Он родился третьим сыном Алексея Михайловича и никаких прав на престол не имел, если бы не вмешалась Судьба.
Первый сын царственной пары, Дмитрий, не дожил и до года. Второй, Алексей, покинул земную юдоль при невыясненных обстоятельствах в 16 лет, в 1670-м году. Учитывая, что их батюшка скончался через шесть лет после этой даты от сердечного приступа, а младший брат тоже не отличался крепким здоровьем (ниже об этом будет намного подробнее), стоит подозревать клиническое поражение сердечно-сосудистой системы. Известно, что порок сердца очень сильно влияет на развитие всего организма.
Федору было всего 15 лет, когда на его голову легла шапка Мономаха. Шел год 7184-й от Сотворения мира, 1676 от Рождества Христова.
Что нужно каждому подростку в такой сложный период его жизни? Матушка рядом - опытная, жизнь повидавшая, вкусившая славы и тяжести царской воли. Но она ушла в мир иной еще при жизни отца, в 1669-м, а тот вскоре женился вновь.
Мачеха с царским венцом на голове, за которой стоял мощный клан Нарышкиных, испугалась за свое будущее. Ведь впереди ее драгоценного Петруши - два наследника трона: Федор и Иван. Так что ей жить в Кремле и не отсвечивать, а то ведь путь один - в монастырь. Но Нарышкины на этот счет имели собственное мнение.
Одно дело - знания теоретические, совсем другое - принимать жизненно важные решения самостоятельно. Страшно! Ответственность огромная. Рядом с царевичем, разом ставшим властителем огромного Русского царства оказались только бояре, разом осознавшие, что вновь пришло время, когда можно от царских милостей царя-подростка урвать побольше. И началась грызня!
Ибо батюшка, потерявший от чар юной супруги голову, приблизил к трону и ее родню, а Нарышкины и Милославские были соперниками давними и злопамятными. Кто пустил в народе слух, что Алексей Михайлович мечтал посадить на трон Петрушу, уже да давностью лет не узнать. Но Милославские сплотились и выяснили, что Артамон Матвеев, первый министр Русского царства (да-да, была уже такая должность!) решил стать регентом при Петре (Нарышкине) и всем и каждому рассказывал о слабом здоровье Федора и несостоятельности и слабоумии Ивана (Милославских). Уже в феврале, всего через месяц после коронации Федор Алексеевич сменяет Артамона Матвеева на Никиту Одоевского, которому куда больше доверяли Милославские. Через неделю состоялся консилиум русских и английских медиков, изучивших состояние здоровья царя и его младшего брата. Вердикт оказался благоприятным: царствовать недуги не мешали ни одному, ни другому!
Кто созвал его, кому это было нужно? Два клана боролись за влияние, но и сам молодой царь, несмотря на недуг, активно включился во внутриполитические интриги. Выдвинув на передний план Никиту Одоевского, он и не думал давать ему министерский пост. Зачем отдавать в чужие руки такой рычаг власти, если можно «рулить» им самому?
Летом 76-го года Матвеев отправился в ссылку, туда же часть Думы про-Милославских мечтала отправить вдовую царицу. А с царевичем Петром за это время могло случиться все, что угодно. Уже тогда было известно, что мальчик страдал эпилептическими припадками, пусть и редкими. А к чему может привести «падучая» плюс детские игры с острыми предметами... Память об Угличе жива была в памяти многих.
Не забыл о царевиче Дмитрии и Федор Алексеевич, своей волей он оставил Наталью Кирилловну в Кремле. Опасный шаг. С другой стороны, истина «Держи друзей близко, а врагов - еще ближе» предписывала не выпускать из «зоны стремительного поражения» угрозу такого рода.
А потом началась чехарда...
Трое родных братьев царицы Натальи были уличены в измене, приговорены к смертной казни, но отправились в ссылку в ближний к Москве монастырь. Для царицы были выстроены новые хоромы, но царь въехал в них сам. Почему?
