизм, отрицание иерархии, демонстративное призрение правил и норм, членство в антисоциальной субкультуре, попытки доминации в своём социуме.

Внешний вид: вызывающая одежда и причёска.

Характерное поведение: стремление попробовать то, что порицается обществом. Постоянное обсуждение неправильности действующего порядка и мечты его изменить.

Отношения с женщинами: влюблённость в недоступную, стремление к девушке мечты, при этом, постоянное общение с «заменителями».

Выбор деятельности: богемные, эпатажные, оригинальные профессии.

Примеры: Карлсон, Незнайка, Гекльберри Финн.

Дрянная девчонка

-9

Базовая потребность: противостояние социальным нормам и правилам, желание вызвать неодобрение и упрёки окружающих.

Основные поведенческие характеристики: стремление противостоять общепринятым нормам, отрицание социальной иерархии, стыд за родителей, желание острых ощущений, распущенность, показная грубость.

Внешний вид: причёска и одежда далеки от общепринятых, волосы чаще всего покрашены в неестественный, яркий цвет, растрёпанность.

Характерное поведение: пропадание на тусовках, принадлежность к группе, не одобряемой обществом, лень, мечты об идеальном мире.

Отношения с мужчинами: влюблённость в мужчин старшего возраста, недоступность для «посредственных», возможны отношения с женатыми для демонстрации своей значимости и особенности.

Выбор деятельности: мечта о звёздной профессии: актриса, певица, блогер.

Примеры: Маленькая разбойница из «Снежной Королевы», Пеппи Длинныйчулок.

Молодость (17-29 лет)

Трикстер (Шут)

-10

Базовая потребность: необходимость испытывать сильные эмоции, желание быть собой и набираться опыта в свободном существовании.

Основные поведенческие характеристики: обаяние, коммуникабельность, сообразительность и креативность, лёгкость и смелость. Добро и зло оцениваются по полезности и целесообразности.

Внешний вид: стремление к романтическому стилю, гламуру, следование модным тенденциям в одежде и причёске.

Характерное поведение: душа компании с хорошим чувством юмора, лёгкостью в коммуникации и поведении, присущи необязательность и поверхностность.

Отношения с женщинами: лёгкие, необременительные, с уходом по-английски.

Выбор деятельности: творческая, дистанционная, со свободным графиком.

Примеры: Джек Воробей (кхм, капитан... Джек Воробей), Трубадур из Бременских музыкантов.

Фея

-11

Базовая потребность: необходимость испытывать сильные эмоции, желание быть собой и набираться опыта в свободном существовании.

Основные поведенческие характеристики: спонтанность, непредсказуемость, ветренность, гиперэмоциональность, желание привлекать внимание (возможны истеричность и плаксивость). Верят, что всё случиться без усилий, как по волшебству.

Внешний вид: наивно-романтический стиль, любовь к разного рода аксессуарам, следование моде в одежде и причёске.

Характерное поведение: нарушение правил, несоблюдение дистанции, флирт, частая и резкая смена настроения, лёгкость в поведении.

Отношения с мужчинами: её должны любить и боготворить, часто имеет много ухажеров.

Выбор деятельности: главное в профессии - показать себя.

Примеры: Констанция Бонасье из Мушкетёров, Незнакомка из Покровских ворот.

Чёрный маг (Манипулятор)

-12

Базовая потребность: контроль и подавление эмоций, рациональность, манипулирование другими людьми.

Основные поведенческие характеристики: расчётливость, хитрость, сарказм, умение выйти сухим из воды, плетение интриг, неразличение добра и зла, сокрытие своих планов и целей.

Внешний вид: однотонная одежда невыразительных цветов, специализированная под деятельность. С причёской история аналогичная.

Характерное поведение: анализ ситуации, планирование, достижение своих целей, стремление к контролю над собой и другими, спокоен, манипулятивен.

Отношения с женщинами: использование женщины в своих целях, легко избавляется. Если любит, то крайне эгоистично. Собственник и ревнивец.

