Найти тему
Достойный

Чем выше менеджмент, тем больше убытки. Кейс "Аллегро" для будущих вице-президентов

Оглавление

Нехитрая мудрость бизнеса, вынесенная в заголовок, особенно актуальна для России. Несколько лет назад широко пиарился совместный проект холдинга ЕВРАЗ и компании "Рейл Сервис" в ОЭЗ (особой экономической зоне) Свердловской области "Титановая долина".

ООО «Аллегро» – совместное предприятие глобальной горно-металлургической группы ЕВРАЗ и системного интегратора ремонта вагонов ООО «Рейл Сервис» (учреждено на паритетных условиях).
Цель проекта – создание современного технологичного производства цельнокатаных колесных пар для обеспечения конечных потребителей качественными железнодорожными колесами.
скриншот. На 12 августа 2024 года производство НЕ начато.
скриншот. На 12 августа 2024 года производство НЕ начато.

Проект весьма бодро стартанул в 2020 году, не без моего участия (на самом первом этапе, конечно - неоднократный рассказ руководству о лучших мировых практиках - и не более того. Удалось убедить.) всё проектирование нового производство впервые для Нижнего Тагила и вообще ЕВРАЗ-а шло только в 3D, с использованием информационной модели здания BIM.

В самом начале реализации высшим руководством ЕВРАЗ-а и ООО «Рейл Сервис» была сделана принципиальная ошибка в выборе места, где будет построен новых колёсопрокатный цех. Рассматривалось два варианта

  1. Производственная площадка НТМК в Нижнем Тагиле
  2. ОЭЗ "Титановая долина" между Нижним Тагилом и Верхней Салдой, где уже работали два СП "Боинга" с ВСМПО по производству комплектующих самолётов.

Выбрали ОЭЗ. Не смотря на растянутую логистику доставкой персонала и полуфабрикатов из Нижнего Тагила.

скриншот карты
скриншот карты

Понятно, что большинство сотрудников надо возить из Нижнего Тагила, среди работников ВСМПО специалистов по прокатке ж/д колёс нет, да и зарплаты на ВСМПО повыше чем на НТМК.

Мотивацией выбора ОЭЗ "Титановая долина" была незначительная экономия - льготы по налогу на прибыль, налогу на землю.

В общей стоимости CAPEX и последующих OPEX составляющая совершенно незначительную, повторю, величину. Буквально несколько десятых процента. Но, в отличие от всего остального - хорошо выглядящая на слайдах всевозможных презентаций. Проектирование было завершено вовремя, началась стройка, закупалось и завозилось оборудование. В абсолютном большинстве - европейское. Наступил февраль 2022 года.

Что случилось потом? Всевозможные санкции ЕС и США остановили поставки уже оплаченного оборудования на строительную площадку. Что-то удалось вытащить обходными путями, что-то частично заменить на китайские аналоги, но ни в 2022 году, как это было по плану, ни в 2023 производство так и не было запущено. Последняя общедоступная информация в интернете датируется декабрём 2023 года

скриншот
скриншот

На портале ЕВРАЗ-а поиск по слову "аллегро" выдаёт заголовки информационных сообщений за июль 2024 года

скриншот
скриншот

Сами сообщения скрыты, так как находятся на внутреннем портале. Даже по названиям видно, что полуфабрикат ж/д колёс поставляется за 33 километра из ОЭЗ на окончательную обработку с прохождением линий итогового контроля в КБЦ (колёсо-бандажном цехе) НТМК. Предварительно за 33 километра катаются заготовки с МНЛЗ (машины непрерывного литья заготовок) в "Титановую долину".

Офигенный бизнес :). Логистические издержки на перевозку полуфабрикатов колёс из ОЭЗ на НТМК были не запланированы в смете проекта, да и вообще с КПС-2 (внутреннее название совместного предприятий ООО "Аллегро" на НТМК) предусматривалась отгрузка исключительно готовой продукции. О чём с гордостью вещали всевозможные пресс-релизы.

То есть, даже не имея доступ к бизнес-плану проекта, можно предположить что ВСЯ ранее показанная экономия за счёт выноса производства с НТМК в ОЭЗ "Титановая Долина", давно "скушана" ещё одним логистическом плечом ОЭЗ - > НТМК. Которого, напомню, изначально не было и РИСКИ его возникновения даже не рассматривались.

Дополнительным "гвоздём" что прибил запуск КПС-2 в запланированное время, стала затяжка конкурентных процедур. Можно было ВСЁ оборудование привезти на площадку КПС-2 до февраля 2022 года, но поиск копеечной экономии с затягиванием закупочных процедур сместили всё "вправо" с весьма печальным итогом.

При работе КПС-2 на площадке НТМК "некомплект" оборудования конечно сказался бы на рентабельности проекта, но возить заготовки и/или полуфабрикаты на несколько километров по внутренним жд путям в любом случае обошлось бы ГОРАЗДО дешевле, за десятки километров по путям РЖД общего пользования.

Итак, какие ошибки опустил высший менеджмент ЕВРАЗ и ООО Рейл Сервис" в проекте ООО "Аллегро"/КПС-2? Они, в принципы описаны "нашим всё" А.С. Пушкиным почти двести лет назад одной фразой

не гонялся бы ты, поп, за дешевизной

Однако стоит их развернуть

  1. Игнорирование рисков непоставок критически важного оборудования
  2. Игнорирование роста издержек при срабатывание п.1
  3. Стремление получит минимальную экономию в момент "сейчас", с игнорированием неизмеримо больших убытков в будущем
  4. Общее затягивание сроков реализации проекта из-за сложных внутренних бюрократических процедур

Так что, будущие вице-президенты, учитесь на допущенных ранее ошибках. Хотя лично я в этом сильно сомневаюсь :)