Нехитрая мудрость бизнеса, вынесенная в заголовок, особенно актуальна для России. Несколько лет назад широко пиарился совместный проект холдинга ЕВРАЗ и компании "Рейл Сервис" в ОЭЗ (особой экономической зоне) Свердловской области "Титановая долина".
ООО «Аллегро» – совместное предприятие глобальной горно-металлургической группы ЕВРАЗ и системного интегратора ремонта вагонов ООО «Рейл Сервис» (учреждено на паритетных условиях).
Цель проекта – создание современного технологичного производства цельнокатаных колесных пар для обеспечения конечных потребителей качественными железнодорожными колесами.
Проект весьма бодро стартанул в 2020 году, не без моего участия (на самом первом этапе, конечно - неоднократный рассказ руководству о лучших мировых практиках - и не более того. Удалось убедить.) всё проектирование нового производство впервые для Нижнего Тагила и вообще ЕВРАЗ-а шло только в 3D, с использованием информационной модели здания BIM.
В самом начале реализации высшим руководством ЕВРАЗ-а и ООО «Рейл Сервис» была сделана принципиальная ошибка в выборе места, где будет построен новых колёсопрокатный цех. Рассматривалось два варианта
- Производственная площадка НТМК в Нижнем Тагиле
- ОЭЗ "Титановая долина" между Нижним Тагилом и Верхней Салдой, где уже работали два СП "Боинга" с ВСМПО по производству комплектующих самолётов.
Выбрали ОЭЗ. Не смотря на растянутую логистику доставкой персонала и полуфабрикатов из Нижнего Тагила.
Понятно, что большинство сотрудников надо возить из Нижнего Тагила, среди работников ВСМПО специалистов по прокатке ж/д колёс нет, да и зарплаты на ВСМПО повыше чем на НТМК.
Мотивацией выбора ОЭЗ "Титановая долина" была незначительная экономия - льготы по налогу на прибыль, налогу на землю.
В общей стоимости CAPEX и последующих OPEX составляющая совершенно незначительную, повторю, величину. Буквально несколько десятых процента. Но, в отличие от всего остального - хорошо выглядящая на слайдах всевозможных презентаций. Проектирование было завершено вовремя, началась стройка, закупалось и завозилось оборудование. В абсолютном большинстве - европейское. Наступил февраль 2022 года.
Что случилось потом? Всевозможные санкции ЕС и США остановили поставки уже оплаченного оборудования на строительную площадку. Что-то удалось вытащить обходными путями, что-то частично заменить на китайские аналоги, но ни в 2022 году, как это было по плану, ни в 2023 производство так и не было запущено. Последняя общедоступная информация в интернете датируется декабрём 2023 года
На портале ЕВРАЗ-а поиск по слову "аллегро" выдаёт заголовки информационных сообщений за июль 2024 года
Сами сообщения скрыты, так как находятся на внутреннем портале. Даже по названиям видно, что полуфабрикат ж/д колёс поставляется за 33 километра из ОЭЗ на окончательную обработку с прохождением линий итогового контроля в КБЦ (колёсо-бандажном цехе) НТМК. Предварительно за 33 километра катаются заготовки с МНЛЗ (машины непрерывного литья заготовок) в "Титановую долину".
Офигенный бизнес :). Логистические издержки на перевозку полуфабрикатов колёс из ОЭЗ на НТМК были не запланированы в смете проекта, да и вообще с КПС-2 (внутреннее название совместного предприятий ООО "Аллегро" на НТМК) предусматривалась отгрузка исключительно готовой продукции. О чём с гордостью вещали всевозможные пресс-релизы.
То есть, даже не имея доступ к бизнес-плану проекта, можно предположить что ВСЯ ранее показанная экономия за счёт выноса производства с НТМК в ОЭЗ "Титановая Долина", давно "скушана" ещё одним логистическом плечом ОЭЗ - > НТМК. Которого, напомню, изначально не было и РИСКИ его возникновения даже не рассматривались.
Дополнительным "гвоздём" что прибил запуск КПС-2 в запланированное время, стала затяжка конкурентных процедур. Можно было ВСЁ оборудование привезти на площадку КПС-2 до февраля 2022 года, но поиск копеечной экономии с затягиванием закупочных процедур сместили всё "вправо" с весьма печальным итогом.
При работе КПС-2 на площадке НТМК "некомплект" оборудования конечно сказался бы на рентабельности проекта, но возить заготовки и/или полуфабрикаты на несколько километров по внутренним жд путям в любом случае обошлось бы ГОРАЗДО дешевле, за десятки километров по путям РЖД общего пользования.
Итак, какие ошибки опустил высший менеджмент ЕВРАЗ и ООО Рейл Сервис" в проекте ООО "Аллегро"/КПС-2? Они, в принципы описаны "нашим всё" А.С. Пушкиным почти двести лет назад одной фразой
не гонялся бы ты, поп, за дешевизной
Однако стоит их развернуть
- Игнорирование рисков непоставок критически важного оборудования
- Игнорирование роста издержек при срабатывание п.1
- Стремление получит минимальную экономию в момент "сейчас", с игнорированием неизмеримо больших убытков в будущем
- Общее затягивание сроков реализации проекта из-за сложных внутренних бюрократических процедур