Часть 1 здесь.
Когда только зарождалось кооперативное движение, предполагалось, что кооперативы будут вести строгий бухгалтерский учёт раз в три месяца и отчитываться о своих доходах и расходах перед финансовыми органами. Однако на практике председатели нижнетагильских кооперативов часто выбирали свободу действий. Например, в кооперативе «Цветочный» выяснилось, что бухгалтерский учет не велся совсем. Не было ни платежных документов, ни книг учета и выдачи продукции. В кооперативе «Кедр» начали вести бухгалтерский учет, но возникали задержки с подачей деклараций, а также с перечислением налогов на заработную плату и прибыль. Были замечания и к кооперативу «Экран-1». Досуговые кооперативы «Кораблик» и «Урал» были закрыты за финансовые нарушения. Кроме того, в этих кооперативах уровень культурного обслуживания и санитарно-технических условий оставался низким, а профессионализм работников никак не проявлялся. Многие из них, после их формирования, накрепко забывали о своем прямом назначении, и вскоре после регистрации устава начинали нарушать законы.
Но были и положительные примеры: кооператив «Золушка», продукция которого пользовалась большим спросом у юных тагильчан, а кооператив «Гном» стал прекрасной комнатой отдыха для детей и помощью для родителей.
Но больше всего вопросов было к кооперативам общественного питания. Многие из них получали товары из государственных фондов, а продавали их с большой наценкой. Что касается табачных изделий, то они должны были продаваться без нее. В кооперативе «Посредник» реализовывали продукцию по цене, превышающей розничную в полтора раза, а в кооперативе «Омнис-С» решили продавать конфеты поштучно по двойной цене.
По поводу высоких цен у кооператоров тоже были свои аргументы. Каждый имеет свободу выбора, купить или не купить. На этот счет отзыв простого горожанина говорил о многом: «Я заплатил в кооперативном кафе «Урал» за отличный кофе и вкуснейшую вафельную трубочку с «птичьим молоком» 90 копеек, получив еще вежливость и отличный сервис. В государственном кафетерии мне предложат пресловутый «кофе с молоком» из пакетика со стандартным пирожным, хорошо, если свежим, а могут бесплатно и нагрубить в придачу. Конечно, я заплачу в два раза меньше, но в следующий раз зайду в «Урал».
Торгово-закупочные кооперативы не придерживались рекомендаций Государственного Комитета СССР по ценам. Назревала необходимость более частых встреч кооператоров с обычными потребителями, поскольку последние были заинтересованы в качестве приобретаемых товаров и услуг.
Продолжение следует.
Марина Геннадьевна Накорякова, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»