Найти тему
Александр Снитовский

Факты об индийском кинематографе, которые, вы вероятнее всего, не знали

Кадр из фильма "Танцор диско". Источник: vedyshiijurist.ru
Кадр из фильма "Танцор диско". Источник: vedyshiijurist.ru

Я хорошо помню тот период своего детства, когда, включая телевизор, я, сам того не желая, то и дело натыкался на индийский фильм. «Танцор диско», «Зита и Гита», «Танцуй, танцуй» и многие другие шедевры индийского кинематографа уже тогда сформировали в моей голове стойкую ассоциацию: Индия – это бесконечные танцы и песни.

Кадр из фильма "Зита и Гита". Источник: kp.ru
Кадр из фильма "Зита и Гита". Источник: kp.ru

Не скажу, что мне нравились индийские фильмы, но какое-то время, как и практически все граждане постсоветского пространства, я их смотрел…ну, невозможно было оторваться! Одно время у нас в ходу даже была такая шутка: «Мне так грустно, что хочется танцевать!» Как вы понимаете, она высмеивала «привычку» героев индийских фильмов танцевать при любом удобном (или неудобном) случае – таким образом они наиболее ярко выражали свои чувства и эмоции.

Кадр из фильма "Танцуй, танцуй". Источник: nastroykino.ru
Кадр из фильма "Танцуй, танцуй". Источник: nastroykino.ru

Российский (советский) зритель очень любил индийский кинематограф за его легкость и простоту, за яркие наряды и чрезмерно эмоциональную игру актеров. Большинство картин представляли собой комедийные мелодрамы, обильно сдобренные танцами и песнями, которые смотрелись на одном дыхании и не требовали от зрителя практически никакой мозговой активности.

Кадр из фильма «Свадьба Тану и Ману. Возвращение». Источник: пресс-служба Фестиваля индийского кино
Кадр из фильма «Свадьба Тану и Ману. Возвращение». Источник: пресс-служба Фестиваля индийского кино

Сегодня же индийские кинематографисты не ограничиваются стереотипными сюжетами «про любовь». Они снимают боевики, триллеры, драмы и даже арт-хаус. Более того, индийские актеры неоднократно попадали на страницы Книги рекордов Гиннесса, что только подтверждает факт: индийский кинематограф не только живее всех живых, но и яростно наступает на пятки Голливуду.

Кадр из фильма "Бхола". Источник: kino-teatr.ru
Кадр из фильма "Бхола". Источник: kino-teatr.ru

В подтверждение этому говорит «сухая» статистика. Ежегодно в Индии снимают до 2 000 кинолент, что в разы больше, чем в США и Европе. По данным Института статистики ЮНЕСКО только в 2017 году на региональном рынке было произведено 1 986 фильмов, а доход индийской киноиндустрии составил $2,39 млрд! Как тебе такое, Илон Маск?! И речь идет не только о Болливуде.

Фильмы Болливуда. Источник: vokrugsveta.ru
Фильмы Болливуда. Источник: vokrugsveta.ru

Кстати, очень часто словом «Болливуд» называют весь индийский кинематограф, что не верно. К Болливуду относятся лишь фильмы, которые снимаются в городе Мумбаи на языках хинди, урду, панджаби и английском. Также Болливуд располагает огромными территориями с декорациями и сотнями павильонов на любой вкус.

Киностудия Болливуд. Источник: gochina.ru
Киностудия Болливуд. Источник: gochina.ru

И в целом термин «Болливуд» вошел в обиход только в 70-е годы прошлого столетия, когда индийский кинематограф впервые обогнал американский по количеству выпущенных фильмов.

Киностудия Болливуд. Источник: gochina.ru
Киностудия Болливуд. Источник: gochina.ru

Помимо Болливуда, в Индии есть еще два «Толливуда» (Колката и Хайдарабад, фильмы на языке телугу), «Колливуд» (Ченнаи, фильмы на тамильском языке), «Санлавуд» (Бангалор, фильмы на языке каннада), «Молливуд» (Тируванантапурам, фильмы на языке на языке малаялам) и «Косталвуд» (штат Карнатака и город Удипи). Однако национальным кинематографом все же принято считать тот, что создает Болливуд.

Съемочный павильон. Источник: well03.ru
Съемочный павильон. Источник: well03.ru

Жанр, в котором снимается подавляющее большинство индийских фильмов, носит название масала – да-да, как и традиционная специя. Сформировавшийся еще в середине 70-х годов, масала представляет собой эдакий жанровый коктейль из боевика, мелодрамы и комедии с обязательным хэппи эндом. Поэтому, если при просмотре индийского фильма, вы затрудняетесь определить его жанр, знайте – перед вами масала.

Съемочный павильон. Источник: well03.ru
Съемочный павильон. Источник: well03.ru

Согласно распространенному стереотипу, индийское кино – это, прежде всего, песни и танцы. На самом же деле, это не совсем так. Индийский кинематограф затрагивает довольно много тем, где песни и танцы попросту неуместны.

Кадр из фильма «Робот 2.0». Истогчник: kinoafisha.info
Кадр из фильма «Робот 2.0». Истогчник: kinoafisha.info

Однако их отсутствие едва ли делает фильмы лучше, а все потому, что большинство индийских картин снимаются как будто под копирку – с похожими историями, героями и сюжетными поворотами, которые, к сожалению, не отличаются оригинальностью. Разве что в боевиках добавляются перестрелки и сцены погони.

