Найти тему
Шахтёр

Мотоциклы в нашей юности

Скажу честно: у меня никогда не было мотоцикла и более того – никогда им не управлял. За рулём сидел, но с места ни разу не трогался. Ну вот так получилось весьма необычно в моей жизни!

Впрочем, мотоцикл я собирался покупать и родители были заранее подготовлены. Аргумент довольно простой и стандартный, ничего экстраординарного:

– У друзей есть мотоциклы, а у меня нет. Я тоже хочу кататься.

Отец понимающе подошёл к решению вопроса. Спрашивает меня:

– Какой хочешь мотоцикл?

Я ни на секунду не задумываясь выпалил:

– Яву!

Отец одобрил мой выбор:

– Хорошо. Будет тебе Ява, но после армии.

Разговор состоялся ранней осенью после окончания школы. Попытка поступить в столичный ВУЗ оказалась неудачной и я решил сначала отслужить в армии, а уже после службы вновь подать документы на поступление в институт. И дабы до призыва не сидеть у родителей на шее, устроился в автобазу сначала автослесарем, а после 18-летия перевёлся в колонну на самосвал КрАЗ-256Б. Корочки водителя у меня уже были – в 9 и 10 классах нам преподавали автодело с последующей сдачей экзамена сотруднику ГАИ. Из всего класса никто не завалил, все сдали. Права выдали с пометкой «Действительно с ...» и указывалась дата 18-летия. Говорю об этом во избежание возможных смехоёчков типа когда успел вчерашний школьник получить ВУ профессиональной категории «С».

Да-да, во времена СССР категории «С» и выше считались профессиональными, потому как управлять грузовиками и автобусами можно было лишь работая на предприятиях, в личном владении их не было. Во всяком случае, официально с регистрацией в ГАИ у автолюбителей их не было.

Более того, (вроде бы, если не ошибаюсь) для работы на «каблучке» – Иж-2715 на базе Москвич-412 – нужно было иметь категории «BC»; с одной категорией «B» на работу не брали, она считалась любительской. То же самое наблюдалось и в таксопарках, где сплошь были ГАЗ-24 «Волга» с шашечками на борту и зелёным огоньком в верхнем углу лобового стекла со стороны пассажира. Во времена полувековой давности профессионализм водителя разделялся на классы – самый высокий 1-й класс, самый низший 3-й класс. Не знаю как в других городах, у нас таксистами работали с первым классом, с третьим даже заявление не принимали. Могли трудоустроить со вторым классом, но хорошего места не получишь. Повысил классность до первого, тогда пошлют на привокзальную площадь – пожалуй, самое «хлебное» место у таксистов. Сам я в таксопарке не работал, но работал с человеком, который до этого трудился там в ремонтном цехе.

Впрочем, я слишком далеко ушёл в сторону от темы.

Итак, мотоциклы. Они были у многих друзей; не у всех, но у многих. Оседлать двухколёсного «коня» захотел и я. Однако «Минск» (у нас называли его «козёл»), «Восход» и Иж (неважно – Планета или Юпитер) я отверг. В моде были чехословацкие «Ява» и «Чезет», чуть попозже появились советские Иж-Планета-Спорт. Но всё же лидерскую позицию прочно удерживала Ява-350 с серыми крыльями. Вот на неё я и положил глаз.

Почему отец пообещал мне Яву после моей службы в армии? Дело в том, что в конце 70-х – начале 80-х в нашем городе их не продавали, за ними надо было ехать в Москву (рынок б/у в расчёт не принимаем, смотрим только на новые с нулевым пробегом). Чтобы доставить мотоцикл в Сибирь, нужно оформить место в багажном ж/д вагоне. В общем, та ещё волокита...

В армии отслужил, однако дело до мотоцикла так и не дошло. В какой-то мере повлияла фраза друга – владельца 350-й Явы. Он сказал:

– Катаешься на мотоцикле летом, когда сухо. Под дождь попадёшь, потом мокрый едешь. Зимой вообще из гаража не выедешь. Лучше в машине кататься – в дождливую погоду есть крыша над головой, зимой в салоне печка работает.

