Найти тему

Как руководителю справиться с посттравматическим расстройством

Оглавление

Марафон вместо семейного уикенда, беговая дорожка вместо театра и кино, заплыв в ледяной воде вместо вечера с друзьями — некоторые бизнесмены и менеджеры годами не находят времени ни на что, кроме работы и экстремальных увлечений, теряя здоровье и близких. Причиной такого поведения может быть посттравматическое стрессовое расстройство. Как это расстройство влияет на руководителей, как оно возникает и развивается, как начать возвращение к нормальной жизни рассказывает клинический психолог Юлия Харитонова.

Что такое ПТСР?

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — это заболевание, характеризующееся навязчивыми воспоминаниями, негативным мышлением и сниженным настроением, повышенной бдительностью и нарушениями сна. Даже внешне успешные и благополучные владельцы бизнеса, менеджеры могут страдать от ПТСР. Это состояние может развиться у любого человека в любом возрасте. В зону риска входят не только люди, очевидно встретившиеся с тяжелыми травмирующими ситуациями, как ветераны боевых действий. И не только люди, которые стали свидетелями или пережили физическое или сексуальное насилие, жестокое обращение, несчастный случай, катастрофу, террористическую атаку.

Травмирующая ситуация может произойти в глубоком детстве — это и длительное отсутствие родителей, и буллинг в детском саду или школе, и долгая болезнь или госпитализация. Такие травмы могут развиться в ПТСР гораздо позднее, особенно если на давние происшествия будут накладываться новые трагические события. Психотравмирующее событие нарушает представление человека о себе и об окружающем мире, и для преодоления травмы эти представления нужно реконструировать.

Что влияет на развитие ПТСР

Не у всех людей, столкнувшихся с катастрофой или с трагедией, развивается посттравматическое стрессовое расстройство. Риск ПТСР увеличивает физическая травма, потеря близкого человека, отсутствие социальной поддержки после события. Влияет и генетическая предрасположенность, и пережитые несчастья в детстве.

Помогающими не допустить развитие ПТСР факторами будет оперативность постановки диагноза и квалифицированная терапия, полноценная семья, члены которой поддерживают друг друга, доверительные отношения между родителями и ребенком, наличие образования и прочных дружеских связей.

Как проявляется ПТСР у руководителей

Тревога, стремящаяся перейти в страх, чрезмерное возбуждение, раздражительность, стойкие и преувеличенно негативные убеждения и ожидания от самого себя, сотрудников и от мира в целом, гипербдительность, моторное напряжение, учащенное сердцебиение, головокружение — и это не полный список. Человек перестает испытывать удовольствие от того, что раньше приносило радость, уходит энергия, появляется повышенная утомляемость. При этом руководитель, особенно крупный, может включать адаптивную реакцию и бысть благожелательным, всем помогать, но быть глубоко несчастным.

-2

Также характерно появление тревожно-фобического расстройства, которое проявляется как страх перед обычными ситуациями. Например, закрытые помещения, самолеты, лифты, метро. Эти страхи не несут никакой приспособительной функции, но очень мешают жить. Причем ситуация может ухудшаться: сначала человек боится летать на самолете, потом ездить на поезде, потом заходить в метро.

Людей с посттравматическим стрессовым расстройством можно разделить на тех, кто пытается разобраться со своей проблемой через гиперкомпенсацию, и тех, кто смиряется и не может справиться без психологической помощи.

  • Руководители привыкли бороться, умеют пробивать стены, поэтому они и с ПТСР пытаются справиться.
  • Для топ-менеджеров характерно использование гиперкомпенсации — разных адаптивных стратегий, которые человек применяет для преодоления ПТСР, но они становятся разрушительным для его жизни.

Пристрастие к экстремальным видам спорта

ПТСР подталкивает бизнесменов к гиперактивности, стремлению к перегрузкам и к экстремальным видам спорта. Цель такого поведения — преодолеть травму социально приемлемыми способами. После травмирующего события у человека накапливается энергия, он может думать, что бы он сделал , как бы поступил в травмирующей ситуации. И тогда для преодоления ощущения беспомощности он выбирает экстремально сложные физические нагрузки.

