Человек считает себя «венцом творения» или «вершиной эволюции», но вопрос о его предназначении важен не только с физической точки зрения, а в первую очередь с психологической. Уже в древние времена люди стремились быть первыми, лучшими и самыми значимыми, а в современном мире каждому человеку важно ощущать свою значимость и уникальность. Это может проявляться в создании чего-то нового или в достижении власти, влиянии на других людей, но не всем в этой жизни везет реализоваться.
Иными словами каждому, кто живёт на планете, необходимо ощущать своё превосходство в виде акта творения или вершины эволюции. Это стимулирует развитие личности человека, но также важно для поддержания чувства собственной ценности. Возможно, именно поэтому происходят конфликты и разногласия.
Человечество даже в 21 веке не может ощутить себя единым целым. Каждый живущий на планете стремится стать лучше других, быть «выше, умнее, сильнее». Но если не удаётся достичь этих целей, есть шанс почувствовать себя неполноценным, слабым и беспомощным. Упасть в пропасть. И у каждого эта пропасть своя.
Изучая окружающий мир, мы видим, насколько мудро природа создала условия для жизни каждого элемента в ее структуре и можем с уверенностью сказать, что она стремится дать своим творениям всё самое лучшее. Словно мать любимому ребенку.
Однако человек не всегда способен это понять. То, что изначально должно приносить пользу, может вызывать чувство горечи, а ложь - показаться сладкой конфетой. Именно из-за этого человек не всегда может полагаться на свои чувства, когда выбирает то, что будет полезно лично для него. В этом он отличается от животных, которые инстинктивно чувствуют, что полезное для них будет сладким, а вредное — горьким, и им не требуется развитый разум для этого.
По сути, человек на планете — это нечто лишнее и ненужное, как паразит или вирус. Если использовать образное сравнение, то человек подобен блохе на теле живого организма. В природе без человека - полная гармония и баланс. Ни одно живое существо не наносит ущерб окружающей среде, как это делают люди, ни одно существо на планете не развязывает войн и не уничтожает все ради личной наживы, не размножается бесконтрольно, истощая ресурсы. Только человек способен уничтожить себя только потому, что ему некомфортно.
Охваченный отчаянием и чувством одиночества, но ведомый под руку собственной глупостью, в полном смятении чувств, Андрей присел на край гроба своей недавно ушедшей матери. Он не решался заплакать. Не решался из-за того, что ровно пятьдесят лет до этого самого дня за него всё и всегда решала мать, ныне безвозвратно ушедшая от него. В глубине души Андрей почувствовал себя маленьким и покинутым мальчиком, который затерялся среди множества чужих людей в агрессивном мире.
Гроб был прочным и надёжным, как характер его покойной матери. «Массивный», — подумал Андрей. Ему хотелось скорее покинуть кладбище, но ноги не слушались, а работники кладбища терпеливо ждали, когда родственник закончит своё прощание. Кладбище утопало в зелени и тишине.
День был неестественно жарким и душным. Обычно в это время года идут дожди, а земля утопает в сырости и грязи, но сегодня ярко светило солнце. Захотелось выпить чего-нибудь прохладного и посмотреть на мир с высоты птичьего полёта, как это, видимо, сейчас делала его мать.
Наконец Андрей Карлов встал, размял затекшую ногу и кивнул помощникам великой богини смерти Марены приниматься за их работу.
Андрей наблюдал, как комья мягкой чёрной земли падают на гроб. Когда гроб скрылся под слоем почвы Андрей перевел взгляд на работников . «Лихоморы, — подумалось ему. — Такие лица могут быть только у людей, которые дружат с богиней Марой или Воландом». Рабочие с радостью орудовали лопатами, предвкушая скорую поминальную трапезу.
На похоронах, кроме сына покойной, больше никого не было. Быстро закончив работу, Лихоморы стали клянчить денег на водку, дабы помянуть усопшую.
Карлов водку не пил и не понимал, зачем поминать мёртвых, когда есть живые. Он грустно покачал головой, показывая, что не даст денег, и медленно двинулся в сторону больших кладбищенских ворот, которые отделяли мир мёртвых от мира пока еще живых, даже не слушая все проклятия мира от Лихоморов.
Дома было пусто. В холодильнике ещё оставалось немного еды, которой должно было хватить на пару дней. Потом еда закончится, и всё. Готовить Андрей не умел. Как и многие мужчины, он считал, что готовка — это сугубо женское дело, а его задача — хвалить и с удовольствием есть приготовленное.
