В 1991 году в Анапе, во время раскопок в районе санатория «Анапа-Океан», был найден черепок амфоры с многострочным граффити. На черепке крупным каллиграфическим почерком процарапано семь строк греческой надписи.
Исследователи относят эту надпись к периоду правления боспорского царя Перисада I, который правил в первой половине IV века до нашей эры. Несмотря на то, что писцом были допущены ошибки, ученым удалось реконструировать следующий текст:
Аполлон(ид — сыну ?)
Садовничий пелекос (нож)
дай этому мальчику.
Когда садовник пришел
помочь по хозяйству,
созрели такие культуры:
виноградные грозди и овощи.
Семантический выбор слов в этой записке позволил исследователям определить время года, когда она была написана. Это, без сомнения, было позднее лето или ранняя осень — сезон, когда поспевают виноград и овощи, и идёт сбор урожая этих культур.
Из поздних указов царя Аспурга I, жившего в I веке нашей эры, известно, что в окрестностях Горгиппии выращивали много сельскохозяйственных растений, в том числе виноград.
В записке не только перечислены сельскохозяйственные культуры, но и упоминается «садовник». Употребление этого слова позволяет лучше понять социально-экономическую организацию сельского хозяйства Боспора в IV веке до нашей эры. Хотя использование рабского труда в то время не было полностью исключено, более вероятно, что в сельском хозяйстве преобладал труд наёмных работников и подёнщиков, а не рабов.
Кроме того, период греческой навигации совпадал с напряжённым временем уборки урожая, когда древние земледельцы особенно нуждались в дополнительной рабочей силе для своевременного сбора урожая.
Как отмечает Ю. Г. Виноградов опубликовавший находку в 1997 году, из контекста послания ясно, что садовник, которого пригласил Аполлонид, был нанят им для помощи в хозяйстве в горячую страдную пору. Без сомнения, за свою работу он получал вознаграждение — деньгами или продуктами. Он мог сам выбирать культуры, урожай которых нужно было снять как можно быстрее, и мог попросить у хозяина инструменты, необходимые для его работы.
К сожалению, мы не можем точно определить социальный статус мальчика, который был отправлен с посланием в Горгиппию. Неизвестно, был ли он рабом или просто слугой.
Следовательно, надпись на черепке, найденном на полях Горгиппии, указывает на то, что большинство свободных жителей этого города в IV веке до нашей эры были грамотными и могли использовать письменность в повседневной жизни.
Этот экспонат представлен в зале «Античный город Горгиппия».