Найти тему
История. А вы знали?

Советский маркетинг: Как власть смогла добровольно заставить граждан покупать рыбные консервы

Оглавление

Кто же не помнит, какие проблемы были у Петра Первого, когда он решил русский люд к картофелю приучить. Сам он додумался или кто подсказал, но царь все же придумал, как заинтересовать народ новым продуктом. Если русские крестьяне не хотят брать картофель задаром, нужно сделать так, чтобы он имел ценность в глазах людей.

И тогда Петр приказал у каждого картофельного поля поставить охрану. Раз стоит охрана, значит, там растет что-то ценное. Нужно украсть хоть немного клубней, посадить на своем участке и попробовать, что же это такое – картошка. В Советском Союзе тоже был продукт, который никак не хотели покупать.

Как Хрущев рекламировал «Кильку в томате»

В 1939-м году мясо в стране все еще было недостаточно, хотя животноводство продолжали развивать. Зато в морях было полно рыбы, которой можно было бы успешно мясо заменить.

Однако Советские люди не только плохо рыбу покупали, консервы из нее они вообще даже пробовать не хотели. Хрущеву очень нравилась «Килька в томате» из-за того, что объемы добычи этой рыбы были огромны, и у нее была очень низкая цена.

-2

Чтобы заставить ее покупать, Никита Сергеевич приказал напечатать и развесить везде плакаты, на которых он лично нахваливал консервы. Говорят, что даже Маргарет Тетчер угощал, и та была в восторге.

Новый нарком рыбной промышленности

В том же году рыбную промышленность возглавила Полина Жемчужная – супруга наркома иностранных дел Молотова. До того она занималась советской парфюмерией и косметикой – отраслью, которую быстро смогла вывести на более высокий уровень.

Рыбная отрасль была ей незнакома, но это для Жемчужной было неважно. Рыболовный флот входил в состав торгового, и новый нарком решила его сделать отдельной единицей. Нужно было развивать консервирование рыбы, сразу же за границей было закуплено новейшее оборудование.

Были организованы плавучие заводы по переработке рыбы, либо строились на берегу там, где пойманная рыба разгружалась.

-3

Маркетинговый ход Молотова

Очень скоро в советских магазинах появилось 50 видов вкуснейших консервов из рыбы. Только народ не спешил покупать новый продукт. Что там может быть в этих железных баночках непонятно, так зачем на это деньги тратить. Жемчужная пожаловалась на свои неудачи супругу, и вместе они придумали, как создать не просто спрос, а настоящий ажиотаж.

Вскоре состоялось очередное заседание Верховного Совета СССР, на котором Молотов взял слово. Это заседание транслировали по Всесоюзному радио, так что выступление наркома иностранных дел слышали многие. А кто не слышал, тем рассказали другие.

Молотов заявил, что в банках с рыбными консервами контрабандисты переправляют за рубеж драгоценности. При этом, одна из партий случайно оказалась на прилавках советских магазинов. Молотов даже вскрыл на трибуне одну банку, из которой достал жемчужное ожерелье.

-4

Нужно ли говорить после этого, что народ тут же бросился в торговую сеть, чтобы консервы скупать. А когда люди распробовали вкус, проблем с продажами больше не было. В более позднее время, когда в Советском Союзе вновь возникли проблемы с продовольствием, решено было больше не рекламировать рыбу, а ввести ее в рацион в обязательном прядке – то есть по закону.

В четверг запрещено было продавать мясные блюда во всех предприятиях общепита. Даже в ресторанах в четверг посетители могли есть только рыбу. Таким образом, избавлялись от дефицита мяса. Со всеми другими продуктами поступали проще – в прессе писали, как вредно есть сахар, сливочное масло и еще кучу продуктов, отсутствующих на прилавках.

А вы верите, что так и было?