Ну, в общем-то, так и было. Ребята вечером собираются на мотоциклах, а я приезжаю в батиных «Жигулях». Пошёл дождь – все залазаем в машину и пережидаем непогоду. И как-то само собой покупка мотоцикла ушла на задний план, дома я о неё говорил всё меньше и меньше, а отец предпочёл вообще о нём не напоминать. Незадолго до призыва в армию я сдал вождение на категорию «B», в нотариальной конторе отец сделал мне доверенность на право управления автомобилем и я катался в своё удовольствие, не боясь нарваться на ГАИ'шников. И я катался! Отец однажды удивился:

– Как ты умудрился за неделю две тыщи километров намотать?

Я лишь пожимаю плечами, потому что и сам не знаю – катаюсь и катаюсь, на километраж не смотрю. Немного калымил извозом, сам же покупал талоны на бензин, заезжал на заправку. Как-то быстро я взял себе за правило после покатушек ставить в гараж машину с полным баком. И отец доволен: если надо куда-то ему по делам ехать, голова уже не болит – хватит ему бензина или не хватит. Точняк хватит!

Лишь один раз он поинтересовался:

– Где деньги берёшь на бензин?

Юлить я не стал и честно признался:

– По городу немного покрутился.

Отец предупредил:

– Будь поосторожней.

После армии я месяц не работал, по закону допускалось три месяца отдыхать. И на время отдыха надо было не только на бензин денег насшибать, но и на себя тоже. Видимо, так я и умудрился за короткое время накрутить на километраж пару тысяч километров.

По прошествии времени иногда задумываюсь – наверно, правильно, что не купил мотоцикл. Скорость я очень любил, лихачил везде и всюду во всю прыть всех «коней» под капотом. И да – в автомобилях тоже влетают в аварии, но всё же на четырёх колёсах удержаться на дороге легче, чем на двух. И если в машине, несмотря на лихачество, умудрялся особо никуда не влетать, на мотоцикле точно куда-нибудь улетел. И, кстати, двое друзей на Явах улетели на покой. Один из них – тот самый, который покупал мне гитару и он же сказал про автомобиль в дождь и печку зимой. Пересесть с мотоцикла в авто он не успел – ночью на высокой скорости влетел под «Магирус», стоявший прямо на дороге без габаритных огней. Навечно остался молодым...

Ява-350 была мечтой многих из нас и в то же время транспортом на тот свет. У многих друзей были мотоциклы, однако в нашем кругу именно Ява стала убийственной. На других мотоциклах падали, получали серьёзные ссадины, бывали переломы костей. Однако до гроба не доезжали...

Минск

Были они в нашей компании у двоих. И не сказать, чтобы они были совсем уж пацаны – вовсе нет. Старшие по возрасту товарищи совсем не гнушались прокатиться на «козле». Мотоцикл лёгкий, гоняли по кочкам и буеракам. Глядя на одного со стороны, после заезда спросили:

– С какой скоростью ехал?

Мотоциклист глянул на спидометр и засмеялся:

– Сами смотрите!

Посмотрели и тоже захохотали – стрелка спидометра застыла на цифре 40. И потом как бы ни крутил ручку газа, скорость на спидометра была 40 км/час. Даже если стоит на месте, всё равно 40.

Второй владелец «Минска» умудрился завести двигатель... в обратную сторону! Чёрт его знает как у него получилось, но как-то получилось. Дрыгнул кик-стартер, движок с полтыка завёлся. Включил скорость, трогается с места и... едет назад! Поставил в нейтраль, опять первую, трогается и... назад.

Друзья шутят:

– Зыканский у тебя «козёл» – с задней скоростью!

«Зыкански» или просто «на Зэ» на нашем языке означало хорошо, отлично, великолепно.

Пока мотоцикл не заглушили и не завели по новой, он так и продолжал трогаться назад.

