Когда во мне заканчивается заряд оптимизма, часто возвращаюсь к произведениям Франсуазы Саган. В её «элегантном отношении к абсурду» ищу спасения.
Вот и теперь набираю ФРАНСУАЗА и... поисковик выдаёт варианты, среди которых - Франсуаза Дорэн - имя для меня совершенно незнакомое, как впрочем, и для многих в нашей стране. Настолько незнакомое, что найти иллюстрации к статье просто невозможно (маленькая фотография в Википедии), а под этим именем есть только пара пьес. При этом, если верить Википедии, во Франции это достаточно известное имя. Поэтесса, драматург, писатель, Франсуаза Дорэн отмечена многими наградами. Блистала в 70-х годах прошлого века, написала множество популярных песен, она автор около 30 пьес и 25 книг.
На русском языке известна пьеса «Самая—самая». Из аннотации : «о деликатности человеческих отношений и, конечно, о любви».
Заинтересовало.
Сейчас прочитав пьесу, очень сомневаюсь, что она о «деликатности».
Дальше - простите за спойлеры :))
Три главных героя: Роксана (талантливая переплётчица старинных книг), её близкий друг и бывший возлюбленный Матье (писатель в кризисе, ищущий сюжет для своего нового шедевра) и Дэвид Грэг (американский миллиардер, изнывающий от скуки). Собственно завязка как раз и связана с ним. На расхожую присказку любого, даже случайного собеседника: «Дорого мне надо было бы заплатить, чтобы я согласился ...» Пресыщенный молодой миллионер, покупающий острые ощущения, вызывающе вопрошает: «Сколько?»
Так начинается игра для взрослых на грани дозволенного. Американец готов тратить огромные суммы на проверку прочности моральных устоев у тех, с кем повстречается в этой жизни... Сам Дэвид объясняет правила своей игры так:
«чем выше риск, тем крупнее ставка. Например, не так давно я дошел до двух миллионов, чтобы заставить одного молодого человека, панически боящегося высоты, простоять в течение часа на подоконнике двенадцатого этажа. Впрочем, он их не выиграл.
Матье. Он упал?
Дэвид. Да. На пятой минуте!
Роксана. О!
Дэвид (успокаивая). Внутрь!
С этого начинается не только развитие действия – настоящее безумие! Потерявший берега дозволенного, Дэвид предлагает Роксане за интим с ним решить все её финансовые проблемы, проблемы её сына Николя и Матье в придачу. Получив отказ, он не успокаивается, предпринимая всё более решительные шаги на грани розыгрыша и манипуляций. И тут в безумный спор вливается писатель Матье, получивший шанс реанимировать своё творческое вдохновение и составить небывалый сюжет. Он активно участвует в истории, выступая тайным летописцем событий.
Четыре акта любовных зигзагов и своеобразных ловушек, устраиваемых Роксане. После каждого поворота событий выясняется, что так оно и было задумано...
-Она вам отказала, но вы не несчастны?
-Да, потому что она наверняка притворяется, у нее сильный характер!
-Но вы попытались вызвать ее ревность и не преуспели, значит, доказательств любви ее к вам нет?
-Да, если бы на ее месте была другая, но она слишком умна и не попала в ловушку!
Эти ловушки становятся всё более изощрёнными, далёкими от «деликатности человеческих отношений». Даже, когда в конце пьесы замысел героев, по крайней мере, одного из участников этого действа, объясняется, остаётся неприятное послевкусие.
Франсуаза Дорэн писала, что ее пьеса о разнице в мироощущениях: можно воспринимать каждый день как шаг к смерти, а можно – как новый виток в жизненной спирали. Главная идея комедии – если не можешь изменить ситуацию, попытайся изменить свое отношение к ней.
Идея хороша, но на мой взгляд, она так завуалирована, что превращается в идею – добейся своего любой ценой. Впрочем, судя по отзывам, некоторые читатели считают эту пьесу милой.
И тут ещё раз приходит на память известная поговорка : о вкусах не спорят.
А по мне всегда мила и элегантна в своей искренности и спонтанности Франсуаза Саган - баловень судьбы с чёткими границами дозволенного, которые она сама себе и установила.