И вот тут, мне кажется, приоткрывается важная черта характера царя Федора - недоверчивость. Все царские печати он хранил у себя и использовал лично. Управлять приказами было дозволено фамилиям, которые уже прошли проверку «на вшивость», простите, на верность. Но «одобрямс» под указами и бумагами новый царь ставил всегда собственноручно. Боярская Дума заседала... ежедневно.
Реформы новый царь начал, как пишут историки, с судебной системы. Но фактически - с управленческой: заслуги рода перестали играть прежнюю роль. Для продвижения по иерархической лестнице важнее стали личные заслуги, опыт и хитроумие. Но никакое хитроумие придворных не смогло продвинуть их максимально близко к трону. Юный царь предпочел фаворитизму единоличное правление.
Дипломаты при Федоре Алексеевиче работали как наскипидаренные. Первый мирный договор с Турцией и Крымом он заключил без военных действий, продлил перемирие с Польшей. Но на бумаги надеяться не стал и объявил рекрутский набор, едва ли не вдвое увеличив численность своих полков в 1678-79 годах. В первую очередь - солдат, не забыв про стрельцов, гусарские, драгунские и рейтарские полки. Но одними «рядовыми» не ограничился, начав призывать на регулярную военную службу дворян, разумеется - офицерами. Усилению подверглись приграничные войска, и не только западного, но и восточного «военных округов»: Смоленский, Новгородский, Тобольский, Томский. Для административного и судебного управления в этих городах вводились новые приказы и воеводства. Впервые в Русском царстве организовано регулярное войско, «заточенное» именно на несение военной службы: охрану границ и подавление внутренних беспорядков, оставив выявление внутреннего противника и его резидентов номинально упраздненному, но фактически работающему Тайному приказу, переименованному в Ратный. Составлен первый табель о рангах! Весь военно-административный аппарат государства, включая придворных, получил чины и твердые денежные оклады. Именно старший брат Петра, Федор Алексеевич, составил его первым, Великий(?) только редактировал, впоследствии присвоив себе достижение его составления.
Напомню, что царю всего 17-18 лет! Какое самообладание, какая уверенность в своих действиях. Поистине, царское воспитание...
Делу время - потехе час!
Дело молодое, и развлечься хочется, парню-то всего восемнадцать! Театральные постановки, введенные в бытность еще его батюшкой, приобретают регулярный характер и профессиональный лоск. Древнегреческие трагедии и западно-европейские постановки в прозе и стихах становятся нормой. Да и сам государь-батюшка виршами баловался, петь любил не только церковные гимны, но и народные песни. Развивается театр кукол. Именно в это время Петрушка «сбежал» из царского дворца в народ, заодно переменив имя: из Подчинеля (подчиняющийся, лишь издалека похожий на непонятного Полишинеля) превратившись в Ваньку-рататуя и Петра Ивановича Укусова.
Под влиянием влюбленного, а вскоре - и женатого, молодого царя его сверстники-придворные начали брить бороды (ну какая «боярская гордость» в 18-20 лет - смех один! Три волосины в два ряда....) и носить евроейское платье!
Именно он, а не Петр I ввел моду на камзолы, короткие штаны и рубахи. Опашени, чекмени, душегреи, однорядки, епанчи, кафтаны, охабени были из дворца изгнаны. Хотя последние три и бекеши стали форменной войсковой формой - тепло, удобно и с конем не мешает управиться, и с мушкетом в любую погоду.
Входила в моду польская одежда: ферязи, длиннополые кафтаны, доломаны, очень многое почерпнувшая из турецкой моды. Не будем забывать о военных победах над Европой Сулеймана Великолепного, в Россию и носа не казавшего.
Год 1678-й, проведена перепись населения. Надо же знать, с какого количество людей собирать налоги. На следующий год прошла налоговая реформа. Вместо десятка налогов: на соль, на дороги, на войско, на пажити, на леса и порубки введен единый подворный налог, собираемый в Стрелецом приказе. Все недоимки за прошлое были прощены, общая сумма налога снижена, введена возможность выплаты не деньгами, а «натурой»: зерном, товарами, пушниной.
