Погребальный обряд — это набор действий, которые выполняются согласно определённым правилам и несут в себе религиозный и идеологический смысл. Эти действия происходят в процессе подготовки и проведения похорон.
Информацию о древнегреческом погребальном обряде мы можем получить из археологических находок и письменных источников, таких как сочинения греческих и латинских авторов.
В разных городах Древней Греции этот обряд имел свои уникальные особенности. В Северном Причерноморье сочетались традиции греческого и варварского мира, что отразилось на погребальных обычаях.
Общепринятый похоронный обычай древних греков можно разделить на три части:
1. Демонстрация тела.
2. Похоронное шествие.
3. Погребение тела.
Демонстрация тела
Первое, что делали с телом умершего, — это выставляли его на обозрение. Едва тело остывало, женщины из семьи обмывали его, натирали благовонным маслом, надевали на него белые одежды и клали на парадное ложе. Это ложе устанавливали в первой комнате дома, где находился покойный, так, чтобы его было видно с улицы.
На голову мужчины надевали венок из листьев, а голову женщины украшали диадемой — из золота у богатых или из воска у бедных. Иногда на лицо знатного умершего также клали маску или пластины в форме глаз и губ, сделанные из золотой фольги. Вокруг ложа расставляли сосуды с благовониями, чтобы устранить неприятный запах.
Это длилось целый день, чтобы все могли убедиться, что человек действительно умер, и что его смерть не была насильственной. В этот день близкие и друзья приходили, чтобы оплакать покойного.
У выходных дверей стоял сосуд с водой, и каждый, кто приходил, мог совершить очищение перед уходом. Считалось, что посещение дома, где произошла смерть, оскверняет человека, и чтобы принять участие в религиозной церемонии или войти в святилище, необходимо было очиститься.
Похоронное шествие
На следующий день тело усопшего переносили на место захоронения. Вынос тела происходил ранним утром, чтобы завершить погребение до восхода солнца.
Прежде чем покинуть дом, где находился покойный, совершался обряд жертвоприношения подземным божествам. Затем начиналась траурная процессия. Тело либо клали на колесницу, запряжённую лошадьми или мулами, либо несли на носилках, которые держали наёмные люди. Покойного клали головой вперёд, с открытым лицом, в той же самой одежде, что и в день смерти. Так начиналось траурное шествие.
В Афинах был законодательно определён порядок похоронной процессии. Впереди умершего шла женщина с вазой для возлияний на могиле в руках. За ней следовали родственники, которые носили траур. Родственники могли участвовать в церемонии до третьей степени родства. Более отдалённым родственницам и посторонним женщинам участие в процессии было запрещено, за исключением тех, кто достиг шестидесятилетнего возраста. Для остальных женщин участие в процессии разрешалось только в качестве наёмных плакальщиц.
Мужчины шли впереди. Если человек, которого они несли, был убит, то один из них — ближайший родственник — нёс копье, как бы угрожая убийце. За ними следовали женщины. В конце шествия шли флейтисты, которые должны были аккомпанировать тягостным причитаниям родственников своими печальными звуками.
В описанном порядке процессия двигалась по узким улицам города; женщины плакали, вздыхали, били себя в грудь (закон Солона запрещал им царапать себе щеки ногтями), мужчины выражали свою печаль более сдержанно; флейтисты усердствовали всеми силами; благодаря всему этому подымался такой шум по пути шествия, что обитатели прилегающих кварталов просыпались.
В таком порядке процессия шла по узким улочкам города. Женщины плакали и вздыхали, били себя в грудь (закон Солона запрещал им царапать себе щеки ногтями). Мужчины проявляли свою печаль более сдержанно. Флейтисты играли изо всех сил, и от всей этой музыки шум стоял такой, что жители соседних кварталов просыпались.
Таким образом, на рассвете похоронная процессия покидала город и направлялась к месту, выбранному для захоронения. Там начиналась третья часть церемонии — погребение тела.
Погребение тела
Как правило, покойника клали в могилу головой на восток. Вместе с телом помещали погребальный инвентарь — предметы, которые могли бы пригодиться человеку в загробном мире. Состав этих вещей зависел от пола, возраста, социального положения и достатка умершего. Это могли быть личные вещи, посуда, украшения, терракотовые статуэтки богов, сосуды для масла и другие предметы. Если человек был воином, в могилу клали его оружие и доспехи, если он был ремесленником — рабочие инструменты и так далее.
Иногда археологи по составу погребального инвентаря могут определить профессию и род занятий погребённого человека.
Тело человека в могиле изолировали от земли с помощью плоских каменных плит, черепицы, деревянных досок или брёвен. Над могилой устанавливали каменное надгробье.
Наиболее знатных людей хоронили в деревянных или каменных саркофагах, которые размещали в подкурганных гробницах-склепах.