Мощные двигатели, способность взлетать с коротких взлетно-посадочных полос, современный дизайн кабины пилотов, комфортабельный салон, новые стандарты безопасности ― все эти качества принадлежат среднемагистральному Boeing 757.
С тех пор, как Boeing 757 впервые поднялся в небо, прошло более сорока лет. Будучи преемником Boeing 727, он не стал самой продаваемой узкофюзеляжной моделью в истории «Боинга», однако и сегодня продолжает использоваться в коммерческих и грузовых перевозках.
Намного более популярным и коммерчески успешным стало семейство авиалайнеров Boeing 737, если, конечно, не считать драматические события с линейкой MAX в последние несколько лет. Хотя многие пилоты признаются, что предпочли бы продолжить летать на тот самом 757-м
«Мы просто соскучились по полетам»
С точки зрения экономической эффективности авиалайнеры старого поколения не могут конкурировать с современными. Однако, несмотря на то, что Boeing 757 стареет, он дает пилотам возможность по-настоящему управлять самолетом ― известно много фактов, когда пилоты пересаживались с более новых и крупных лайнеров, таких как Boeing 777, обратно на 757-й, потому что «просто соскучились по полетам».
В то время, как автоматическая коробка передач проще и практичнее в управлении, немало тех, кто просто наслаждается контролем и ощущениями от вождения, которые дает автомобиль на механике.
Самолет обладает исключительными летно-техническими характеристиками, что позволяет ему выполнять полеты практически из любого аэропорта мира, включая аэропорты с ограниченным уровнем шума, короткие взлетно-посадочные полосы и аэропорты в жарких и высокогорных районах. Он бесшумен, экономичен в расходе топлива, безвреден для окружающей среды и соответствует мировым стандартам по выбросам вредных веществ от двигателей
757-й был анонсирован в 1978 году, а в 2004-м его производство официально прекратилось. Всего в период с 1981 по 2004 год было изготовлено 1 050 экземпляров: стандартные 757–200 и 62 штуки удлиненной версий 757–300.
Несмотря на то, что последним сошедшим с конвейера Boeing 757 исполнилось уже 25 лет, более 500 из них по-прежнему активно эксплуатируются 47 различными авиакомпаниями во всем мире.
В чем секрет такого успеха и популярности этого самолета среди профессионалов и пассажиров?
1. Непревзойденная мощность для своих размеров
Пилоты сравнивают Boeing 757 со спортивным автомобилем, и на это есть все основания. Во-первых, мощные двигатели. 757-й выпускался с двумя вариантами двигателей: Rolls-Royce RB211-535C и Pratt & Whitney PW2037. При этом Boeing 757 на 20 процентов экономичнее Boeing 727.
Оба типа двигателей позволяют самолету 757 комфортно взлетать с ВПП длиной от 1 660 метров со скоростью менее 260 км в час, что позволяет эксплуатировать его в небольших и удаленных аэропортах.
Интересно, что это был первый случай, когда Boeing заключил контракт с зарубежным производителем двигателей. До этого RB211от Rolls-Royce был лишь опцией для моделей B 747SP и B 747–200
Управляемость Boeing 757 описывается как «идеально нейтральная», такая, какую и следует ожидать от полета авиалайнера. Большой руль направления на авиалайнере позволяет быстро и эффективно справиться боковым ветром.
2. Эргономичная кабина пилота, опередившая свое время
Еще один аргумент, который сделал Boeing 757 по-настоящему уникальным и универсальным для своего времени, ― дизайн кабины пилотов. В 1970-х годах Boeing доминировал на рынке гражданской авиации с моделями 707 и 727, а Airbus только-только начинал деятельность.
757-й вывел на рынок совершенно новую, высокотехнологичную «стеклянную» кабину пилотов, которой не было у его более ранних предшественников. Она позволяла совершать полеты с двумя членами экипажа ― бортинженер на борту больше не требовался. Правда, третье кресло все же имеется ― для наблюдателя.
Кабина пилотов оснащена интегрированной системой управления полетом Honeywell Pegasus. Система Pegasus и усовершенствованная система индикации работы двигателя и оповещения экипажа EICAS вошли в стандартную комплектацию обеих моделей 757.
В «стеклянной кабине» EFIS ― Electronic flight instrument system ― все данные отображаются на системе дисплеев, которые дают пилотам намного больше оперативной информации. Это стало еще одним шагом вперед в деле безопасности полетов
Кнопки и регуляторы просты в обращении, а системы логично сгруппированы.
Стоит отметить, что Boeing 757 разрабатывался одновременно с широкофюзеляжным Boeing 767, поэтому оба получили практически идентичную кабину пилотов, что облегчает летному экипажу переход от одного самолета к другому.
757–300 имеет схожую конструкцию кабины пилотов и операционных систем, однако некоторые функции были изменены.
Помимо удлиненного фюзеляжа, 757–300 получил новый интерьер с вакуумными туалетами, новые шины, колеса и тормоза, хвостовое оперение и усиленные крылья и шасси.
