Найти в Дзене
Финансовый Дзен

Новые признаки мошеннических операций: как банки защищают клиентов

Оглавление
Новые признаки мошеннических операций: как банки защищают клиентов
Новые признаки мошеннических операций: как банки защищают клиентов

Центробанк назвал новые признаки мошеннических операций: если банк их заметит, он должен заблокировать платеж. Разбираемся, как злоумышленники уводят деньги со счетов россиян и причем здесь «черный список» банков.

25 июля 2024 года в силу вступит закон о новых механизмах противодействия подозрительным операциям. По нему банки должны возвращать клиентам деньги, перечисленные мошенникам, если организация допустила перевод на счет из «черного списка» ЦБ.

По требованию регулятора банк должен остановить операцию в таких случаях:

  • Счет получателя находится в «черном списке» не только ЦБ, но и самого банка. Это значит, по нему проводились мошеннические операции
  • Информация о возможном мошенничестве от сторонних организаций поступила в банк. Например, оператор сотовой связи сообщил о нехарактерной активности перед переводом средств
  • Перевод отправлен на счет получателя, против которого возбуждено уголовное дело

Кроме этих признаков, банки руководствуются и другими, обозначенными ЦБ ранее. К ним относятся нетипичная для клиента сумма перевода и время совершения операции. А также если деньги пытаются перевести с устройства, которым уже пользовались мошенники.

Если операция была совершена вопреки этим признакам, по закону банк обязан вернуть украденные деньги в полном объеме. Даже если клиент перевел средства мошенникам добровольно.

Для возврата пользователю нужно написать соответствующее заявление. В течение 30 дней жертва получит деньги обратно.

Кроме этого, банк обязан вернуть всю сумму в таких ситуациях:

  • Финансовая организация не сообщила клиенту о переводе, который был сделан без его согласия
  • Клиент потерял карту и с нее сняли деньги. В этом случае банк нужно предупредить, что средства были списаны без согласия держателя

До 25 июля деньги, переведенные мошенникам добровольно, можно вернуть только по результатам судебного дела.

Этот законопроект начали обсуждать еще в 2022 году. В сентябре того же года проект внесли на рассмотрение Госдумы. Инициативу мотивировали тем, что изменения необходимы из-за увеличения числа мошеннических операций. Председатель Государственной думы Вячеслав Володин указал на то, что банки должны тщательнее проверять подозрительные переводы и приостанавливать их.

Объем операций, прошедших без согласия держателя карты, с 2022 по 2023 год вырос на 11,5%. В 2023 году злоумышленники украли у клиентов банков 15,8 млрд рублей. И лишь малой части жертв вернули средства обратно. Всего 8,7% от общей украденной суммы.

Как обезопасить себя от мошенников

Даже финансово грамотный человек не застрахован от действий злоумышленников. Мошенники придумывают все более изощренные схемы, чтобы завладеть чужими деньгами. Несколько простых советов помогут обезопасить себя.

Будьте бдительны при общении по телефону и в интернете

Злоумышленник может представиться сотрудником службы безопасности банка и сообщить, что кто-то пытается совершить подозрительный перевод с вашей карты. После он попросит продиктовать цифры из СМС, которое поступит на ваш телефон.

Это одна из самых популярных схем мошенничества по взлому личного кабинета Госуслуг. Получив к нему доступ, мошенник без труда возьмет кредиты или микрозаймы по личным данным пользователя.

Если вам поступил подозрительный звонок, не разговаривайте со звонящим. Положите трубку и проверьте номер телефона в интернете или через специальные приложения, которые помогают узнать, как записан контакт у других пользователей. Одно из таких — Getcontact.

Getcontact также позволяет оставить комментарий о разговоре с незнакомцем
Getcontact также позволяет оставить комментарий о разговоре с незнакомцем

Не переходите по подозрительным ссылкам в СМС или сообщениях в мессенджерах

Злоумышленник может отправить сообщение о выигрыше в лотерее и ссылку на сайт, где можно проверить результаты розыгрыша. По ссылке пользователю предложат ввести свои данные, в том числе данные карты для получения денег. Так мошенники получают доступ к его счету.

Еще один вариант мошеннических схем через СМС — отправка ссылок на вредоносный ресурс под предлогом приглашения на работу.

Пример того, как может выглядеть сообщение от мошенников
Пример того, как может выглядеть сообщение от мошенников

Чтобы обезопасить свой банковский счет, установите в приложении банка двухфакторную аутентификацию. Тогда приложение при входе будет запрашивать не только постоянный пароль, но и временный, который поступит в СМС. Подключите услугу push-уведомлений от банка, которые оповещают об операциях по карте. Так вы сразу узнаете, если кто-то перевел деньги с вашего счета.

Что делать, если уже перевели деньги мошенникам

Если вы попались на уловки злоумышленников, первым делом свяжитесь с банком. Сообщите специалисту о ситуации и заблокируйте карту. Составьте официальное обращение о мошенничестве и попросите выписку по движению средств на счетах и картах. Она понадобится при обращении в полицию.

Далее напишите заявление в МВД: по месту жительства или на сайте ведомства. В течение 30 дней полиция проведет проверку и вынесет решение о возбуждении уголовного дела. Если дело не возбудили, можно обратиться в прокуратуру.

По опыту автора расследование дела о мошенничестве может длиться не один год. Нужно запастись терпением и надеяться, что деньги удастся вернуть. Но лучше сразу быть бдительным, не сообщать о данных карты незнакомцам и не оплачивать товары картой на подозрительных сайтах.

Вы становились жертвами мошенников? Удалось ли вернуть деньги? Расскажите о своем опыте.