По данным аналитиков, 91% россиян в 2023 году сталкивались мошенничеством. Самой популярной схемой обмана стали телефонные звонки от «представителей банков» и «правоохранительных органов». Рассказываем, кто звонит с номера 900 и можно ли доверять SMS с этого номера.
Звонки с номера 900
Если вы — клиент Сбербанка, периодически вам могут поступать звонки с номера 900. Именно с него звонят боты банка. Взяв трубку, клиент прослушает рекламное сообщение.
Иногда, со слов клиентов Сбера, с номера могут позвонить и сотрудники банка. Они никогда:
- Не попросят назвать CVC-код с обратной стороны карты, логин или пароль от личного кабинета, код из SMS
- Не попросят перезвонить на другой номер, перейти по ссылке в SMS или скачать какое-либо приложение
- Не будут настаивать на продолжении разговора, если клиент захочет положить трубку
Часто мошенники используют похожий номер. Они меняют цифры, например, на 90000 или +7900, чтобы номер был визуально похож на подлинный. Если сомневаетесь, что звонит сотрудник Сбера, закончите разговор и перезвоните на 900 самостоятельно.
Также человек может получить звонок с номера 9-00. В Сбербанке уверяют, это их номер — так он отображается у владельцев iPhone.
Вы можете это проверить, если у вас подключена услуга SMS-оповещений от банка. Зайдите в сообщения. Выберите диалог с номером 900.
Нажмите на иконку контакта. Номер отобразится как 9-00.
Чтобы не попасться на уловку с видоизмененным номером, просто добавьте настоящий номер Сбера в контакты. Тогда при звонке от 900 вы будете уверены, что звонят не мошенники.
SMS с номера 900
Сообщения с номера 900 также приходят от Сбербанка — клиентам отправляют коды подтверждения об операциях или информацию об акциях и новых услугах банка. Однако аферисты научились использовать номер в своих схемах через сам Сбербанк или ДомКлик.
Ситуация: мошенники звонят жертве с целью заполучить личную информацию. Например, данные карты. Человек начинает догадываться об обмане. Тогда злоумышленники предлагают отправить на номер жертвы SMS с номера 900, чтобы убедить человека в том, что звонящему можно доверять.
Мошенник открывает сайт банка. Через сервис дистанционного оформления расчетного счета вводит номер телефона жертвы. Далее на телефон абонента поступает SMS с подтверждением операции от подлинного номера Сбербанка.
Аналогично мошенники используют ДомКлик. При регистрации на сайте злоумышленник указывает номер телефона жертвы, выбирает оформление какой-либо услуги. Например, полиса страхования. Далее жертве приходит SMS от 900 о подтверждении оформления.
Если вы получили такое сообщение, вас пытаются обмануть. Внимательно прочтите SMS и не спешите верить звонящему, даже если сообщение пришло с официального номера Сбера.
Самые популярные уловки телефонных мошенников
Жертвой афериста может стать любой человек, независимо от уровня дохода, возраста или доверчивости. Однако согласно исследованию Центробанка, чаще всего пострадавшими становятся:
- Женщины — среди них наиболее высокий процент обманутых
- Студенты и школьники — вторая по количеству жертв группа
- Семейные люди с высокой финансовой нагрузкой
- Домохозяйки
- Пенсионеры
Разберем самые частые уловки телефонных мошенников и фразы, которыми аферисты пытаются запугать человека.
Чтобы обезопасить свой счет, продиктуйте данные карты
Злоумышленники звонят из якобы службы безопасности банка. Сообщают, что кто-то пытается совершить вход в ваш личный кабинет. Чтобы обезопасить деньги, мошенники просят продиктовать данные вашей банковской карты.
Чтобы отменить операцию, продиктуйте код из SMS
Мошенники представляются сотрудниками банка и сообщают, что кто-то пытается перевести деньги с вашего счета на другой. Чтобы отменить перевод, они просят продиктовать код из сообщения, который поступит на ваш телефон.
В другом случае мошенник может сообщить, что деньги с карты уже списали. Чтобы отменить операцию, он тоже просит продиктовать код из SMS или данные вашей карты.
Вы выиграли приз
Аферисты звонят с сообщением о выигрыше. Уверяют, что ваш номер телефона участвовал в розыгрыше, и теперь вы — обладатель 100 000 рублей. Чтобы получить деньги, необходимо перевести некоторую сумму как временный депозит на указанные реквизиты. После этого вы получите выигрыш, а сумму депозита вернут. На деле жертва остается и без приза, и без денег.
Еще схему с выигрышем злоумышленники используют, отправляя «победителю» фишинговые ссылки по SMS или сообщением в мессенджерах. Человеку предлагают перейти по ссылке, чтобы забрать деньги. Но как только жертва вводит данные карты, на которую якобы придет выигрыш, мошенники списывают с нее все доступные средства.
Ваш родственник в беде
По этой схеме есть множество вариаций обмана. Может позвонить «сотрудник полиции» и сказать, что ваш близкий человек попал в отделение. Чтобы его выпустили, необходимо внести залог на указанные реквизиты.
Или звонит «сотрудник поликлиники». Он скажет, что ваш родственник попал в аварию, а на операцию срочно необходимы деньги.
Ваша SIM-карта заблокирована
Мошенники звонят абоненту и представляются сотрудником сотовой компании. Они сообщают, что SIM-карта заблокирована. Чтобы сохранить номер за вами и разблокировать симку, злоумышленник просит продиктовать паспортные данные.
Это лишь часть тех предлогов, под которыми вас могут попытаться обмануть. Главное в общении с незнакомцами — оставлять голову холодной, мыслить логически и перепроверять все, что говорит звонящий. О том, как обезопасить себя от мошенников и что делать, если уже перевели им деньги, рассказывали в этой статье.
Вы сталкивались с телефонными мошенниками? Поделитесь опытом и расскажите об известных вам схемах обмана.