В целом, Андрей не знал, как сложится его дальнейшая судьба. Он внезапно обнаружил, что больше не способен ни на что, даже на самостоятельное мышление, и это было очень некомфортно. Пятьдесят лет его разум был безмятежен, но теперь он работал с перебоями, как осциллограф в приёмном покое психиатрического отделения. Каждую секунду мозг посылал неправильные сигналы, что приводило Карлова в замешательство. Андрей даже подумал, что лучше бы это он сейчас умер и преспокойно лежал в гробу под толстым слоем жирной земли. С текущей ситуацией он явно не справится. «Может протяну день-два, ну, неделю, месяц, максимум, и всё»- клокотало в его голове.
На следующий день он отправился на работу. Все последние двадцать пять лет Андрей был убеждён, что любит свою работу, был уверен, что коллеги его уважают и возможно чтят. После окончания юридического факультета мама устроила его в управление УФСИН. Тогда он был ещё совсем юным, но уже почувствовал себя значимым и важным сотрудником. Однако в этот день всё пошло наперекосяк: он не позавтракал, надел разные носки и опоздал на пятнадцать минут — такое с ним случалось в первый раз в жизни.
В этот день всё буквально валилось из рук. Слова коллег доносились до него, словно через плотный слой ваты, пропитанный камфорным маслом, как часто бывало в детстве, когда мама лечила его простуженные уши после того, как он выходил на улицу без шапки.
Вечером, едва переступив порог дома, он сразу же решил, что больше никогда не вернётся на работу. За долгие годы работы ему полагалась пенсия, но для её оформления нужно было приложить усилия, а у него на это не было ни сил, ни желания. Холодильник оказался предательски пуст, и только в морозильной камере лежала пачка пельменей. Но как приготовить это сложное блюдо, Андрей не знал. Он положил пельмени на сковороду, не размораживая. В итоге получилось что-то совсем несъедобное: подгоревший мясной пирог.
Остаток вечера он провёл за просмотром телевизора, на экране которого миловидная женщина, похожая на его маму, рассказывала, что во всех бедах виноваты американцы.
Заснув, Андрей мучился угрызениями совести. Совесть убеждала его, что в случившемся виноват он сам, а не американцы. Он пытался оправдаться перед ней, совестью, говоря, что возможно, и виноват, но не во всём. Ведь последние тридцать лет именно американцы воспитывали всех в духе индивидуализма. Но надо бы подумать, а возможно... Подумать ему так и не удалось, настало утро. Утро без завтрака. Только безвкусный чай. Хотя бы с этим он мог справиться. Отсутствие корней: жены, детей, близких родственников или настоящих друзей — ещё больше угнетало Андрея, подталкивало его к краю пропасти.
Кухня состояла из пяти шагов по диагонали, ванная комната — максимум три шага, спальня — восемь. Вот, пожалуй, и всё.
Солнечный луч, пробивавшийся сквозь портьеры, танцевал по стенам, создавая причудливые тени и световые узоры. Андрей вдруг вспомнил, как когда-то давно, сидя за письменным столом в спальне, он ожидал маму с работы и так же с интересом наблюдал за тем, как солнечный луч танцует на обоях. Только обои были другого цвета, а он в коротких штанишках и были мечты...
Он потянулся к своим мечтам, которые, казалось, затерялись в пыли прожитых пятидесяти лет. Андрею захотелось сделать глубокий вдох, чтобы наполнить лёгкие свежим воздухом и вдохнуть жизнь в свои детские грезы.
Карлов распахнул окно в спальне, взглянул на синее августовское небо и желтое светило. Солнце зажмурилось от такого откровенного взгляда и стыдливо прикрылось прозрачным облачком.
На площадке играли дети. Их смех и радостные крики донеслись до Андрея, погрузив в атмосферу счастья и беззаботности. Он вдруг вспомнил, как и сам в детстве раскачивал именно эти «крылатые качели», представляя себя великим космонавтом, который покорил неизведанный мир. Вспомнил, как мечтал о славе и почестях, когда вернется на родную планету, а всё человечество Земли станет восхищаться его храбростью и волей.
В какой-то момент солнце бесцеремонно сбросило с себя облако, а детская площадка засияла яркими летними красками. Звонкий детский смех оглушил Андрея, ему показалось, что это лето никогда не закончится, оно будет длиться вечно. Терять было нечего. Карлов еще раз взглянул на солнце и шагнул в неизвестность с девятого этажа. Пролетая мимо чьих-то окон, он успел заметить, как женщина кормила с ложечки маленького мальчика; в животе неприятно заурчало, а он, закрыв глаза угодил в космос.
Мои любимые рассказы можно прочитать тут:
Огромная благодарность, что дочитали. Пожалуйста, не пожалейте лайк.