Найти тему

Советы логопеда.

Статья 1: Логопед советует родителям

Логопед-дефектолог – это специалист, который занимается диагностикой, профилактикой и коррекцией нарушений речи у детей и взрослых. Работа логопеда очень важна, так как нормальное развитие речи является ключевым элементом успешной адаптации в обществе. Если у вас есть ребенок или близкий человек с проблемами в речи, вам могут пригодиться советы логопеда.

1. Развивайте речь с ребенком с самого раннего возраста. Говорите с ним, читайте книги, показывайте и проговаривайте картинки, пойте песенки. Важно, чтобы ребенок много слышал разнообразную речь.

2. Поощряйте ребенка к общению. Давайте ему возможность высказывать свои мысли, задавайте вопросы, слушайте внимательно ответы.

3. Учите ребенка правильно произносить звуки и слова. Можно использовать игры, песни, стихи для тренировки артикуляции.

4. Если у ребенка есть проблемы в речи, не откладывайте обращение к логопеду. Чем раньше начнется коррекция, тем легче будет добиться положительного результата.

5. Помогайте ребенку расширять свой словарный запас. Учите новые слова, объясняйте их значения, используйте их в разговоре.

6. Поддерживайте интерес ребенка к чтению. Чтение способствует развитию речи, логического мышления и воображения.

7. Самостоятельно обучайте ребенка правилам русского языка. Объясните, какие бывают части речи, как правильно строить предложения, как использовать падежи и времена.

8. Обеспечьте ребенку полноценный перерыв от гаджетов и телевизора. Речь развивается лучше в процессе живого общения, а не виртуального.

Эти советы помогут вам поддержать нормальное развитие речи у вашего ребенка и улучшить коммуникацию в семье. Помните, что каждый человек уникален и развивается в своем темпе, поэтому важно быть терпеливым и поддерживающим родителем. Если у вас есть вопросы или затруднения, не стесняйтесь обратиться за помощью к специалисту – логопеду.

Статья 2: Развитие монологической речи при помощи сказок

-2

Сказки являются отличным инструментом для развития монологической речи у детей. Они не только увлекательны и интересны, но и позволяют развивать логическое мышление, воображение и речь.

Чтение сказок и рассказывание их другим людям помогает развивать умение выражать свои мысли и чувства последовательно, аргументировано. Сказки также помогают научиться структурировать информацию, составлять логически цельные и последовательные высказывания.

Для развития монологической речи при помощи сказок можно предложить следующие упражнения:

1. Рассказывание сказок по памяти. Попросите ребёнка рассказать краткое содержание сказки, которую он только что прочитал или услышал. Это поможет развить навык конспектирования и составления логически связанных высказываний.

2. Вымышленный рассказ. Попросите ребёнка придумать собственную сказку или продолжение известной сказки. Это поможет развить фантазию и креативное мышление.

3. Обсуждение сюжета сказки. Попросите ребёнка высказать свое мнение о действиях героев, причинах их поступков, возможных исходах и т.д. Это поможет развить навык анализа и аргументации.

4. Ролевые игры. Предложите детям исполнить роли героев из сказки и поочередно рассказать историю с их точки зрения. Это поможет улучшить навыки импровизации и эмоционального выражения.

Таким образом, использование сказок в учебном и развивающем процессе может значительно улучшить навыки монологической речи и способствовать развитию личности в целом.

-3

Статья 3: Как развить речевое дыхание?

1. Проводите упражнения на речевое дыхание. Попросите ребенка делать глубокие вдохи и выдохи, останавливаться на вдохе и затем медленно выдыхать в течение нескольких секунд. Это поможет укрепить мышцы дыхательной системы и улучшить речевое дыхание.

2. Используйте игры и упражнения для развития речи. Например, можно предложить ребенку проговорить длинные фразы или стихотворения без задержки в дыхании. Также полезно использовать игру "Длинное-короткое дыхание", при которой ребенку нужно контролировать свое дыхание и поддерживать речевую активность.

3. Обратитесь к специалисту, если у ребенка возникают проблемы с дыханием или речью. Логопед специалист по речевому дыханию сможет провести диагностику и назначить соответствующее упражнения для развития речевого дыхания.

4. Поощряйте ребенка к занятиям физической активностью, так как физические упражнения улучшают работу дыхательной системы. Велосипед, плавание, бег или просто активные игры на свежем воздухе помогут ребенку улучшить речевое дыхание.

