Найти тему
Психология в жизни

Стэнфордский тюремный эксперимент. Что произошло, когда психологически здоровые люди попали в условия похожие на тюремные?

В августе 1971 года Филип Зимбардо, известный психолог, запустил одно из самых известных исследований в области психологии - Тюремный эксперимент. Целью данного эксперимента было изучение влияния социальных ролей на поведение людей в условиях имитации тюремной среды.

Эксперимент проходил в здании Стэнфордского университета, где добровольцы были разделены на две группы: заключённые и тюремные охранники. Зимбардо хотел выяснить, насколько быстро и в какой мере люди примут свои роли, и как это повлияет на их поведение.

Что повлёк за собой данный эксперимент и какими же были последствия? Расскажу подробно в данной статье!

Кадр из фильма "Стэнфордский тюремный эксперимент" (2015).
Кадр из фильма "Стэнфордский тюремный эксперимент" (2015).

Цель Стэнфордского тюремного эксперимента

Филип Зимбардо, руководитель эксперимента, стремился выяснить, как социальные и ситуационные факторы влияют на поведение людей, особенно в контексте авторитетного давления. Эксперимент, проведённый в 1971 году, задействовал группу студентов, которым были назначены роли охранников и заключённых в смоделированной тюрьме.

Цель Стэнфордского тюремного эксперимента заключалась в исследовании психологических эффектов, возникающих в условиях, где власть и подчинение играют ключевую роль.

Зимбардо назвал эксперимент "психологическим", сосредоточившись на том, как быстро люди адаптируются к ролям, которые им навязываются.

Участники Стэнфордского тюремного эксперимента

Для проведения эксперимента исследователи создали макет тюрьмы в подвале здания факультета психологии Стэнфордского университета. Затем отобрали 24 студента бакалавриата, которые сыграли роли как заключённых, так и охранников. Эти молодые люди были отобраны на основе психологических тестов, чтобы убедиться, что они не имели серьёзных психических или физических проблем. Каждый участник заключения был помещён в окружающую среду, максимально имитирующую реальную тюрьму, включая униформу и номера для идентификации.

Эксперимент начался с внедрения строгих правил, которые должны были поддерживать порядок и контроль. Охранники, обладая властью, начали проявлять агрессивные и подавляющие методы по отношению к заключенным. В то же время, заключённые начали испытывать психоэмоциональное давление, что приводило к неожиданным реакциям и стрессовым состояниям.

Всего через несколько дней исследователи были шокированы тем, насколько быстро искажаются человеческие отношения под влиянием предписанных ролей и систем власти. Эксперимент, задумывавшийся как исследование о человеческом поведении, быстро вышел из-под контроля и был прерван через шесть дней, вместо запланированных двух недель.

Так что же произошло в эксперименте Зимбардо?

Тюремный эксперимент должен был продлится 14 дней, но его пришлось прекратить всего через шесть дней из-за резко негативных ситуаций, которые происходили со студентами-участниками.

В рамках исследования, проводимого в подвале Стэнфордского университета, молодые добровольцы были разделены на группы «узников» и «охранников». С первых же дней стало очевидно, что принятые роли начали оказывать серьёзное влияние на их поведение. Охранники, обладавшие властью, проявляли агрессию и жестокость, порой переходя границы приемлемого. Узники, наоборот, испытывали глубокое унижение и подавленность, что приводило к эмоциональным срывам.

Психологические эффекты данной динамики были неизбежны. Заключённые, сталкиваясь с постоянным подавлением, начали терять чувство собственного достоинства и идентичности. Каждый день они жили под давлением насмешек и агрессии, что способствовало нарастанию чувства безнадёжности. Охранники, одержимые властью, использовали свои позиции для того, чтобы утвердить некое главенство, зачастую, перекрывая гуманность, которую они могли бы проявить.

Некоторые заключённые пытались сопротивляться, но вскоре осознавали, что это лишь усугубляет их страдания. Эмоциональная нестабильность и постоянный стресс выливались в физические проявления:

  • бессонницу;
  • потерю аппетита;
  • стремительное ухудшение здоровья.

Пятеро заключённых, страдающих от повышенной тревожности и глубокого отчаяния, были вынуждены покинуть исследование, что подчёркивало разрушительные последствия подобной среды на психику.

Кадр из фильма "Стэнфордский тюремный эксперимент" (2015).
Кадр из фильма "Стэнфордский тюремный эксперимент" (2015).

Результаты Стэнфордского тюремного эксперимента

В результате проведённого эксперимента было выявлено, что одним из возможных объяснений, полученных результатов, является концепция деиндивидуализации. Согласно этой идее, принадлежность к большой группе может повысить вероятность того, что мы будем совершать поступки, которые в обычных условиях не стали бы совершать самостоятельно.

Таким образом, человек, находясь в большой группе, может потерять свою индивидуальность и подчиниться общим нормам и правилам, даже если они противоречат его собственным убеждениям. Это может объяснить, почему люди ведут себя по-разному в зависимости от ситуации и окружающей обстановки. Деиндивидуализация может быть одной из причин, почему мы часто не осознаём свои поступки и не контролируем их, когда находимся в большой группе.

Влияние тюремного эксперимента Зимбардо

Эксперимент стал ярким примером того, как нормальные люди, оказавшиеся в условиях жесткого контроля и манипуляции, могут проявлять крайние формы насилия и подчинения. Именно из-за этого беспрецедентного поведения Зимбардо решил остановить исследование, осознав, что безопасность и психическая стабильность участников важнее научной истины.

Стэнфордский эксперимент и по сей день остаётся предметом бурных обсуждений и глубоких исследований в области психологии и этики. А его исследование не только продемонстрировало отсутствие гуманности в отношениях между охранниками и заключёнными, но и раскрыло одну из сторон природы власти, которая, будучи безответственной, лишь разлагает тех, кто находится в подчинении.