Здесь нужно прояснить главную цель: чего я хочу как актёр на самом деле? Какие условия я создаю для своей работы?
Главная цель — стать этим человеком, присвоить его жизнь, проживать её лично и по-настоящему. Как это принято говорить "органично"
Анализ, разбор конечно нужен. Но немного в ином, чувственном формате.
Ведь у нас есть не только ум, но ещё и подсознание, наш эмоциональный интеллект. Об этом я напишу чуть позже.
Все люди разные, и у всех разные ценности, взгляды, жизненный опыт. Это нормально, что может возникнуть непринятие к роли, непонимание к поступкам героя. Например, актёр не любит чувствовать в жизни стыд, не терпит определённых проявлений, а у его героя это есть. И эти реакции проявляются на подсознательном уровне — это нормально. Мы же живые люди. Это не всегда зависит от актёра.
Что делать?
Мы только можем постараться отодвинуть в сторону свои личные выводы, постараться не оценивать своего героя, потому что это никак не поможет делу. Возникнет только большая дистанция между умом актёра и уникальной жизнью образа.
А нужно же способствовать сближению, чтобы всё обстоятельства героя вас касались лично? Стать герою другом, принять, полюбить героя таким, какой он есть. Не понять, а сначала принять.
Конечно, если актёр сам ещё и режиссёр, это немного меняет дело.
На практике пройдено, что личное отношение актёра к своему персонажу — это вообще ненужная информация.
Я говорю за себя, потому что не раз видела как у актёра просится что-то уникальное, настоящее и прекрасное, но голова уводит его в сторону, как палка в колесе. То что он задумал заранее никак не сходится с тем ценным и верным, что пришло к нему в моменте. Актёр теряет это ценное, вместо того чтобы пустить себя на то что пришло.
В итоге не получается в задуманное себя пустить, потому что природа хочет другого, желание другое в моменте.
И на желание сложно пустить, потому что голова работает, думает, что-то идёт не так. Вот для этого есть мы, демидовские педагоги, чтобы в нужный момент направить и поддержать актёра в его верном желании. В желании той жизни, которая идёт и проявляется через него.
В итоге мне жаль, а актёр чувствует, что вдохновение было близко, но чего-то не хватило.
Немного про фантазию.Фантазия актёра проявляется в момент жизни на сцене, она проявляется неожиданно для актера.
Остальное все режиссёрская фантазия. Об этом пишет Н.В.Демидов
Сколько видела примеров, актерских работ, спектаклей, этюдов.
Личность актёра никакого отношения не имеет к личности героя. Желательно эту связь и не создавать. Тогда можно стать другим человеком, прожить новый для себя опыт.
И во время жизни на сцене, каждое мгновение будет неожиданным. Как нашей, самой настоящей в жизни. Будет много осознаний и открытий.
Эмбриону роли, о котором пишет Н.В. в третьем томе Творческого Наследия, придётся не просто прорастать в подсознании актёра, обретать жизнь, а придется бороться ещё параллельно с установки самого актёра. Поэтому я и написала вопрос про истинную цель актёра? Это конечно ещё вопросы эго актёра и гения его индивидуальности. Индивидуальности нужен воздух и свобода для жизни. Если будет интересно, я расскажу об этом подробнее.
Очень хорошо вы так же написали про второй вариант: что если я не понимаю, зачем он действует именно так?
Это нормально и даже лучше.Это не отрицание, а желание поиска, желание узнать.
Давайте посмотрим на нашу, человеческую жизнь.
Мы иногда сами себя не понимаем, почему действуем именно так. Просим других людей, психологов, помочь разобраться, во время общения с другими людьми что-то понимаем и про себя.
А в актерской работе мы хотим все понять, узнать какой герой, закрепить это. Но парадоксально то, что при этом стремимся к жизни на сцене, такой же как в реальной. В театры ходим, чтобы увидеть живых людей, чтобы произошло это некое присоединение, проживание с героем его ситуации, катарсис.
Сами мы в жизни себя изучаем всё время. Какие мы? И иногда человек думает, что поступает по одной причине, а потом осознаёт, что за этим стояло совсем другое. И это самая настоящая жизнь.
Так почему же мы так хотим понять все про героя и как мы можем это сделать, если сами бываем для себя загадкой?
Потому что это спокойствие для актерского ума. И когда ум прояснил все детали ( опять же со стороны взгляда одного актёра, на все можно посмотреть с разных сторон и найти сотни мотивов, додумать ) , теперь это нудно обживать.
И после того как героя уже сделали конкретным, все понимаете, все знаете появляется вопрос
А как теперь мне это все присвоить, чтобы жилось само, по-настоящему?
Чтобы захватывало, чтобы мироощущение изменилось?
В таком случае будет непросто. Потому что между актёром и образом уже выстроена стена, создана пропасть. Теперь уже понадобятся усилия, чтобы зажить жизнью этого человека.
Что делать?
Есть такая фраза: "Почувствовать на собственной шкуре".