5. Демонстрируйте правильное дыхание и общение, говорите четко и отчетливо, поддерживайте правильную позу, держите спину прямо и не говорите на одном дыхании. Ребенок будет повторять ваш образец и улучшит свою речь и дыхание.

Некоторые упражнения на развитие речевого дыхания:

«Ветер дует»

Цель: Дифференциация ротового и носового дыхания

Содержание: Выполнять стоя. Спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко,

(Руки поднять вверх, встать на носки, подуть.)

Я подую низко,

(Руки перед собой, присесть и подуть.)

Я подую далеко,

(Руки перед собой, наклониться вперед, подуть.)

Я подую близко.

(Руки положить на грудь и подуть на них.)

Волшебные заклинания

Цель: развитие фонационного дыхания

Содержание:

Вдох – выдох: поднять руки от груди плавно вверх и в стороны, произнося: ПА.

Вдох – выдох: от груди руки в стороны, произносить: ПО.

Вдох – выдох: показать напряжение в мышцах: ПУ

Вдох – выдох: слегка давящие движения рук вперед: ПУ

Вдох – выдох: присесть, обхватить колени: ПУ

Вдох – выдох: ПАПОПУ – движения плавные, переходят одно в другое.

Взрослый обращает внимание на правильность дыхания, слитность произнесения слов, силу голоса (средний регистр, спокойный тон), артикуляцию.

Ветряная мельница.

Цель: Развивать сильную направленную воздушную струю.

Материал: Вертушка или игрушка – мельница из песочного набора.

Содержание: Предлагаем ребенку подуть на вертушку, чтобы она закрутилась (указание: подуть сильно, как ветер).

Взрослый сопровождает действия ребенка стихотворным отрывком:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч!

-4

Статья 4: Нормы развития речи

Нормы развития речи у ребенка могут различаться в зависимости от возраста. Вот некоторые общие нормы развития речи у детей:

· Возраст 1-2 года: ребенок начинает произносить первые слова и фразы, понимает основные команды и инструкции.

9 – 18 месяцев – слова: мама, папа, баба, дядя и т.д. Звукоподражательные слова: ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова) и т.п. Все существительные употребляются в именительном падеже, единственном числе;

18 — 20 месяцев — попытки связать два слова в фразу (мама, дай). Усваивается повелительное наклонение глагола (иди, дай и т.п.);

20 — 22 месяца — появляются формы множественного числа;

22 — 24 месяца — словарь доходит до 300 слов. Существительных приблизительно 60 процентов, глаголов – 20 процентов, союзов нет.

· Возраст 2-3 года: речь становится более четкой и понятной, ребенок начинает использовать более сложные фразы и конструкции. К 3-м годам словарь ребенка достигает 900-1200 слов. В его составе имеются почти все части речи (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, местоимения). Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса

· Возраст 3-4 года: ребенок начинает использовать более сложные грамматические структуры, включая множественное число и временные формы.

Несмотря на то что дети этого возрастного периода могут находиться на различных уровнях развития речи, существуют примерные ориентиры, на которые можно опираться, оценивая речь своего ребёнка.

1. Его речь более отчётлива, а произношение заметно улучшилось.

2. Малыш может назвать практически все предметы, окружающие его: одежду, обувь, мебель, игрушки, предметы интерьера.

3. В речи появляется всё больше прилагательных, наречий, местоимений, предлогов.

4. Ребёнок согласует слова по родам, падежам и числам, но не всегда правильно.

5. Дети могут запомнить и пересказать небольшие стихи и сказки.

· Возраст 4-5 лет: речь становится более сложной и разнообразной, ребенок активно задает вопросы и умеет рассказывать о себе и окружающем мире.

К концу 5 года жизни ребенок начинает овладевать контекстной речью, т.е. самостоятельно создавать текстовое сообщение. Его высказывания начинают напоминать по форме короткий рассказ. В активном словаре появляется большое количество слов, сложных по грамматической и фонетической характеристикам. Ребёнок в этом возрасте овладевает всеми частями речи. На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

· Возраст 5-6 лет:

К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы.

Если у вас есть волнение относительно развития речи вашего ребенка, лучше всего обратиться к специалисту –логопеду-дефектологу онлайн, чтобы получить рекомендации и поддержку.

-5

Статья 5: Почему возникают речевые нарушения?

