- Урраа! Свобода! Да здравствуют каникулы!
Егорка влетел в свою комнату и со всего размаха запустил в угол пустой, тощий портфель. На календаре значилось двадцать пятое мая. Учебный год закончен, учебники сданы в библиотеку и на три месяца можно не вспоминать о бесконечных уроках и домашних заданиях. Правда, учитель литературы дала им огромный список книг, которые нужно прочитать за лето. Но это ерунда. Читать Егорка любил, и выделить часик-другой для чтения ему было только в удовольствие.
В углу комнаты стояла дорожная сумка. Еще два дня назад мальчишка собрал вещи для поездки в деревню. Деревня! В отличие от своих одноклассников, Егорка обожал бывать в гостях у дедушки с бабушкой. Причем, ездил он к ним при любой возможности. Осенние, зимние, весенние и летние каникулы, новогодние праздники он проводил у родителей отца.
Ему нравился спокойный, неторопливый уклад деревенской жизни, нравилось на пару с дедом задавать корм животным, ходить в лес за ягодами и грибами, играть с деревенскими мальчишками, купаться в речке, бегать наперегонки с дворовым псом Барашкой, просыпаться под деловитое кудахканье кур.
А еще в деревне, недалеко от их дома, стоял настоящий колодец. Несмотря на то, что к каждому дому был подведен водопровод, жители деревни предпочитали брать воду из сруба: была она такая ледяная, что зубы сводило, но очень вкусная и чистая.
- Издавна в этом месте родники бьют. – Рассказывал дед Семен Егорке. - Местные жители к ним относились с заботой, чистили, камнями обкладывали. А вот приезжие жили одним мгновением, оставляли мусор, хулиганили, засыпая источник чистой воды. Тогда жители деревни решили поставить над родником сруб, чтобы защитить его от непрошеных гостей.
Я мальцом тогда был, но помню, как отец ездил в соседнюю деревню, привозил старого мастера. Вот он и сладил в этот колодец.
- А воды в нем много?
- По-разному бывает. Иногда выше отметки поднимается, а в какой год еле дно прикрывает. Жители эту воду, только для питья берут. А в Крещение здесь очередь – за святой водицей вся деревня собирается.
В это лето отец, по дороге к родителям, напутствовал сынишку.
- Егорка, ты уже не маленький. Завязывай целыми днями с местной детворой по окрестностям гонять. Помни, что деду по хозяйству твоя помощь требуется.
Егорка пообещал, что будет совмещать активный отдых с трудом по дому. Когда он заявил деду с бабушкой, что приехал в качестве помощника, бабушка даже прослезилась. На семейном совете было решено, что обязанностью Егорки будет по утрам приносить пару-тройку ведер воды.
- Ты полное ведро не набирай. – Учил дед внука, вручая ему емкость. – Видишь, какое оно большое, тяжело будет. Набирай половинку, чтобы не надорваться.
Теперь каждое утро Егорка хватал ведро и вприпрыжку бежал к колодцу. Он посчитал, чтобы набрать три ведра, ему нужно сходить шесть раз.
- Нормально! – Весело подумал мальчишка. – Для утренней разминки самое то.
В это утро Егорка привычным движением подхватил ведро, взял для перекуса пирожок и побежал к колодцу. Он лихо спустил ведро на цепи, послушал, как оно плюхнулось о воду, и сноровисто поднял его наверх. Налил половину емкости и пошел домой. Минут через десять он снова опускал ведро в колодец. Странно, но на этот раз всплеска воды не последовало. Вместо этого из глубины послышался жалобный стон и скрежет.
Вдруг Егорку, как молнией пронзила мысль: на срубе колодца не было пирожка. Мальчик вспомнил, что когда начал возиться с ведром, положил надкусанный пирожок на край сруба и совсем забыл о нем.
- Так и есть. Какая-то собачонка пробегала мимо, почуяла вкусный запах и вместе с добычей оказалась в воде.
Егорка припустил домой.
- Дедушка! Дедушка! Помоги! – Закричал мальчонка от калитки.
Дед Семен вышел из сарая на зов внука.
