Далеко не секрет, что за последние несколько лет роль беспилотников серьёзнейшим образом возросла, как и получаемое ими вооружение. Так, например, в России активно ведутся работы по интеграции в неназванный дрон одной крайне интересной ракеты, являющейся ключевой фишкой ударного вертолёта Ка-52.
Приветствую на канале!
Итак, что за ракета такая и почему её решено адаптировать под беспилотники? Называется она "Вихрь" - это сверхзвуковая ПТРК, и ей под силу пробить броню практически любого танка в любую проекцию. Причём на весьма приличном расстоянии от носителя - до 10 километров днём и чуть поменьше ночью. Уйти от удара невероятно сложно, особенно если цель находится в открытом поле - полёт на максимальную дистанцию немногим превышает 20 секунд, что для того же танка критично. Боевая часть достигает 12 килограмм, тандемная, и позволяет работать по неспецифическим для ракеты целям - низкоскоростным беспилотникам, сухопутным целям, различным укреплениям и так далее по списку. Звучит всё вышеописанное довольно неплохо, но как всегда есть нюансы. И в конкретно нашем случае кроются они в системе наведения - она полуактивная и ракета летит по лучу лазера. И вот тут-то 20 секунд полёта ракеты становятся не её преимуществом, а скорее ощутимым недостатком - вертолёт должен "висеть" всё это время в направлении цели, тогда как противник, само собой, не дремлет. Решений проблемы несколько, и первое кроется в переходе на ракеты, подобные ЛМУР - главное отличие кроется в ГСН, которой не нужен подсвет лазера, а управление осуществляется по радиоканалу. То есть, пока ракета летит, вертолёт может спокойно двигаться как ему заблагорассудится. Но и тут есть нюанс - цена изделия и сложность его массового производства, что для "Вихря" неактуально.
Второй вариант, как нетрудно догадаться, это замена носителя на беспилотник - практически в любом случае он дешевле Ка-52, да и оператор находится далеко, в безопасности. То есть перед нами вырисовывается неплохая связка, в которой все компромиссы закрыты - это и дешевле, и безопаснее, и эффективность на высоте. В чём же подвох? В выборе этого самого беспилотника - несмотря на тот факт, что работы по интеграции ведутся, конкретный дрон не называется. Единственное, что приходит на ум - это "Орион", причём в самой дешёвой комплектации. Без РЛС, без какого-либо набора продвинутых датчиков и прочего - только оптика и лазер для наведения ракеты. В таком виде "Орион" способен поднять немало ракет - вес одной с ТПК составляет около 60 килограмм, что при полезной нагрузке в 200 килограмм позволяет нести 2-3 "Вихря". При этом, в отличие от армейской авиации, есть возможность находиться в заданном районе около суток в постоянной готовности, что является главной отличительной чертой дронов MALE класса. Также не стоит забывать и о том, что "Орионы" действуют в группе - под управлением одного пункта находится до 6 машин, и каждая из них может существенно отличаться по "начинке". Например, разведывательный вариант с РЛС МФ-2 с дистанцией обнаружения до 160 километров занимается поиском "кандидатов" для прилёта "Вихря", тогда как более дешёвые условно ударные версии распределяются по площади в ожидании пуска. В общем, фантазии есть где разгуляться, да и работы ведутся уже как несколько лет.
Сценарий довольно хорош, но не идеален - как показывает практика, в современных конфликтах, где у противника есть средства ПВО средней дальности, беспилотники MALE-класса долго выполнять свои задачи не могут - их попросту сбивают, это ни для кого не секрет. И даже если существенным образом удешевить эту машину, нет никакой гарантии в успехе её применения, особенно если где-нибудь засел условный "Бук". Это во-первых, а во-вторых, "Орионы" получили весьма разнообразный арсенал ударного вооружения, включающий Х-БПЛА (авиационная версия ПТРК "Корнет"). Есть ли смысл в интеграции "Вихря" - вопрос открытый. Скорее всего, нашего героя хотят адаптировать к чему-то иному, по этой же причине не называется конкретный дрон, но что-то подсказывает, что он будет вертолётного типа - это единственный способ закрыть абсолютно все нюансы, связанные со средствами ПВО. Более того, есть и весомые преимущества. Например, нет привязки к аэродрому - дрон может взлетать откуда угодно, да и перевозить его можно хоть в грузовом авто, рядом с которым будет находиться хорошо замаскированный мобильный пункт управления. Это свойство позволяет задействовать его в кратчайшие сроки, на любом направлении где возникнет подобная необходимость - с "Орионом", мягко говоря, сложнее, так как нужно заниматься переброской его на нужный аэродром. Плюс ко всему он ограничен дистанцией в 200-250 километров от своего пункта управления, если вынести за скобки версию со спутниковым управлением.
Подводя итог хотелось бы отметить, что интеграция "Вихря" в дрон вертолётного типа позволила бы создать некий дешёвый и массовый аналог, схожий по концепции с Ка-52. Условно, конечно же, но при этом задействовать гипотетическую новинку можно на самых опасных направлениях, где риск прилёта чего-то дальнобойного максимально высок. К тому же высочайшая мобильность позволяет перебрасывать комплекс не только туда, где это необходимо в конкретный момент, но ещё и в те места, где это станет полной неожиданностью для противника. В общем, вариант интересный, осталось только дождаться каких-то результатов этой работы.