Выбор деятельности: профессии, связанные с анализом человеческого интереса (маркетолог, психолог, политик)

Примеры: граф Калиостро, доктор Хаус, Джакомо Казанова.

Ведьма (Кармен)

-13

Базовая потребность: контроль и подавление эмоций, рациональность, манипулирование и управление другими.

Основные поведенческие характеристики: обаяние, трезвость и расчётливость ума, искусство соблазнения и интриг, извлечение пользы и выгоды, неразличие добра и зла, скрытность и непредсказуемость.

Внешний вид: дорогая (или оформленная под дорогую) одежда, нацеленная на соблазнение и демонстрацию своей доминации.

Характерное поведение: сексуальность, скрытность, загадочность.

Отношения с мужчинами: использует мужчин откровенно и хладнокровно. Ищет покровителя (так называемого папика), а не любимого.

Выбор деятельности: профессия - возможность встретить покровителя.

Примеры: Снежная королева, Миледи Винтер, Шамаханская Царица.

Зрелость (30-60 лет)

Воин

-14

Базовая потребность: реализация эмоционального опыта, приобретение материальных ценностей и власти.

Основные поведенческие характеристики: сила, решительность, смелость, суровость, мужественность, чёткое понимание иерархии (недоверие к дальнему начальству), наличие ритуалов и суеверий.

Внешний вид: одежда всегда исходит из контекста, функциональна, удобна для реализации необходимых действий.

Характерное поведение: следование общепринятым законам и правилам, стабильная модель поведения, непритязательность в еде и условиях жизни.

Отношения с женщинами: наличие святой женщины (матери, возлюбленной, сестры). Остальные женщины - случайные спутницы.

Выбор деятельности: государственный служащий, бизнесмен.

Примеры: Рэмбо, Штирлиц, Джеймс Бонд.

Охотница

-15

Базовая потребность: реализация эмоционального опыта, приобретение материальных ценностей, статуса, партнёра.

Основные поведенческие характеристики: ориентация на достижение целей, принятие мужских правил, активность, рациональность, дисциплина, сочувственно-презрительное отношение к другим женщинам.

Внешний вид: стиль бизнес-леди, одежда функциональна и ориентирована на контекст. Классические причёски.

Характерное поведение: порядок и функциональность в действиях и решениях, Следование общепринятым нормам и правилам, стабильная модель поведения в обществе.

Отношения с мужчинами: отказ от семьи в пользу карьеры (возможно, с её сохранением). Мужчина - равный: друг, товарищ, партнёр.

Выбор деятельности: государственная служащая, бизнес-леди.

Примеры: Жанна Д'Арк, Скарлет О'Хара, Зена - королева войнов.

Ронин

-16

Базовая потребность: реализация эмоционального опыта, избегание привязанностей, недоверие, одиночество.

Основные поведенческие характеристики: одиночество, отсутствие ресурсов, плывёт по течению, недоверие к окружающему миру и его законам, отсутствие глобальных целей, асоциальность, склонность к борьбе и мести.

Внешний вид: минимализм во всём. Одежда простая, функциональная, часто неухоженная, как и причёска.

Характерное поведение: все действия порождаются сиюминутной потребностью.

Отношения с женщинами: наличие святой женщины (матери, возлюбленной, сестры). Остальные женщины - случайные спутницы. Неуважение к женщине, но боязнь её.

Выбор деятельности: наёмная работа с минимальной ответственностью или работа на себя.

Примеры: Леон, Суини Тодд, Джон Хэнкок.

Амазонка

-17

Базовая потребность: реализация эмоционального опыта, избегание привязанностей, недоверие, одиночество.

Основные поведенческие характеристики: стремление к одиночеству и превосходстве над мужчинами, агрессивность, отсутствие ресурсов, недоверие к окружающему миру и его законам, отвращение к слабым.

Внешний вид: одежда простая, часто мужская, неухоженная.

Характерное поведение: мужское поведение и привычки, часто курит и выпивает, плывёт по течению.

Отношения с мужчинами: стремление доминировать над мужчиной.