Кадр из фильма "Операция Маджну". Источник: kinopoisk.ru
Кадр из фильма "Операция Маджну". Источник: kinopoisk.ru

Еще одной общей для всех индийских картин чертой являются так называемые намеки - это когда о том, что произошло то или иное событие, зритель догадывается по знакам, которые ему подают актеры: например, если в эпизоде молодая женщина ни с того ни с сего падает в обморок, то велика вероятность того, что она беременна; если герой-мужчина неожиданно для всех отпускает бороду, значит, у него сложности в личной жизни; а, скажем, погасшая у кровати свеча означает смерть героя…

Кадр из фильма "Слепая любовь". Источник: afisha.ru
Кадр из фильма "Слепая любовь". Источник: afisha.ru

В старых и несколько наивных индийских мелодрамах, когда герои объяснялись друг другу в своих чувствах, а затем сливались энергичном танце, происходило все это действо, как правило, возле большого дерева. Как ни парадоксально, но в ранних индийских кинолентах большинство актеров попросту не умели танцевать, и чтобы как-то сгладить эту неловкость, они прятались за ствол дерева, который заполнял собой большую часть кадра.

Кадр из фильма "Зита и Гита". Источник: NH Studioz
Кадр из фильма "Зита и Гита". Источник: NH Studioz

Также индийский кинематограф начала 20 века славился весьма свободными нравами. Так, например, в фильме «Раджа Харишчандра» (1913), есть сцена, в которой девушки купаются в бассейне в промокших насквозь сари. Это сцена считалась крайне пикантной, и даже тот факт, что в то время в кино все женские роли исполняли мужчины, нисколько не принижает смелость и рискованность режиссера.

Кадр из фильма «Раджа Харишчандра» . Источник: afisha.ru
Кадр из фильма «Раджа Харишчандра» . Источник: afisha.ru

В определенные периоды истории индийского кинематографа крайне неприличными считались и поцелуи. В 1954 году 13 000 индийских женщин обратились к Джавахарлалу Неру, на тот момент премьер-министру Индии, чтобы он как-то повлиял на ситуацию.

Джавахарлал Неру. Источник: russian.rt.com
Джавахарлал Неру. Источник: russian.rt.com

По их мнению, поцелуи в кино – это распущенность и разврат, которые пагубно влияют на молодое поколение. Надо сказать, жалоба возымела свое действие, и на протяжении длительного периода времени самое откровенное, что могли себе позволить актеры в кадре, это безобидные прикосновения.

Женщины Индии. Источник: gazeta.ru
Женщины Индии. Источник: gazeta.ru

Хотя…и это важно…в 1933 году героиня немого фильма «Карма» (актриса Девика Рани) на протяжении целых 4 минут целовала на экране собственного мужа! И никто ей слова не сказал на этот счет.

Фильм "Карма". Источник: memsaabstory.com
Фильм "Карма". Источник: memsaabstory.com

А в 1973 году на экраны вышел фильм Ражда Капура «Бобби», который был наполнен весьма чувственными сценами, а исполнительница главной роли Димпл Кападия и вовсе представала перед зрителями в минимальном количестве одежды. В общем, о, времена, о нравы…

Кадр из фильма "Бобби". Источник: film.ru
Кадр из фильма "Бобби". Источник: film.ru

Несмотря на внешнюю легковесность индийского кино, которая сохраняется и сегодня, оно высоко ценится в мировом сообществе.

Кадр из фильма  «Лагаан: Однажды в Индии». Источник: filmpro.ru
Кадр из фильма «Лагаан: Однажды в Индии». Источник: filmpro.ru

Так, к примеру, фильм «Лагаан: Однажды в Индии» (2001) вошел в шорт-лист премии «Оскар» как претендент на награду в номинации «Лучший иностранный фильм», а картина Карана Джохара «Меня зовут Кхан» (2010) была представлена на Берлинском кинофестивале, а позже завоевала несколько престижных наград и одобрение критиков.

Кадр из фильма «Меня зовут Кхан». Источник: whatisgood.ru
Кадр из фильма «Меня зовут Кхан». Источник: whatisgood.ru

Более того, болливудские актеры неоднократно попадали в Книгу рекордов Гиннесса. Так на страницах всемирно известного издания засветились все семейство Капур, 24 члена которого снимались в кино, актер Абхишек Баччан, который сделал самое большое количество публичных выступлений за 12 часов, актер Джагдиш Радж, который 144 раза играл полицейского, Лалита Павар, которая посвятила индийскому кино более 70 лет жизни и снялась в 700 фильмах и так далее.

Династия Капур. Источник: vk.ru
Династия Капур. Источник: vk.ru

Но добавим небольшую ложечку дегтя в эту большую бочку индийского меда с пряностями. В 2018 году на экраны вышла картина «Падмавати», из-за которых в Индии начались народные волнения, сопровождаемые демонстрациями.

Кадр из фильма «Падмавати». Источник: kinobusiness.com
Кадр из фильма «Падмавати». Источник: kinobusiness.com

Вам это покажется нелепым, но народ был крайне возмущен, узнав, что в фильме открыто показывается интимная сцена – якобы ее воображает себе главный герой. Фильм еще даже не вышел в прокат, а демонстранты уже нападали на кинотеатры, требуя запретить его, и даже угрожали исполнительнице главной роли.

Протесты в Индии. Источник: newsru.com
Протесты в Индии. Источник: newsru.com

Большое спасибо за лайк под этой статьёй!

Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!

А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!