Восход

Средне-лёгкие мотоциклы в чёрной окраске также были у двоих. Первый был совсем уж у старшего поколения товарищей, второй у ровесника. Со вторым мотоциклом были какие-то серьёзные проблемы, что он ни в какую не хотел ехать. И зажигание регулировали, и движок перебирали, и по фаре стучали (как же без этого?) – ничего не помогало. Чих-пых чих-пых, ба-бах из выхлопухи, а ехать не хочет. Потом на нашей улице поселился один мастер с золотыми руками, он его и довёл до ума – заработал как часики и гонял как новенький! Кстати, этому мастеру наш местный охотник из ружья пальнул по «колоколу» на тополе (если кто помнит эту историю, она есть на канале).

Иж

Фото автора
Фото автора

Ижаки были у многих – и Юпитеры, и Планеты. Начинали со старых в зелёном окрасе, потом пересели на новые красные. Синие Ижы с коляской водились на улице, но они не принадлежали друзьям из нашего круга.

Урал

Фото автора
Фото автора

Тяжёлый мотоцикл был у друга, жившего по соседству. Это был его личный транспорт, его отец прав вообще не имел и за руль техники никогда не садился. Однажды дал прокатиться своему брательнику и тот умудрился на повороте перевернуться. Причём, скорость была невелика, а вот смог! Что ж, «талант», ети его... В итоге ветровики на руле и люльке вдребезги, один поворотник свернул, местами поцарапал. Ну и пока сообща на колёса поставили, немало бензина из бака вытекло из-за отлетевшей крышки.

На батином Урале кофейного цвета частенько к нам приезжал товарищ с соседней горы (учился с ним в школе с первого по десятый классы). Ох, как мы его облепляли, цепляясь за всё, что только можно! Кто в люльку и на люльку, кто сзади да не один... Как саранча 12-15 человек налетали на мотоцикл и ехали кататься! Эх, молодость...

Ява

Про Яву уже сказано немного выше, но ещё есть что добавить. Но сначала пару слов скажу про другие скоростные мотоциклы – Чезет и Иж-Планета-Спорт. Этих мотоциклов в нашей компании ни у кого не было, на них приезжали знакомые ребята с других улиц. Неплохая техника, скоростная, с современным на тот момент времени внешним видом.

Ну а теперь Ява. Она была у многих и не только у нас. И вообще в конце 70-х – начале 80-х на неё была повальная мода. И не просто купить Яву и кататься на ней, а ещё её и украсить, довести внешний вид до ума. Ездить на Яве без вложения в неё души считалось у нас дурным тоном. Речь не идёт о том, чтобы вовремя помыть мотоцикл или не допускать проблем с движком и пр. Это само собой разумеется. Речь о другом.

Масштаб доработок был разный, смотря у кого какие были возможности. Серые крылья старались хромировать или никелировать – большой разницы между двумя процессами мы не видели, главное – чтобы крылья были блестящими. На переднее крыло прикручивали какую-нибудь небольшую забавную статуэтку. У одного товарища (с соседней улицы не из нашей компании) запомнился чёрный чёрт с пивной кружкой в одной руке (лапе) и стрелой-пикой в другой. Симпатяшно смотрелся!

Сзади вместо одного стоп-фонаря устанавливали два впритык друг к другу, работали параллельно.

На сидушку шили накидку-чехол из красного плюша, по краям пришивали жёлтую бахрому. Смотрелось красиво.

Но, пожалуй, самая главная доработка (в большинстве случаев с неё и начинали) – это установка дополнительных зеркал заднего вида на дуги безопасности. Кто-то ограничивался двумя зеркалами сверху на дугах, но кто-то заморачивался и двигался дальше, прикручивая к дугам ещё комплект зеркал. Видел одну Яву с шестью зеркалами на дугах и ещё четыре на руле – по две на заводских стойках и ещё по две на длинных самодельных. В общем, весь мотоцикл в зеркалах!