- Что стряслось? От кого тебя спасать нужно?
- Не меня. Там, в колодец упала собака.
- Это как ее туда занесло. Никогда раньше деревенские собаки к колодцу не проявляли интереса.
- Я пирожок на краю сруба забыл. – Признался Егорка.
- Ах, ты ж, конфуз какой. Пошли, будем вытаскивать страдальца.
Дед прихватил с собой большой фонарь, куртку, ростовую лестницу и они двинулись к колодцу.
- Тебе зачем куртка, дедушка.
- Похоже, в колодец лезть придется. Там не глубоко, но очень холодно. Не хотелось бы летом застудиться.
Дед с Егоркой подошли к колодцу. Оттуда отчетливо слышался слабый визг, какие-то царапающие звуки и плеск воды.
- Ишь ты, выбраться пытается. Да куда там, стены сырые, скользкие.
Дед Семен посветил фонариком.
- Ну точно, копошится у стены. Надо поторапливаться, пока не утонул бедолага.
Дед принялся опускать лестницу, раздвигая ее до нужной высоты. Когда лестница достигла дна, он надел куртку, взял фонарь и начал спускаться. К этому времени около колодца собралась группа зевак. Кто- то пришел за водой, кто-то проходил мимо.
Через несколько минут, показавшихся Егорке вечностью, из колодца показалась голова деда, а потом и он сам вылез наружу. В руках он держал безвольно обвисшее тело маленького лисенка.
- Вот какая собака позарилась на твой пирожок. – Обратился дедушка к Егорке, одновременно снимая куртку и заворачивая в него лисенка.
- Он умер? – дрожащим голосом спросил внучок.
- Едва не утоп. Еще бы чуть-чуть и конец бы пришел рыжему непоседе. А так сильно перемерз, воды нахлебался, да лапки в кровь изодрал.
- Так это же лиса! Зачем ее спасать. Она наших кур ворует. – Послышались голоса.
Действительно, лисицы доставляли немало хлопот местным жителям. То кур утянут, то яйца подавят и вылакают, то на огороде похозяйничают.
- Да притопить его совсем и дело с концом. Одним хищником меньше будет. – последовал жестокий совет, как поступить с маленьким лисенком.
- Побойся Бога, Данилыч. – Строго обратился дедушка к выступавшему мужчине. Он перехватил испуганный взгляд Егорки, и ему совсем не понравилось, что своей пустой болтовней сосед перепугал ребенка. – Этому лисенку месяца три-четыре от роду. По всему видно, от мамки сбежал, из любопытства в деревню зашел. А ты своих прошлогодних кур на него решил повесить. Самому не срамно?
По группе людей прокатился смешок.
- Что делать с детенышем будешь, Семен?
- Полечим, а там видно будет. Или в зоопарк отдадим или на волю выпустим.
Лисенка принесли домой, и положили в сарай, на сено.
- Все хорошо, Егорка. Лисенок дышит. Ему нужно согреться, а здесь очень тепло, да и сена много, запах для мальца привычный.
Они закрыли дверь и оставили лисенка одного. Егорке очень хотелось побыть рядом с ним, но Дедушка Семен не разрешил.
- Не стоит этого делать, Егорка. Это хоть и маленький, но хищник. Ему все равно в лес уходить, не нужно приучать его к рукам.
Наутро, едва проснувшись, Егорка был уже в сарае. Из сена на него смотрели два испуганных глаза, а зверек издавал щелкающие звуки, словно, защищаясь от вошедшего человека.
- Привет, Солнышко! – Обратился мальчик к лисенку. – Не бойся, я тебя не обижу.
Но лисенок предпочел зарыться в сено, всем своим видом показывая, что дружить с человеком, пусть даже это и маленький мальчик, он не намерен. Егорка вздохнул и вышел, не забыв закрыть за собой дверь.
- Бабушка, нужно Солнышко покормить. Ты не знаешь, что он будет кушать?
- Какое Солнышко? – Не поняла бабушка.
- Лисенка. Я ему имя такое дал – Солнышко.
