Экс-вице-президент России Александр Руцкой на правах бывшего губернатора Курской области публично поставил ряд вопросов о причинах нынешнего положения в приграничной губернии. Собственно, вопросы, отражающие в целом общественное недоумение, хорошо известны. Почему разведка не обнаружила своевременно сосредоточение у наших границ немалого военного украинского контингента, оснащенного значительным числом танков БМП, бронеавтомобилей, систем РЗСО, включая Himers, и мощными комплексами РЭБ. А обнаружив, не доложила в Генштаб. А если разведка докладывала, то почему не были приняты адекватные меры противодействия.
Автор: Михаил Щипанов
Более того, эмоциональный генерал с военной прямотой ответил на известный вопрос «Что делать?». Он просто назвал все происходящее «предательством» и потребовал наказания виновных. Известно классическое выражение: вы совершили большее, чем преступление, вы совершили ошибку. И хоть нынешний министр обороны и повторяет, что «ошибаться можно, врать нельзя», но, во-первых, нельзя, конечно, ошибаться постоянно. Известно, к чему приводит критическое накопление даже самых незначительных, казалось бы, недочетов. А, во-вторых, как раз желание скрыть очередную ошибку, тем более серьезную, и приводит к попыткам разной формы лжи. От простого сглаживания ситуации до обещаний без малейших шансов на их исполнение. И, конечно, у нас с трудом преодолевается желание скорее отрапортовать, максимально приукрасив ситуацию.
Мы же помним, что уже в первый день вторжения шли официальные заявления о фактическом вытеснении противника. Притом, что, дескать, бои продолжались в узкой полосе приграничья. А на второй день уже начальник Генерального штаба Валерий Герасимов докладывал на заседании Совета безопасности России, что наступление противника остановлено. А ведь он тоже опирался на чьи-то поспешные доклады. И заявление его прозвучало на всю страну.
Как в Думе оценили оборону Курской области
Депутат Госдумы VIII созыва от «Единой России» Андрей Гурулев написал в своем Telegram-канале, что видел, как оборудуются в Курской области минные поля. По его словам, они не дают эффекта без огневого прикрытия. Он задался вопросом, подумал ли кто-то об этом. Экс-генерал посетовал, что никто не любит правды в докладах, и все хотят слышать, что все хорошо.
Гурулев признался, что не верит, что никто не знал о сосредоточении вражеских войск на границе области. При наличии сходных данных о противнике следует задумываться о происходящем, добавил он.
«К сожалению, состав группировки прикрытия госграницы не имел своих средств разведки. Они в последнюю очередь обеспечивались всем необходимым. У нас никто не любит правды в докладах <...>, все хотят слышать, что все хорошо», — написал Гурулев.
Депутат также предложил просмотреть все существующие директивы и боевые распоряжения. Он заподозрил, что, как и 10 лет назад, никто не захотел поставить свою подпись и взять персональную ответственность.
Депутат Государственной думы Андрей Колесник поддержал слова своего коллеги Андрея Гурулева, который указал на отсутствие огневого прикрытия линии обороны в Курской области. По его словам, оно должно было там быть, чтобы не дать ВСУ возможности разминировать поля.
«Если есть огневое прикрытие, то надо еще подойти к этим минным полям. Нельзя допустить к разминированию минных полей [украинскую] специальную технику и саперов. При разминирования идут не саперы, а техника для разминирования. Чтобы уничтожать эту технику, нужно огневое прикрытие», — сказал Колесник.
Кого и за что наказывать
Конечно, нынешняя военная кампания даст пищу для многочисленных анализов. Недаром же всегда любят повторять, что генералы готовятся к прошедшей войне. И тому же зачастую учат и в военных академиях. Нет, военный опыт копится поколениями. Но наш век куда динамичнее. А потому изначально дело было не только в недостаточном числе разнообразных БПЛА, средств надежной космической разведки и связи, а также так называемых РУКов, комплексов, позволяющих передавать в автоматическом режиме разведывательные данные прямо командирам батарей для нанесения ударов по выявленным целям без многоступенчатого согласования по инстанциям.
Однако и эти недочеты первых месяцев боев стали предметом последовательного разбирательства и оперативных выводов. Притом, и сейчас в Курской области вновь выявлены претензии к функционированию и надежности связи в условиях активной работы вражеских РЭБ. А значит, видимо, без огульных обвинений вновь будет произведен разбор полетов, чтобы понять, что конкретно лежит в основе таких недочетов? Косность и круговая порука или действительно чья-та халатность, а то и прямое казнокрадство.
Но совокупность таких недочетов и приводит к замедлению прохождения и обработки важной информации. А значит, и к несвоевременности принятия адекватных решений. А потому выводы должны делаться на каждом этапе анализа недочетов. И вряд ли в такой ситуации надо размахивать шашкой и обвинять кого-то в прямой измене.
Да, у каждой ошибки есть, как говорится, имя, отчество и фамилия. Но у нас в стране ведь был уже исторический этап, когда и маршалы вдруг признавались в работе сразу на несколько вражеских разведок. Вот только такие разоблачения усилиями «капитанов, у которых и генералы плакали» мало помогли в 1941 году. Тогда также приходилось потом на ходу осмысливать многие вещи.
Потом сочтемся славою и ошибками
Конечно, Руцкой излишне резок. Притом, что вспоминается, как он сам призывал летчиков лететь бомбить Кремль во время событий октября 1993 года. Но, как мы видим, бывший к тому времени вице-президент недолго находился в «Лефортово», был амнистирован. И даже получил возможность вернуться в политику и отбыть один срок на курском губернаторстве. А значит, выявление серьезной ошибки на грани госизмены иногда важнее сурового наказания.
В частности, в Сирии наши боевые пилоты, конечно, получили немалый практический опыт и огромный практический налет. Но сейчас им приходилось учиться действовать не против бандитов на джипах, а в условиях насыщенной вражеской ПРО и ПВО, противодействия РЭБ. Но переосмысление прошло быстро, хотя и не без обидных потерь. Зато сейчас именно авиация взяла на себя над курской землей миссию главного карающего меча. И даже военкоры хором уверяют, что всем «летунам» надо бы присвоить звания Героев России.
Между тем, напомним, что уже в первый год нашей СВО ряд многозвездных генералов потеряли свои посты и командующих округов, и армий. Были отстранены любители построения маршевых колон из множества бронетехники и лобовых штурмов волнами. Никто их в измене не обвинял, но на их карьере были поставлены кресты.
Война – это ведь еще и естественный отбор офицеров и командующих всех уровней. Но никто, слава богу, не раздувал вокруг их увольнений истерик с акцентом на сознательное вредительство и измену. Война – это суровая работа. А вот известный французский политик Жорж Клемансо как-то сказал, что «война - это серия катастроф, ведущих к победе!». Фраза жесткая, но полная смыслов. Задумаемся…