Именно почувствовать, а не понять, не разобраться. На репетиции, во время самого творческого процесса, изучать, задавать себе как герою вопросы про свою жизнь, про отношения с людьми в этой жизни. Через ощущение в моменте приходит и понимание, осознание. Во время работы в сцене, в месте с партнёром, увидите в нем на самом деле человека из вашей жизни героя. Может партнёр не будет догадываться, что Вы на самом деле чувствуете в нем уже присутствие другого человека, с ним и говорите, к нему и обращайтесь. Тогда начнёте открывать очень много интересного в моменте. Жить в спектакле каждый раз будет очень интересно, неизвестно, и все это будет в обстоятельствах.
Теперь я точнее отвечу на вопрос. Напишу ещё, как можно начать познавать героя не головой. Жить-то нам на сцене не головой; мы же хотим вдохновения, настоящей жизни. Значит, жить нашей индивидуальностью, природой, а не личностью.
Что делать, если ты внутренне не согласен с позицией героя?
Ничего не делать: отбросить, забыть своё мнение о герое и его поступке. Это лучший выход.
Если есть на это эмоциональная реакция — позвольте ей быть; от неё можно не избавляться. Уйдёт — и хорошо, остаётся — пусть.
Со временем, окружая себя жизнью героя, её фактами, придёт и принятие, и понимание.
Да и кто говорит, что все люди себе нравятся и их поступки тоже? Кто себя презирает и не одобряет свои поступки? Может, то, что вы чувствуете (про непринятие и непонимание своего героя) — уже на 50% чувство и отношение к себе героя. А вы об этом не знаете, думаете — это ваше как актёра.
Работа подсознания — мощная штука. Мы не роботы, мы живые. Даже мысль вызывает у нас уже целый купаж чувств, ощущений, воспоминаний. Кто сказал, что герой себя комфортно чувствует? Иногда людям невыносимо быть собой. Поэтому если у актера живая реакция эмоции и отталкивает роль — я предлагаю принимать всё процессы.
"Почувствовать на свое шкуре"
Через ощущение в моменте приходит и понимание своего героя
Ты просто не понимаешь: зачем он действует именно так?
Пытаться понять — это очень хорошо. Просто я предлагаю понимать чувственно.
Идти в жизнь в изучение обстоятельств жизни своего героя. По методике Демидова работа с ролью ведётся так: мы вспоминаем себя, мы двигаемся в прошлое. Потому что будущего ещё нет, но мы можем узнать о себе больше как о герое.
Практическое предложение, пример:
Просто сядьте, забудьте, что вы актёр. Скажите себе имя героя: "Я — Иван Иванович Ивлев". Это вы, но просто родились вы Ивлевым Иваном
Что я про себя знаю? И из пьесы, возможно, фраз других героев вы узнаете о себе.
Узнаете, что, например, вы были женаты.
Поощущайте этот факт. Не торопитесь включать голову. Не головой подумайте — а поощущайте.
Сразу возникает вопрос: а почему был женат? Почему расстались?
И возможно на вопрос придёт чувственный ответ (приятные ощущения или не очень), впечатление, которое не описать словами, или может ответ есть в самой пьесе как факт.
Главное — ощущайте, как этот факт вам чувственно. Именно здесь и сейчас. Не в общем. А именно в эту секунду — что вы ощущаете. Потому что в эту секунду здесь есть ваше полное присутствие и именно как Ивана.
Любили ли вы свою жену или чувствуете высвобождение и распущенные крылья?
И вот вдруг из пьесы вы узнаёте, что у вас ещё есть маленький сын, который живёт у бабушки.
Не торопитесь! Поощущайте здесь и сейчас, как вам этот факт.
Если актёр умеет отвечать на вопросы чувственно, у него внутри накапливается эмоциональная память
И не актёра, а именно его героя.
Эмоциональная память обстоятельств жизни героя, его жизненный опыт ещё до событий пьесы, его мироощущение, иными словами взгляд на этот мир.
Постепенно я начинаю себя понимать как Ивана и даже ощущать, и знать про себя больше — о том, о чём кто-то бы просто не догадался, о том, чего даже нет в пьесе.
Наше подсознание — богатая штука, наша индивидуальность намного шире, чем личность. Поэтому стать другим человеком актёру позволит лишь его индивидуальность, которая может быть разной и может позволять быть всем вариантам.
Актёр спросит
А как же? Если я отключаю волю, как же в этой проявится моё участие, работа, талант? Что совсем не нужно стараться?
Ваша искра, уникальная энергия проявится именно через свободу жизни на сцене как героя. Она проявляется в обаянии героя, неожиданно для вас возникшим, непохожим на ваше жизненное обаяние. Поэтому контроль актёру нудно отпускать, не бояться, это даёт свободу проявиться индивидуальности.
Ум чаще всего только ограничивает, а мы можем попросить его просто верно задавать себе вопросы и слушать себя чуственно и вовремя его откинуть на сцене, оказаться в моменте. Тогда он становится хорошим помощником актёра. Умом мы можем помочь себе у работе над ролью только на 30%, всё остальное уже работа
природы, индивидуальности актёра, подсознания.
Главное верно это делать и получится стать другим человеком, получится и физиологическое перевоплощение.