Бабушка настрогала в миску морковку, яблоко, положила кусочек крылышка. В другую мисочку налила молока.
- Не знаю точно, что из этого выберет твой Солнышко, но что-то ему явно придется по вкусу.
Когда Егорка вошел в сарай, лисенка на месте не было. Он поискал его, попытался звать, но тот где-то притаился и не хотел показываться.
- Ладно, не хочешь дружить – твое дело. Только бабушка передала тебе гостинец. Я поставлю вот тут, у порога. Захочешь – поешь.
С этими словами Егорка поставил в сторонке две мисочки и покинул сарай.
- Ты, Егорка, до вечера туда не заходи. – Учил внука дед Семен. – Твой Солнышко с молоком своей матери усвоил, что от людей нужно держаться подальше. Поэтому ты на его доброе расположение особо не рассчитывай. Он немного там освоится и поест. Никуда не денется. Голод, как говорится, не тетка.
Егорка должен был признать правоту дедушки и до вечера старался не думать о лисенке. Едва солнце коснулось макушек деревьев, он бросился в сарай. Открыл дверь, включил свет и ахнул. Лисенка по-прежнему нигде не было видно, но и еда с мисочки исчезла. А чашечка из-под молока была так вылизана, как будто ее вымыли.
Егорка схватил пустую посуду, запер дверь и опрометью бросился в дом.
- Бабушка, посмотри! Солнышко все съел!
Бабушка посмотрела на пустые тарелки и рассмеялась
- А губа у твоего лисенка не дура! Знает, что вкусненькое ему предложили.
Она положила в мисочку немного свежей капусты, кусочек вареной курочки, несколько ломтиков только что сорванного огурчика. И протянула Егорке.
- А молочка?
- Подожди, сейчас налью.
Теперь Егорка не стал звать лисенка. Он просто поставил мисочки с едой на прежнее место, пожелал лисенку приятного аппетита, доброй ночи и ушел.
- Раз кушает, значит, жить будет. – Уверенно сказал дед Семен, когда за ужином Егорка рассказал, как кормил лисенка.
- Бабушка, а что ему утром отнести можно?
- Погодь, Егор. Утром ты только посмотри, съел ли он за ночь то, что ты принес. Если нет – убери. Если съел, то просто забери посуду. Лисы – ночные хищники. Днем спят в своих норах, а с заходом солнца выходят за добычей. Не приучай его к еде в любое время суток. Поддерживай естественный природный режим.
Утром Егорка обнаружил, что мисочки пусты. Он сделал все так, как научил его дедушка. Постепенно Лисенок привык к маленькому мальчику. Он уже не прятался, кода тот заходил в сарай. К концу третьей недели Солнышко стал при Егорке подходить к мискам с едой, обнюхивать их и, в знак благодарности, издавать громкие щелкающие звуки. Но в руки, по-прежнему, не давался.
Прошел месяц со дня спасения лисенка. Он заметно подрос и окреп. Как-то вечером Егорка подошел к деду Семену.
- Дедушка, лисенок уже совсем не хромает. Только у него сегодня взгляд такой не веселый.
- Домой хочет, к маме, в родную норку. Выздоровел, поправился, вот и заскучал.
- И где его маму искать?
- Он сам ее найдет. Ты вот что, Егорка, когда пойдешь спать, приоткрой дверь сарая. Не сильно, а так, чтобы лисенок мог свободно проскользнуть. Сдается мне, он давно этого ждет.
Вечером, когда деревня затихла, Егорка приоткрыл дверь.
- Прощай, Солнышко! Береги себя. – Негромко произнес он в глубину сарая, чувствуя, что лисенок смотрит на него. – Я буду тебя всегда вспоминать. – И тихонько пошел к дому.
Утром Егорку встретил пустой сарай. Еды не было – лисенок благоразумно подкрепился перед дальней дорогой.
- Не грусти. – Дед Семен обнял внучка за худенькие плечики. – Мы сделали доброе дело. А маленькому любознайке эта история станет хорошим уроком.
Друзья, поставьте 👍если вам понравилась статья. Спасибо!