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.

Причины речевой патологии многообразны. Необходимо проводить анализ самого процесса возникновения дефекта, учитывать общие закономерности аномального развития и закономерности речевого развития на каждой возрастной стадии, подвергать специальному изучению условия, окружающие ребенка.

Огромное значение имеет влияние речевого окружения, общения, эмоционального контакта и других факторов на созревание речевой системы.

У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям. Можно выделить некоторые виды дефектов речи, которые возникают по подражанию, например дефекты произношения звуков л, р, ускоренный темп речи и др. Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды ее развития, которые создают предрасполагающие условия для "срыва" речи в 1-2 г., в 3 г. и в 6-7 лет.

Основные причины патологии детской речи:

Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. до 4 мес. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.

Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.

Различные заболевания в первые годы жизни ребенка.

В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.

Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

Наследственные факторы.

В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут обусловить нарушения различных сторон речи.

При анализе причин возникновения нарушений следует учитывать соотношение речевого дефекта и сохранных анализаторов и функций. Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.

-6

Статья 6: Как развить связную речь?

Развитие речи очень важно для нормального функционирования человека в обществе. Развитие речи позволяет выражать свои мысли, чувства и потребности, общаться с другими людьми, учиться новому и познавать мир вокруг себя. Это также способствует развитию когнитивных функций, памяти, внимания и умения анализировать информацию.

У детей развитие речи начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей жизни. Оно зависит от многих факторов, таких как генетика, окружение, образование и здоровье. Родители и педагоги играют важную роль в стимулировании развития речи у детей, создавая условия для общения, чтения, игр и других активностей, способствующих развитию речевых навыков.

Поэтому важно следить за развитием речи у детей, обращая внимание на их речевые навыки, словарный запас, грамматику и произношение. От развития речи зависит успешное обучение, социализация и адаптация в современном мире, поэтому стоит уделить этому аспекту особое внимание.

Рекомендации развития речи у детей:

1. Читайте детям книги и рассказывайте им интересные истории. Обсуждайте происходящее, задавайте вопросы, поощряйте их высказывать свои мысли и идеи.

2. Поощряйте детей рассказывать о своих желаниях, чувствах и впечатлениях. Позволите им выражать свои мысли и эмоции без страха быть осужденными.

3. Играйте в игры, которые развивают речь и логическое мышление, память, внимание.

4. Посещайте мероприятия, где дети имеют возможность общаться с другими детьми и взрослыми. Это поможет им развивать навыки общения.

5. Помогайте детям расширять свой словарный запас, знакомя их с новыми словами и понятиями. Обсуждайте значения слов, наглядно иллюстрируйте их смысл.

6. Поддерживайте интерес детей к чтению и письму. Позволяйте им писать свои сказки, рассказы и т.д.

Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и развитие у них может происходить в разное время и разными темпами. Поэтому важно быть терпеливым и поддерживающим родителем, помогать им найти свой путь к развитию.

-7

Статья 7: Польза мелкой моторики

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем и, конечно же, на скорость реакции ребенка.

Развитие мелкой моторики – залог нормального развития интеллекта ребенка.

Чем лучше ребенок работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает. Также, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Руки — инструмент тонкий, и “настраиваются” они в течение долгого времени. Поэтому и игрушек для развития моторики потребуется много.

Как показывает практика, пособия, изготовленные своими руками, детям нравятся больше и они с удовольствием выполняют предложенные задания.

-8

Как же развивать мелкую моторику у детей старшего дошкольного возраста?

Ответ довольно прост: конечно же, в игре. Существует много разнообразных игр, занятий, позволяющих не только увлечь ребенка, но и принести ему пользу. Вот некоторые из них: «Мозаика», «Пазлы». В этих играх есть мелкие детали, которые надо соединять между собой. При выборе пазлов надо исходить не только из эстетических предпочтений ребенка. Здесь действует правило: чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали и, соответственно, наоборот.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц.

-9

Статья 8: Упражнения для развития мелкой моторики

1. Массаж ладошек
Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

2. Бусы
Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

3. Крупы
В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

4. Рисование на песке
Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

5. Завинчивание крышек
Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

6. Застегивание, расстегивание и шнуровка
Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

7. Лепка
Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

8. Рисование и раскрашивание
Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

9. Собирание мозаик и паззлов
Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.

10. Вырезание
Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Страница сайта логопедонлайн.рус

-10