Несмотря на то, что Boeing 757 сняли с производства более двадцати лет назад, он по-прежнему любим пилотами за простоту управления и летные характеристики. Во многом это связано с его революционной для той эпохи стеклянной кабиной пилотов.
3. Новый профиль крыла
Крылья 757–300 и 757–200 имеют меньшую стреловидность и толщину в центре, чем у более ранних самолетов Boeing.
Нижняя поверхность крыла более плоская, а передняя кромка несколько острее. Это повышает подъемную силу, снижает лобовое сопротивление, повышает аэродинамическую эффективность и позволяет сэкономить до 35 процентов топлива.
Единственное различие между крылом 757–300 и 757–200 заключается в том, что конструкцию первого пришлось усилить, чтобы выдерживать повышенную нагрузку.
Аналогичная крыло досталось самолетам Boeing 767, Boeing 777 и военно-транспортным C-17.
4. Комфортабельный пассажирский салон
Многие пассажиры считают B 757 более удобным в полете, чем популярные самолеты Boeing 737 и Airbus A320.
Вопрос, конечно, спорный, ведь ширина салона у него точно такая же, как у старого и довольно тесного «Боинга 737». Даже у Airbus A318, как и у всех самолетов 320-й серии, салон шире, чем у 757-го ― 370 см против 350.
Boeing 757 может вместить от 195 до 290 пассажиров, в зависимости от компоновки салона.
757–200 рассчитан на 195–231 кресло, а 757–300 может взять в двух классах 243 пассажира, а в чартерном варианте ― до 289 пассажиров, то есть почти как 767-300.
Один из оставшихся эксплуатантов 757-х ― американская Delta Air Lines. В ее парке сегодня 111 самолетов 757–200 и 16 удлиненных 757–300. Boeing 757–200 авиакомпании перевозит 199 пассажиров в типичной трехклассной конфигурации. Для сравнения, Boeing 737–900 вмещает 180 пассажиров в двухклассной конфигурации.
Более половины мировых пассажирских рейсов Boeing 757 сегодня вылетают из Атланты. В среднем на этих самолетах здесь ежедневно совершается более 150 рейсов
5. Один из первых лайнеров малой и средней дальности
Boeing 757 был одним из первых самолетов, разработанных специально для рынка ближнемагистральных и среднемагистральных перевозок. Согласно техническим характеристикам, версия 757–200 может преодолевать расстояние 7 220 километров, а более крупный 757–300 имеет максимальную дальность полета 6 287 километров.
Для сравнения, ближнемагистральный Boeing 727–100 мог пролететь без посадки только 4 300 километров
Боинг-757 стал одним из первых самолетов с двумя двигателями, получивших расширенный сертификат ETOPS для полетов увеличенной дальности над водной поверхностью. Таким образом, он не только идеально подходит для рейсов над материком, но и способен совершать беспосадочные рейсы по популярным трансатлантическим маршрутам.
Продолжение следует?
Похоже, что адекватной замены Boeing 757 пока так и не придумали, и отчасти именно поэтому авиакомпании продолжают на нем летать.
Хотя известно что в 2015 году, то есть примерно через 11 лет после того, как Boeing 757 был снят с производства, стартовал проект по созданию среднеразмерного Boeing 797, и различные авиакомпании проявили интерес к новому самолету.
О появлении нового продукта «Боинга» недвусмысленно заявил один из крупных эксплуатантов ― американская United Continental, которая в качестве варианта замены парка своих среднемагистральных Boeing 757 рассматривает как A321LR от Airbus, так и совершенно новый реактивный самолет, проект которого разрабатывается Boeing.
«A321LR кажется довольно приличным самолетом, но, поскольку у нас есть время, мы готовы дождаться и посмотреть, что собирается вывести на рынок самолетов среднего класса Boeing».
Airbus A321LR ― модернизированная версия A321neo, оснащенная новыми топливными баками и способная перевозить дополнительно четыре тонны пассажиров и груза.
Boeing, действительно, в течение последних лет запрашивает мнение авиакомпаний о необходимости появления нового реактивного лайнера размером между узкофюзеляжным 737 и дальнемагистральным 787 Dreamliner.
Большинство потенциальных покупателей отдают предпочтение реактивному самолету большего размера, чем снятый с производства 757-й, и дальностью полетов до 7 700 км.
По оценкам, спрос на двухмоторный Boeing-797 составит от 2 000 до 4 000 экземпляров.
Ожидается, что 797-й выйдет на рынок в конце 2020-х годов и будет значительно экономичней существующих сегодня самолетов этого класса.
И авиакомпании, и пилоты надеются, что новый Boeing 797 заполнит свободную нишу, образовавшуюся после устаревания парка Boeing 757.
PS. Хотя в наше неспокойное время вряд ли кто-то может гарантировать, что 797-й вообще когда-либо поступит в серийное производство.