Выбор деятельности: наёмная работа с минимальной ответственностью или работа на себя.

Примеры: Чёрная Мамба, Саманта, Кэтрин из к/ф Основной инстинкт.

Старость (55-75 лет, глубокую старость и раннее детство психоанализ не берёт)

Хозяин

-18

Базовая потребность: контроль и власть, создание законов и правил, стабильность.

Основные поведенческие характеристики: ответственность, контроль, порядочность, долг перед семьей, деление мира на своих и чужих, стремление копить и приумножать материальные ценности, склонность к ксенофобии.

Внешний вид: консерватизм, добротность, старомодность.

Характерное поведение: следование правилам и навязывание их, настороженность к новому, упрямство.

Отношения с женщинами: спутница в старости, верная жена.

Выбор деятельности: проверенные временем профессии.

Примеры: Магистр Йода, Дон Корлеоне.

Хозяйка

-19

Базовая потребность: контроль, забота, порядок, предсказуемость.

Основные поведенческие характеристики: внимательность к окружающим, забота, терпение, опека, гостеприимство, доверие только к проверенным методам.

Внешний вид: старомодность, консерватизм, добротность.

Характерное поведение: наблюдение за соблюдением порядка.

Отношения с мужчинами: муж - хозяин, опора и поддержка.

Выбор деятельности: домохозяйство, иногда работа с людьми: врач, учитель.

Примеры: любая добрая бабушка из мультфильмов и кино.

Людоед

-20

Базовая потребность: нежелание брать за что-либо ответственность, требовательность к окружающим.

Основные поведенческие характеристики: самоуверенность, презрение к другим людям, подозрительность, ориентация исключительно на собственное (самое авторитетное) мнение.

Внешний вид: могут выглядеть вычурно, пытаясь унизить других.

Характерное поведение: приписывание окружающим глупых мыслей и поступков, самодурство.

Отношения с женщинами: жена - тихая мышь, во всём подчиняющаяся, ведущая хозяйство.

Выбор деятельности: властные профессии, местное самоуправление.

Примеры: Дарт Сидиус, Дед из м/ф Дом Монстр.

Мачеха

-21

Базовая потребность: нежелание брать за что-либо ответственность, требовательность к окружающим.

Основные поведенческие характеристики: гиперопека и сверхконтроль, игнорирование интересов других, злопамятность, показная усталость от жизни и ответственности.

Внешний вид: могут выглядеть вычурно, с целью унизить других.

Характерное поведение: приписывание окружающим глупых мыслей и поступков, самодурство.

Отношения с мужчинами: муж - тряпка, отношение к мужчине как к маленькому мальчику.

Выбор деятельности: властные профессии.

Примеры: Госпожа Белладонна, Баба-Яга.

Заключение

Теперь вы знаете архетипы для каждого возрастного периода жизни человека.

А если читали другие статьи из сборника Как «читать» людей?, то ещё разбираетесь в ключевых психотипах личности и психогеометрии тела человека.

Если объединить все полученные знания, можно полноценно пользоваться методом оперативной психодиагностики по следующей инструкции:

1 шаг: Проводим визуальную оценку. Если явно прослеживается психогеометрия тела, на которую наслаиваются особенности походки и внешнего вида - сразу можем делать определённые выводы. Если человек относиться к смешанному типу - продолжаем копать.

2 шаг: Определение характера через беседу на нейтральные темы. Ваша задача - определить основные языковые шаблоны человека, какими словами и оборотами он оперирует. Обращайте внимание на мимику и жесты. Если однозначные выводы сделать не получилось, идём дальше.

3 шаг: Определяем архетип человека. Для этого достаточно понимать возрастной период, а там выбор не велик. Какого персонажа фильмов или кино напоминает вам собеседник? Может он застрял в каком-либо архетипичном квадрате?

-22

Полученных данных вам с головой должно хватать как для подстраивания, так и дезадаптации собеседника. Метод поможет быстро понять: это нужный вам человек, или не совсем.

Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на канал, тут интересно для тех, кому интересно.