Типичный пример: женщина руководитель, страдающая от ПТСР из-за тяжелого детства, постоянно участвовала в забегах. Дистанции она все время увеличивала, выбирала все более сложные условия, начала бегать по льду. Потом она бросила работу, стала тренироваться дома, бегая кругами по своей огромной гостиной. Отношения у нее не складывались, она развелась, и это типично для многих людей с гиперактивностью из-за ПТСР. Они редко находят друзей и партнеров, соответствующих их высоким требованиям. Поскольку ситуация была очень сильно запущена, на восстановление психики потребовалось два года.

-3

Руководитель крупной компании, страдая от ПТСР, тоже постоянно занимался бегом. Однажды беговая дорожка поселилась дома не только в кабинете, но еще и в гостиной, что стало последней каплей для его жены. Помогло своевременное обращение к психологу.

Клинический перфекционизм

На работе гиперактивный руководитель часто показывает себя как клинический перфекционист. Для него характерно видеть все в черно-белом цвете, его жизнь проходит под девизом “все или ничего”. Он предъявляет очень высокие требования к себе, ожидает от себя все время безупречных результатов. Эти же требования и нереалистичные стандарты он распространяет и на их сотрудников. Они должны все делать на “пять с плюсом”, но настолько хорошо они не могут сделать никогда.

Еще один вариант расстройства руководителя с ПТСР — это убеждение, что все в мире должно быть правильно и своевременно. И любую проблему человека можно решить.

Долго принимает решения

Руководителя с ПТСР мучает постоянное напряжение, но решиться на что-то для него сложно. Если такой менеджер планирует, скажем, поменять офисное помещение для своей компании, то он будет ждать и ждать идеального варианта. В результате приходится переезжать в первое попавшееся помещение на окраине, потому что идеального варианта так и не подворачивается.

-4

Или другая характерная ситуация: руководителю нужно завершить передачу собственности от одного акционера к другому, но он постоянно откладывает оформление документов, в итоге проблема становится только серьезнее, компания начинает нести финансовые потери. Такой руководитель может отправлять необдуманные, эмоциональные письма с претензиями или принимать резкие решения, о которых впоследствии жалеет. Мгновенное решение резко закрыть направление деятельности или вложить деньги под воздействие эмоций - ведет к финансовым потерям, а иногда и к краху карьеры.

Не признает свои ошибки

Еще одна характерная черта руководителя с ПТСР: невозможность принять собственную неудачу — это вызывает чувство вины и гнева. Такие менеджеры часто срываются на подчиненных, используют крепкие выражения на совещаниях и в переписке. Чтобы оправдать свою собственную внутреннюю агрессию, страх, ненависть, руководитель использует рационализацию — объясняет себе, что так поступать можно и нужно, потому что “если со мной когда-то обращались грубо, неуважительно, значит, и я так имею право так делать”. Еще одна типичная стратегия: регрессия. У руководителя она выражается в нежелании развивать бизнес, начинать новую деятельность.

Недоверие сотрудникам

Страдающий от ПТСР руководитель часто мучается от гипертрофированного чувства долга. Его время уходит на детальную проверку и выявление мелких ошибок сотрудников. В итоге он не отдыхает, у него нарушается сон, появляются проблемы с ЖКТ, весь организм ослабевает, повышается риск инфаркта и инсульта, серьезных нервных расстройств.

Как помочь самому себе справиться с ПТСР

Распространенной проблемой руководителей с ПТСР является то, что работа контролирует всю их жизнь.

Стоит начать с решения трех основных проблем: личная безопасность, физическое здоровье и осознанность. Нужно составить здоровый распорядок дня, уменьшить состояния скуки, печали, гнева и изоляции. И затем двигаться дальше.

1. Задайте себе вопрос: “когда я понял, что у меня возникла эта проблема”.

Например, “когда я начал требовать от себя и от сотрудников идеальных результатов и перестал отдыхать”. Или “когда я стал гиперактивным”. Таким образом создается дистанция между человеком и проблемой. После этого очень хорошо дать проблеме название. Например, “ненависть к себе”. Это тоже помогает дистанцироваться от проблемы, не отождествлять себя с ней, ослабить чувство вины и стыда.