Зеркала ставили автомобильные. Это сейчас они в массивном корпусе и к мотоциклу не прилепишь. А раньше в эпоху «москвичей» и «жигулей» зеркала были простенькой конструкции на шаровой опоре. Регулировка самая-самая примитивная – рукой. Регулировка рычажком из салона появилась чуть позже в автомобилях ВАЗ-2105 и 07 (у них уже нет форточек на боковых передних окнах). Вот эти самые примитивные автозеркала и интересовали владельцев Явы-350.

Зеркала продавались в магазине для автолюбителей, но они стоили денег. Но кто из мотоциклистов хотел их покупать? Никто! Зеркала попросту воровали с машин. Выламывались они не особо сложно – до упора вперёд, назад, вбок и шаровый набалдашник стойки выламывался из платформы, прикрученной к двери автомобиля. Зеркало в руке – по газам и вперёд! Даже если хозяин авто увидит и погонится вслед, дело всё равно гиблое. Отправляясь на «дело», номер с мотоцикла или снимали, или наглухо закрывали тряпкой. Догнать скоростной мотоцикл было нереально, к тому же зачастую сворачивали с широкой дороги и удирали по узким тропинкам, где автомобиль априори не проедет.

Выламывали зеркало и у отца. Как он потом говорил, за мотоциклистом даже не погнался, просто-напросто посмотрел ему вслед и пожелал побольше гвоздей. По разговорам товарищей на работе, ещё никому не удавалось догнать вандалов, поэтому нет смысла вообще за ними гоняться.

Взамен заводскому зеркалу отец купил «антивандальное» быстросъёмное. Куда-то приехал, снял зеркало, кинул его в бардачок и пошёл по делам. Потом назад быстренько поставил и поехал домой.

Вернёмся к Яве. Помимо множества зеркал видел ещё красные лампочки в ручках руля и в подножках. Днём они внимание не привлекали, а в тёмное время суток при включении света загорались и красные лампочки. Смотрелось необычно.

Восточно-германские наклейки с портретами девушек-актрис на Явы не лепили. На Ижы лепили, на Явы нет. Даже на ветровик не клеили! Впрочем, ветровое стекло мало кто ставил, но если и ставили, то о-очень большое, чтобы за ним полностью скрывался мотоциклист. Да, встречный поток воздуха в харю не дует, но и динамика у мотоцикла уже не та. Поэтому у нас от ветровиков преимущественно отказывались в пользу скорости. А от встречного потока защищал закрытый шлем. Далеко не у всех он был, доставали по блату или искали на барахолке, по разговорам стóил такой мотошлем ого-го! Но даже если кому-то и не удавалось приобрести навороченный закрытый мотошлем, в допотопной полусферической каске с ремешком под подбородок на Яву не садились. Надевали открытый шлем и в основном такие у нас и были. А встречный поток... А что встречный поток? Ветер в харю, я ... (т.е. шпарю).

Один из знакомых «явистов» дошпарился. Любил он не только скорость, но и на поворотах «положить» свою Яву. Неоднократно чиркал дугами об асфальт, но всякий раз проносило. Кроме того, на шлем он приклеил здоровенные рога от быка. Реально – бычьи рога на шлеме! Этим он и запомнился в нашем районе, стал узнаваемой личностью. Я был знаком с ним лично, он жил на соседней улице.

Рога на шлеме и привычка «положить» мотоцикл на поворотах однажды сыграли с ним злую шутку. Чирканул дугами об асфальт, да видимо хорошо чирканул. Потерял контроль над мотоциклом и понесло его кувыркать. С дороги вылетел, врезался в стену дома, рог проломил шлем и вошёл в череп. Видать, хороший бык был, крепкие рога отрастил.

Мотоциклист выжил, в черепушку поставили титановую пластину. На этом его мотоциклетная часть жизни закончилась.

Постепенно мотоциклы вышли из нашей моды, кому повезло уцелеть – пересели в автомобили. Вот я и задумываюсь иной раз – может, оно и к лучшему, что по молодости не купил Яву. А кроме Явы в сторону другого мотоцикла я не смотрел.