Найти тему
Илья Шевченко

О личном

Сегодня я хочу поговорить о личном. На самом деле для меня несвойственно разделение на личное и публичное, так как любой предмет обсуждения так или иначе проходит через фильтры моего восприятия, опыта и мироощущения. Как воспринимать мир по-другому, я не знаю. Пытаясь говорить объективно, от лица "истины как она есть", "вещей как они есть", я неизменно сталкиваюсь с этой сложностью. Может быть, её и не нужно преодолевать. Мир для меня всегда имеет субъективное измерение. И любые истины, о которых я буду здесь говорить - это истины прежде всего для меня. Это мои истины. Будьте осторожны, применяя их к себе.

Я хочу говорить про эмоции, на эту простую и в то же время сложную тему. Самое тупое, что можно с эмоциями сделать – отрицать их. Я на протяжении долгого времени подавлял в себе негативные эмоции - ярость, презрение, отвращение к миру. Ведь всех нас учат, прямо таки вдалбливают в головы мысль с помощью сказок и нравоучений, что человек должен быть добрым, справедливым, должен всем помогать и жертвовать собой. Взрослый мир, конечно, устроен иначе, но представление о добре и зле всё равно по-прежнему сидит в нас. Именно поэтому, поступая неправильно, человек испытывает вину - потому что это противоречит общепринятой морали. Он не опирается на себя, свою собственную систему ценностей, он опирается на то, как принято, как положено. Такой способ воспитания приводит к тому, что человек учится подавлять свои чувства., которые не вписывается в общепринятую картину мира. А если бы мы вместо этого мы учили детей быть собой, быть сильными (но не в современном страдальческом смысле слова "сила"), самим создавать свой мир? Однако я несколько отклонился от темы.

Долгое время я учился подавлять в себе отрицательные эмоции, та как дать им волю означало бы для меня объявить войну всем - друзьям, знакомым, родителям, всем близким, обществу и всему миру. Это означало бы жить войной. И это была бы единственная война, стоящая того, чтобы её воевать - война за право быть самим собой в мире, где все пытаются навязать тебе свою волю. Я не хотел жить войной; я хотел, чтобы меня любили.

Конечно, это нормально желать любви. Желание любить и быть любимым вшито в нас на уровне заводских настроек. Его в нас заложило не общество с его стереотипами и искусственными нормами, а сам Господь Бог. Ни в коем случае не надо от него отказываться. Но следует спросить себя – какой ценой? Стоит ли оно того, чтобы отдать за него свою свободу? Многие спросят в этом месте, а что такое свобода. Вместо длинных философских словоблудий, я отвечу максимально просто: свобода – это право самому определять свои ценности. Ненависть в этом процессе далеко не последняя вещь. То, что мы ненавидим, определяет нас ровно также, как и то, что мы любим. В комиксах и фильмах от Марвел у каждого супергероя есть также и суперзлодей. В любой истории становления личности должен быть злодей. Да и вообще в любой истории. В борьбе выковывается характер. Но дело не только в мужественном превозмогании трудностей. И не в том, что это нужно для драматического действия, как в случае с теми же комиксами. Копайте глубже. В борьбе понимаешь, кто ты такой. Это как зеркало, только наоборот. Антизеркало. Противопоставляя себя тому, что тебе чуждо и противно, ты лучше понимаешь, что тебе близко и любимо.

В этой связи не могу не упомянуть последнюю вышедшую серию «Доктора Кто». Знаю, многие не смотрели. Там главный герой борется с богом смерти и, победив его, в самом финале кричит: «Я теперь понял. Если ты воплощаешь собой смерть, значит я – жизнь!». По-моему, гениально.

В виду вышесказанного, стоит поинтересоваться у самого себя, а не заключается ли в негативных эмоциях ценная информация о тебе самом? Что, если вместе ними ты отказываешься от частичек своего «я»?

Я задал себе этот вопрос, и ответ на него – однозначно да, заключается. То, что я ненавижу и презираю, я ненавижу и презираю не просто так. У меня есть для этого веская причина. Моё существо восстаёт против этого. Трагизм моей жизни в том, что следуя за желанием любви, я каждый раз терял себя, а следуя за своим гневом и злобой, поощряя демонов в себе – я находил себя и спасался! И вот я качался на этих качелях туда-сюда. Я не видел выхода из круга. Я искал себе любимых, я посвящал себя им, а потом а потом я восставал против них и убивал то, что я любил… Очень долго я не сознавал, что нахожусь в тюрьме. Сейчас я вижу стенки тюрьмы и знаю, что делать. Я должен сделать сложный выбор между жаждой свободы и жаждой любви… Обе жажды невероятно сильны во мне. Я больше не хочу предавать себя, я больше не хочу возвращаться на качелях обратно в сторону любви. Я знаю, как страшно и неправильно это звучит… Но выбор должен быть сделан. И я выбираю войну. Мою войну. Не ту, о которой все нынче думают, когда звучит это слово. Политика меня не интересует.

Может быть, однажды, я на это очень надеюсь, я найду свой дом. Не дом в буквальном смысле, нет. Мой духовный дом. Такое место, где мне не придётся выбирать между двумя жаждами, и я смогу, наконец то, напиться из обоих колодцев… Ведь не может быть, чтобы в целом свете не нашлось мне родственной души или душ с теми же ценностями, что и у меня. Не может же такого быть?

В завершение хочу обратить внимание на объективный аспект происходящего, чтобы у читателей не возникло ощущения, будто я пишу только о себе и для них это совсем неактуально. Битва, что я описал, между личностью и теми силами во внешнем мире, что стремятся подчинить личность своей воле, есть война объективная, происходящая в душе каждого конкретно взятого человека. Она может принимать разные формы, но в наиболее общем виде она актуальна для всех. Я часто ищу в людях личность, пусть даже и другую, непохожую на меня. И не нахожу её. А находя – радуюсь как чуду. К сожалению, реальность такова, что личность на каждом шагу растворяется в безличном. Человек полностью оказывается продуктом воспитания, среды, навязанных обществом стереотипов и господствующей идеологии. Да, я не спорю, что образование, среда и воспитание формируют личность… Но есть же разница между формированием в смысле взращиванием и созданием из пустоты? Взращивают семена, а не пустоту. Помогают взойти тому, что уже заложено в них потенциально и само жаждет взойти. Логическое построение фразы «воспитание формирует личность» предполагает, что эта личность, которая формируется, предшествует оказываемому на неё влиянию. Существует общество, существует личность и существует процесс взаимодействия между ними. Это нормальный процесс. Ненормальный – это когда личность полностью определяется внешними факторами, создаётся ими, по сути. В остатке получается, что внутри то же самое, что и снаружи. И нет никакой разницы, потому что личности больше нет. Напоминает некоторые индийские, мистические учения… Эти люди любят говорить о единстве, о том, что «капля возвращается в океан». А смысл тогда быть каплей, скажите мне? Почему бы не остаться в этом океане навсегда? Но мы же родились, мы же тут, каждый из нас личность – правильно? Значит, есть в этом какой-то смысл. Ну вот, меня понесло не в ту степь. Так, ладно, пора заканчивать статью. О мистических учениях поговорим в другой раз. Это тоже очень интересная тема.

* * *

Если ты воплощаешь собой жизнь, значит я – смерть.