В 1680-м отменено наказание за воровство - отрубание руки. А заодно Россия праздновала Царскую свадьбу! Избранницу Федор Алексеевич выбрал себе сам - повстречал красавицу на улице, да и втрескался по уши! Панненка Агафья Грушецкая, дочка обрусевшего воеводы Чернавского гарнизона, жала в Москве, в Китай-городе у тетушки, повстречалась Федору во время крестного хода в Вербное воскресенье, а в июле пара пошла под венец.
1681-й - создано Греко-славянское типографское училище. Из него всего через несколько лет «проклюнется» Славяно-греко-латинская академия - альма-матер «Солнца русской науки» Михайлы Ломоносова.
Не бывает счастья лучезарного без печали горькой. В 1681 году, в июле, родив сына Илюшу, от заражения крови умерла его любимая Агафья, а через 10 дней ушел за мамой и сын.
В том же году осенью в Кремле началась Большая Стройка.
Резные каменные крылечки, многоуровневый Кремлевский Дворец, металлическая черепица, похожая на рыбью чешую, каменные галереи и подземные переходы, соединившие дома, дворы, дворцы, дома и церкви Кремля поражают и поныне (если знать, куда смотреть и внимательно слушать экскурсовода). Но эта красота - внешняя. Есть и Москва подземная - канализационная система Кремля - это не только о нечистотах, это гигантская система водоотведения - рядом река Неглинка, Москва-река, стены Кремля опоясывал Алевизов ров (о его тайнах - чуть позже), так что проблема сырости и подтоплений стояла очень остро.
Пограничные рубежи охранялись чертами. Не чёртами, там Е! ;-) . Черты Белгородская, Изюмская, Инсаро-Пензенская и Пензенско-Сызранская - укрепленные оборонительные линии, состоящие из острогов, крепостей, валов, надолбов, рвов, рек, лесных чащ и болот надежно охраняли рубежи крепнущего государства. Их общая протяженность - более 4 000 км.
Одновременно с благоприятными для государства реформами были и негативные.
Удорожание серебра чуть обесценило копейку - ее вес снизился на 0, 05 грамма, что не могло не сказаться на росте цен.
Усиливается давление на раскольников. В 1682 году на костёр взошел протопоп Аввакум с сотоварищи, из языков пламени которого, подобно великому магистру тамлиеров за три столетия до него, предсказал Федору Алекссевичу скорую погибель и провозгласил проклятие городу Пустезерску и всему царскому роду. Пустозерска нынче нет, рода Романовых - тоже. Силен был праведник, 14 лет просидевший в земляном колодце на хлебе и воде!
И его предсказание сбылось. Всего через две 2 недели! после аутодафе, перед Господом предстал и сам Федор III Алексеевич, только-только женившийся во второй раз. Царица Марфа Матвеевна Апраксина стала вдовой, не успев познать радость материнства.
Ученые отчего-то причиной смерти 20-летнего парня называют цингу. Мнение это возникло в 19 веке и основано на описаниях болей в ногах.
Но позвольте! В возрасте 8 лет мальчишка не удержался на коне и вылетел из седла прямо под ноги и полозья следующего за ним возка, в котором сидела царица с дочерьми. Вопли, крики, слёзы!!! По описаниям очевидцев, полозья возка, слава Богу, стояла зима, сильно повредили ноги и спину ребенка "Изрядно измяв ему грудь и ноги". Возможно, были переломы или поражения магистральных сосудов. Учитывая не слишком здоровую наследственность по отцовской линии (сердечную слабость) это чудо, что он выжил при том уровне медицины. А кончина любимой супруги, новорожденного сына и проклятие Аввакума, произнесенное при большом стечении народа и при кошмарно трагических обстоятельствах, завершили дело. Тут инфаркт и крепкого мужика прихватит, не то, что парня с изломанными ребрами, наверняка сросшимися неправильно.
Со смертью царя в войсках начались волнения, на трон едва не возвели Петра Алексеевича. Остановил назревающий бунт указ о венчании на царство двух царевичей: Ивана (от Милославской) и Петра (от Нарышкиной) при регентстве Софьи Алексеевны.
Р.S. И все же, кто стоял за Петром? Ведь кто-то за ним стоял...