Наверное, нет того человека, который бы не слышал о том, как французский маршал Фердинанд Фош, исполнявший обязанности главнокомандующего войск Антанты, прочитав условия «Версаля», заявил: «Это не мир – это перемирие лет на двадцать».
Слова эти стали пророческими и сбылись с разницей лишь в два месяца. Почему же Фош был недоволен сложившимся раскладом?
«Горе побеждённым»
Франция приняла на себя тяжелейший удар во время Первой Мировой. Именно на её территории и велись решающие сражения на западноевропейском ТВД. Марна, Верден, Сомма – эти слова стали именем нарицательным, обозначающим кровопролитные сражения, причём Верден во многом предопределил последующее поражение Германии – не сумев взять город-крепость, немцы упустили шанс свести войну хотя бы в ничью, ввиду истощения сил – «брюквенная зима» в Германии ставила под угрозу целостность тыла.
Весной 1918 Людендорф, высвободив силы с Восточного Фронта после подписания Брестского мира, снова предпринял масштабное наступление, и, как и в 1914, немцы вышли в предполья Парижа, но общее истощение сил не позволило им развить успех. К лету положение Центральных держав стало угрожающим – дезертирство, беспорядки в тылу и голод создавали прямую угрозу скатывания Германии в хаос. 8 августа 1918 года, по словам Людендорфа, стало самым чёрным днём в его жизни – именно тогда началось знаменитое «Стодневное наступление», закончившееся крушением фронта и поражением Германии. 29 сентября того же года капитулирует Болгария, 30 октября – Турция, 3 ноября – Австро-Венгрия, а уже 9 ноября в Германии случается революция. Кайзер решил не испытывать судьбу и пошёл на перемирие, подписанное в Компьене.
Вскоре началась Версальская мирная конференция, призванная создать устойчивый мир. Во Франции к тому времени в обществе царила idee fix «Боши заплатят за всё». Спустя почти полвека, наконец, французы смогли поквитаться с немцами за своё унизительное поражение во Франко-Прусской войне. Германия была обложена репарациями, лишилась колоний, а также – части территорий. Германии запрещалось возрождать армию, иметь укрепления на границах. Казалось бы, идеальные условия, чтобы отрезать немцам возможность для реванша.
Однако многие уже тогда понимали, что «Версаль» недолговечен. Британский премьер Ллойд Джордж категорически протестовал против передачи немецких территорий Польше, Чехословакии, Югославии. В этом он видел угрозу конфликта, который произойдёт в ближайшее десятилетие:
«Вы можете лишить Германию ее колоний, превратить ее вооруженные силы в простую полицию, низвести ее военно-морской флот на уровень флота пятистепенной державы, однако, если в конце концов Германия почувствует, что с ней несправедливо обошлись при заключении мирного договора 1919 г., она найдет средства, чтобы добиться у своих победителей возмещения… Поддержание мира будет… зависеть от устранения всех причин для раздражения, которое постоянно поднимает дух патриотизма; оно будет зависеть от справедливости, от сознания того, что люди действуют честно в своем стремлении компенсировать потери… Несправедливость и высокомерие, проявленные в час триумфа, никогда не будут забыты или прощены. По этим соображениям я решительно выступаю против передачи большого количества немцев из Германии под власть других государств, и нужно воспрепятствовать этому, насколько это практически возможно. Я не могу не усмотреть главную причину будущей войны в том, что германский народ, который достаточно проявил себя как одна из самых энергичных и сильных наций мира, будет окружен рядом небольших государств. Народы многих из них никогда раньше не могли создать стабильных правительств для самих себя, а теперь в каждое из этих государств попадет масса немцев, требующих воссоединения со своей родиной. Предложение комиссии по польским делам о передаче двух миллионов немцев под власть народа иной религии, народа, который на протяжении всей своей истории не смог доказать, что он способен к стабильному самоуправлению, на мой взгляд должно рано или поздно привести к новой войне на Востоке Европы».
С одной стороны, может показаться, что Фош был с ним солидарен. Но так ли это?
Почему Фош был недоволен?
Маршал Фош по окончании конференции был крайне раздражён. Он считал условия договора... Слишком мягкими. Он не питал иллюзий относительно долговечности мирного договора, и сам мечтал окончательно решить вопрос с немецкой военной силой. На это у него были личные причины: на фронте погибли его сын и зять. Однако, помимо личных мотивов, у него были ещё и чисто практические соображения.
Во-первых, Германия сохранила за собой огромные производственные мощности. Немцам ничего не стоило заново запустить свою военную промышленность, что ставило крест на усилиях по разоружению Германии.
Во-вторых, Фош видел опасность в том, что немцы сохранили за собой густонаселённые территории. Германия превосходила Францию, в первую очередь, по человеческому ресурсу, и к исходу второго десятилетия это превосходство могло стать уже двукратным. В таких условиях шансы на победу в новой войне у Франции были невелики, и тогда без союзников не обойтись.
Фош считал, что Германия должна быть разделена на несколько государств, и только тогда можно будет обеспечить устойчивый мир в Европе. Примеры в истории уже были – Рим после III Македонской войны разделил царство на четыре республики, причём основным условием был запрет на любые торговые и дипломатические связи, что, по замыслу римлян, должно было лишить македонцев возможности объединиться и поднять восстание.
Однако далеко не все разделяли позицию Фоша. С одной стороны, участники конференции желали скорее заключить мир на своих условиях, с другой – было опасение, что в Германии на волне народного недовольства к власти придут социалисты, несмотря на то, что восстания местных коммунистов были подавлены. События в Венгрии только подстегнули желание западноевропейских держав сохранить Германию, как единое государство.
Как оказалось впоследствии, и Фош, и Джордж были правы, хотя и занимали прямо противоположные позиции. Версальский мир был выстроен настолько бездарно, что новая война становилась только вопросом времени, а фашизация Европы лишь ускорила процесс, сделав войну уже практически неизбежной.
(с) Андрей Долохов
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii Мы будем очень признательны любой поддержке!