Приезжая в Смоленск, невозможно не увидеть величественный Свято-Успенский собор, возвышающийся над городом. Так совпало, что на этот раз мы оказались в Смоленске 10 августа. В этот день Русская православная церковь чтит образ Смоленской Божией Матери - одной из немногих икон, написанных при жизни Пресвятой Девы Марии апостолом и евангелистом Лукой. И хотя поездка изначально задумывалась нами как абсолютно светская, но, спустившись по Большой Советской улице до Соборной Горы, мы всё же решили подняться на неё, чтобы зайти в храм.
Соборный холм сама природа сделала неприступным: с трёх сторон он защищён глубокими оврагами (овраг с южной стороны был засыпан в середине XIX века), а с северной стороны — рекой Днепр. Возможно, именно на этом холме был основан Смоленск, хотя на этот вопрос нет до сих пор точного ответа.
Припарковались мы с большим трудом. Полное ощущение, что в этот день здесь собрался весь Смоленск. Мы прошли к храму мимо памятника Владимиру Мономаху под торжественную музыку в исполнении Камерного оркестра Смоленской филармонии, расположившегося в уютном ухоженном дворике между церковью Иоанна Предтечи (1699-1703 гг.), старым корпусом консистории (80-е годы XVIII века) и бывшим каретным сараем.
Именно Владимир Мономах весной 1101 года заложил в Смоленске большой каменный собор в честь Успения Божией Матери. Он же после освящения храма поместил туда образ Божией Матери Одигитрии. Император Константин IX Мономах в 1046 году благословил им свою дочь Анну, вышедшую замуж за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого и отца Владимира Мономаха.
В 1611 году во время штурма Смоленска войсками польского короля Сигизмунда в недрах Соборной горы были взорваны погреба с порохом, из-за чего разрушился практически весь верх церкви. В 1674-75 годах собор окончательно разобрали. В августе 1677 года царём Алексеем Михайловичем для возведения нового храма были присланы деньги и мастер Алексей Корольков В 1728 году архитектор А.И. Шедель спроектировал план достройки собора. Освятили его 13 августа 1740 года. Впрочем, окончательный свой облик сооружение приобрело в 1772 году, после перестройки глав под руководством архитектора П. Обухова.
Мне очень хочется показать вам внутреннее убранство собора. Конечно же главную его святыню - Одигитрию Смоленскую, расположенную у правого опорного столба, - я не фотографировала. К ней шёл просто непрерывный людской поток. Это сделанный при царе Иоанна Грозном художником Постником Ростовцем и привезённый в Смоленск в 1602 году Борисом Годуновым список с оригинальной иконы, которую в годы войны вывезли немцы. Впрочем, есть версия,что образ исчез ещё в первые дни войны. В любом случае, дальнейшая судьба древней иконы неизвестна. Даже у человека далёкого от религии посреди всего соборного великолепия может захватить дух. Внутренней отделкой и написанием икон в 1730-1740 годах занимались мастера Сила Трусицкий, Пётр Дурницкий, Фёдор Олицкий и Андрей Мастицкий. Поражают обилие деревянной скульптуры и двухслойной золочёной резьбы в виде гроздьев винограда, цветов подсолнечника и мальвы и кленовых и дубовых листьев. К самому куполу поднимается тридцатиметровый пятиярусный иконостас. Царские врата венчает изображение пеликана, символизирующее искупительную жертву Иисуса Христа.
Среди святынь храма меня особенно заинтересовали сандалии святого воина Меркурия. Он был воеводой Смоленска и в 1238 (или в 1239?) году погиб в битве с татаро-монголами. Существует предание, что пока доспехи святого мученика Меркурия находятся в городе, Царица Небесная будет хранить Смоленск от зла и бед.
К сожалению, в 1812 году из собора французами было похищено его копьё, а в 1954 году украден шлем.
Налево от входа располагается общая усыпальница Смоленских архипастырей: Симеона IV (Милюкова), Сильвестра II (Черницкого), Сильвестра III (Крайского) и Дорофея (Короткевича). Их перезахоронили здесь в 1996 году.
Колокольня с часами была построена в 1766-1772 годах на остатках колокольни XVII века. Часы для неё изготовил в 1791 году смоленский мастер, а затем и соборный ключарь Василий Соколов. Я впервые вижу, что часы расположены не по оси сооружения, а в пристройке сбоку. Для их обслуживания на колокольне существует отдельная комната.
До нашего времени на соборной колокольне сохранился только упомянутый С.П. Писаревым колокол XVII века весом 31 пуд 30 фунтов.
По территории на этот раз мы гулять не стали. Уж слишком много было вокруг людей. Да и столь торжественный и значимый праздник не располагает к простой прогулке. Спокойно пройтись среди всего этого лазурного великолепия мы ещё успеем в следующий раз.