Найти в Дзене

Марку Нопфлеру исполнилось 75 лет. Слушаем 10 сольных шедевров классика

Оглавление

История основателя Dire Straits — пример верности себе и своему призванию. Вместе со своей группой он покорил мир — и решительно свернул со скользкой дорожки суперзвезды, чтобы жить спокойно и делать то, что нравится. Сам он говорил: «Игра на гитаре была для меня навязчивой идеей, а затем я понял, что хочу писать песни. Нужно следовать за навязчивой идеей».

По иронии судьбы именно равнодушие к славе и внешним эффектам наделает каждую гитарную ноту Марка Нопфлера особой магией. Его несуетливые песни-истории словно сыграны старым другом в уютной обстановке — и время над ними, судя по всему, не властно.

  • Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.

«Going Home» (1983)

Вклад Марка Нопфлера в музыку к фильмам заслуживает отдельного внимания. Его плодотворная и многолетняя работа с кинематографистами началась в 1983 году, когда он написал и спродюсировал саундтрек фильма «Местный герой». С тех пор негромкая, задумчивая мелодия «Going Home» с солирующим саксофоном нередко звучала на бис на концертах Марка.

«Poor Boy Blues» (1990)

Отойдя от Dire Straits, Марк Нопфлер вернулся к корням — и записал бодрый альбом вместе со своим музыкальным героем, легендарным американским гитаристом Четом Аткинсом. На церемонии «Грэмми» в 1991 году сингл «Poor Boy Blues» победил в номинации «Лучшее вокальное кантри-исполнение».

«Darling Pretty» (1996)

Через пять лет после выхода последнего альбома Dire Straits Марк Нопфлер заявил о себе дебютной сольной работой, не связанной с саундтреками. Первая же композиция «Darling Pretty» послужила решительным творческим заявлением. Кельтские мотивы во вступлении дают понять, что музыкант не оглядывается назад и легко отходит от рок-н-ролла в стиле Dire Straits.

«Sailing to Philadelphia» (2000)

Заглавный трек второго сольного релиза Марка Нопфлера основан на сюжете романа Томаса Пинчона «Мейсон и Дискон» — эпической истории землемеров и астрономов, которые провели границу между Пенсильванией и Мэрилендом накануне Войны за независимость в США. Не самая очевидная тема для песни, но Марк Нопфлер, как всегда на высоте, рассказывая о подвигах первопроходцев.

«What It Is» (2000)

Одна из лучших песен Марка Нопфлера, которая не затерялась бы и на альбоме Dire Straits. «What It Is» — манифест гениальной простоты с основательным тестом, отсылками к Диккенсу и гениальной игрой на гитаре.

«The Ragpicker's Dream» (2002)

Марк Нопфлер распустил Dire Straits, отказавшись от гастрольной гигантомании и пышного продюсирования. «Грёзы мусорщика» — пронзительный пример прекрасного минимализма, которым отмечены лучшие сольные работы музыканта. Песня открыта для интерпретации: она может являться милой ностальгической одой о поисках утешения среди житейских бурь или мрачной историей двух бездомных.

«Why Aye Man» (2002)

Альбом «The Ragpicker's Dream» представляет собой песенную сюиту, исследующую тяжёлое положение работяг. В открывающей песне подробно описываются злоключения группы эмигрантов с северо-востока Великобритании, которые из-за политики Маргарет Тэтчер вынуждены забросить свои шахты и перебраться в Германию, где пиво не содержит химикатов, но так не хватает любимой реки Тайн.

«Red Staggerwing» (2006)

Марк Нопфлер и Эммилу Харрис впервые сошлись в телевизионной программе гитариста Чета Аткинса в 1987 году. Их совместный альбом записывался с перерывами в течение семи лет и стал результатом многолетней дружбы и творческого сотрудничества. Песня «Red Staggerwing» предназначалась для альбома «Sailing to Philadelphia», но своей аранжировкой в стиле кантри идеально подошла Эммилу Харрис.

«Altamira» (2015)

Во время работы над музыкой к фильму «Альтамира» Марк Нопфлер объединил усилия с шотландской перкуссионисткой Эвелин Гленни. Чудесные гитарные мелодии, дополнившие экранный сюжет об открытии пещеры с доисторическими рисунками, показывают, что Марк Нопфлер умеет и любит рассказывать истории без слов, через музыку.

«River Towns» (2015)

Ощущение неземного покоя и дышащего пространства... Песни альбома «Tracker» опираются на воспоминания о временах, когда Марк Нопфлер работал репортёром в газете. Музыкант оглядывается на реальные и воображаемые места, где он побывал, и поёт не о вымышленных персонажах, а о себе. Об этом альбоме Марк Нопфлер сказал: «Вы пишете песню, записываете её, а затем идёте и играете её людям. Если вам нравится весь цикл, вы — счастливчик».

Читайте также:

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!