2. Оцените перспективы: к чему приведет текущая ситуация.

Возьмите несколько параметров: здоровье, семья, отношения с детьми, развитие, спорт, жизненные цели, и оцените по 10-балльной шкале ситуацию через три года. Когда вы взвесите все плюсы и минусы, вы можете прийти к заключению, что по многим параметрам ситуация будет ухудшаться.

-5

3. Примите решение.

Сформулируйте свою позицию четко, обозначите проблему и скажите ей решительное «нет», отделив себя от проблемы.

  • “Я больше не желаю жертвовать семьей во время моего перфекционизма. Я готов приложить усилия, чтобы это изменить”.
  • “Недопустимо, чтобы спорт занимал всё время моей жизни”.
  • “Мне не нравится, что я перепроверяю по шесть раз за сотрудниками. Нужно, чтобы я научился себя останавливать и доверять своим подчиненным”.
  • “Я больше не желаю смотреть сквозь пальцы на то, как я разрушаю свое здоровье”.

4. Примите гнев.

После обозначения проблемы начинается злость на те трагические обстоятельства, которые привели к проблеме. Можно сказать себе:

“То, что произошло, было действительно ужасно, этому нет объяснения”.

Гнев нужно отделить от себя, сказать: “да, я безумно злюсь, и это нормально”. Можно побить боксерскую грушу, пока не пойдут слезы, пойти в спортзал, скрутить полотенце, научиться выражать свой гнев любым безопасным способом.

5. Поработайте с мифами.

Многим сложно отпустить гнев, им кажется, что переставая гневаться, они признают, что в детской травме виноваты родители, или что они предадут память погибших друзей. Нужно сказать себе:

  • “я делала все возможное в той ситуации с тем количеством информаций, которые у меня были”,
  • “я хочу действовать в собственных интересах, а не следовать шаблону травмы”.

6. Исправляйте ситуацию.

Нужно научиться замечать свои потребности и говорить о их открыто. Если взять ситуацию с подчиненными, которые постоянно ошибаются, то можно сказать: “Я очень злюсь, когда вы в пятый раз припустите мне документы с ошибками, исправьте, пожалуйста, и приходите”.

Очень важно не выражать гнев неподобающим образом: стучать, кричать, бросать вещи. Потому что придет вина из-за такого проведения, и потом опять гнев, и круг замкнется.

Полезные фразы могут звучать так:

  • “Я очень устал, я нуждаюсь в отдыхе, я не буду брать по себе дополнительные проекты”.
  • “Мне нужна поддержка, сейчас я не могу решить этот вопрос в одиночку, даже со своим отделом”.
  • “Я сильно беспокоюсь, что этот проект может не получиться. Давайте посмотрим, что мы будем делать, если у нас возникнут проблемы”.
-6

7. Тратьте время, чтобы объяснить сотрудникам, как выстроены ваши процессы. Тогда будет проще доверять людям.

8. Поставьте себе первую задачу: хорошо высыпаться.

“Я засыпаю в 10 вечера, не сижу с документами, всех дел не переделаешь, тогда я спокойно встаю в 6 утра бодрым и отдохнувшим. И с 6 до 8 утра меня никто не беспокоит, я занимаюсь собой”.

Как помочь близкому человеку с ПТСР

Люди, страдающие от ПТСР, зачастую сами не в состоянии заметить, как они разрушают свою жизнь. Поэтому для начала можно поговорить с человеком и обозначить ему, какие последствия могут быть, если проблемой не заниматься.

  • Предупредить о рисках сердечно-сосудистых и других заболеваний.
  • Объяснить, что его проведение разрушает отношения, семью, нарушает контакт с детьми.
  • Рассказать о типичных последствиях для бизнеса. Поскольку руководители с ПТСР любят держать все под контролем, часто сотрудники боятся такого начальства, не хотят самостоятельно принимать решения, развивается инфантильность персонала, ключевые сотрудники предпочитают уходить от таких руководителей. А оставшимся приходится поднимать зарплату, приплачивая за некомфортные условия труда. Все это может привести и к потере бизнеса.

Важно не давить, а предложить приложить силы к решению проблемы и и вылечиться так же, как можно вылечиться от гриппа.