Природные аномалии внесли коррективы в работу производителей зерна. Несмотря на позитивные предварительные результаты сбора урожая, эксперты опасаются, что цены на сельхозпродукцию вырастут, и дело не только в погоде.
Погода летом 2024 года преподнесла аграриям не самые приятные сюрпризы: сначала майские заморозки повредили посадки клубники, малины, груш, яблок и других сезонных ягод и фруктов, а в июле температура воздуха побила рекорд 1972 года, достигнув отметки +36 градусов.
Убытки в сельскохозяйственной отрасли могут составить 5 миллиардов рублей, а потери зерновых достичь 500 тысяч тонн, или 15-20% от общего объема зерна в Татарстане.
— Мы еще сможем сохранить картофель, овощи благодаря поливу. Такая погода вполне приемлема для кукурузы и подсолнечника. Здесь больших проблем не будет. Возможно, даже урожай будет большим, но для зерновых культур такая жара проблема, — сообщил председатель комитета Госсовета республики по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Тахир Хадеев.
Несмотря на возможные потери, он добавил, что убытки не повлияют на урожай других культур, например картофель, кукурузу и подсолнечник. Также Хадеев добавил, что «аномальная» погода уже перестала быть аномальной, и к ней необходимо адаптироваться. Климат меняется, а значит такая жара или непогода будет повторяться. Введением режима чрезвычайной ситуации проблему не решить, уверен Хадеев. Нужно вырабатывать тактику формирования урожая при высоких температурах и воспринимать климат как данность.
Жаркая погода все же внесла в уборочную компанию свои коррективы. Высокая температура воздуха ускорила созревание хлебов. В некоторых районах республики содержание влаги в метровом слое почвы оценивалось ниже оптимальной нормы, что оказывает влияние на урожайность культур. Всего в Татарстане предстоит обмолотить более 1,3 миллиона гектара зерновых, в том числе кукурузу, рапс, подсолнечник, сахарную свеклу, картофель, овощи.
Впрочем, предварительные данные по сбору урожая обнадеживают: по состоянию на 6 августа в Татарстане убрали 20% урожая, а средняя урожайность по республике достигла 31,7 центнера с гектара. Всего на данный момент с полей Татарстана намолотили 789 тысяч тонн зерна, а по состоянию на 8 августа аграрии республики получили уже 1,4 миллиона тонн зерна. Напомним, что год назад средняя урожайность составляла 30 центнеров с гектара.
— В этом году уборка сложная, в августе прогнозируется дождливая погода, последние две недели практически непрерывно идут дожди, сельхозпредприятия не могут зайти, потому что влажность высокая. Тем не менее, работа идет, — сообщил начальник отдела развития отраслей земледелия Минсельхоза Татарстана Ирек Садыков.
Собеседник спрогнозировал, что уборка зерновых завершится в начале сентября. В Минсельхозе ожидают, что урожай этого года составит 4 миллиона тонн зерна.
По словам Садыкова, внутренняя потребность Татарстана составляет 3,2 миллиона тонн. Часть из этого объема пойдет на нужны животноводства, промышленности, хлебопечения и на посевную кампанию 2025 года. Излишки зерна аграрии направят на экспорт. По информации Минсельхоза Татарстана, по итогам 2023 года в республике собрали 3,6 миллиона тонн зерна, причем дополнительно около миллиона тонн хранилось в закромах еще с прошлого урожая.
Жара затронула производителей, но до критических убытков не дошло
Собственник и генеральный директор Васильевского хлебозавода и председателем и собственником СПСПК «Багетный» Альберт Латыпов подтвердил, что жара в первой половине лета отразилась на урожае. По сравнению с предыдущими годами, нынешняя жара нанесла значительный урон сельскохозяйственной отрасли, что подтверждается прогнозами об убытках на предприятиях.
— С учетом изменений климата, такие экстремальные погодные условия, как засуха или повышенные температуры, могут повторяться и в будущем. Для сельскохозяйственной отрасли это означает необходимость внедрения новых технологий и методов ведения сельского хозяйства, более устойчивых к климатическим изменениям. Для этого конечно же потребуется финансирование: деньги лучше вкладывать в развитие предприятий до «пожара», чем потом компенсировать убытки. Закрывая убытки после происшествий, можно лишь временно закрыть дыру и кассовый разрыв. Проблемы останутся, если не решать их в корне, — рассуждал Латыпов.
Потери в сельском хозяйстве повлекут за собой цепную реакцию и затронут другие отрасли, в том числе производство продуктов питания, считает владелец хлебозавода.
— Цена на зерно влияет не только на продукты питания, но и на большое количество других товаров, где используются сельскохозяйственные ресурсы, — поделился собеседник.
— Мы проводили листовые подкормки азотными удобрениями. Заметим, что засуха незначительно затронула территории Татарстана, где находятся подразделение «ЭкоНивы», — сообщили в компании.
Корень проблемы не в климате
Младший директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Мария Волик заметила, что по предварительным данным уборки зерновых в республике можно увидеть позитивную картину. Урожайность нынешнего года превышает показатели прошлого.Тренд соответствует общероссийским данным, уборка урожая идет быстрее прошлогодних значений.
— Но прошлогоднего рекорда все равно ожидать не стоит, поскольку негативные климатические условия в Южном, Центральном и Северо-Кавказском федеральных округах оказали большое влияние и привели к снижению прогноза по урожаю, — подчеркнула эксперт.
Волик сомневается, что цены на зерно вырастут, как это произошло в мае, так как прогноз по урожаю в России сохраняется на высоком уровне в диапазоне 129-132 миллионов тонн. Кроме того, для предотвращения роста цен на зерно правительство приняло решение по продаже на внутреннем рынке до конца года 500 тысяч тонн зерна из интервенционного фонда.
Член фракции КПРФ в Госсовете Татарстана Николай Атласов напомнил, что Татарстан относится к районам рискованного земледелия, где погодные факторы сильно влияют на урожайность. Это касается как воздействия низких температур, так и чрезмерно высоких.
— Что касается рисков этого года, то тут ситуация, на мой взгляд, более многогранна. Убытки из-за жары, которая была в июне-июле, вероятно, будут. Но проблемы сельского хозяйства сейчас глубже. Эта отрасль, как и многие другие, испытывает дефицит кадров. В сельском хозяйстве труд тяжелый, а зарплаты невысокие. И немало людей ушло на СВО, где хорошо платят. Поэтому сейчас перед сельхозпроизводителями стоит задача привлечения кадров через повышение зарплаты, а резервов на это у них особо нет. В результате это формирует издержки, — рассуждал Атласов.
Политик заметил, что из-за логистических трудностей производители зерна испытывают трудности с реализацией урожая прошлых лет, по этой причине он считает маловероятным, что в случае невысокого урожая зерна нынешнего года у аграриев возникнут серьезные проблемы, если не считать прямых потерь сельхозпроизводителей.
Цены на сельскохозяйственную продукцию подогревает не только аномальная жара, обратил внимание руководитель по работе с физическими лицами компании «Страховой брокер AMsec24» Максим Колядов. Помимо погодных условий, на конечные цены продукции влияет и рост издержек на оборудование, топливо и оплату труда.
Чтобы избежать убытков, сельхозпроизводители должны продумать дополнительные стратегии, например застраховать урожай. Также им доступно заключение долгосрочных договоров на закупку сырья по фиксированным ценам для защиты от колебаний рыночных цен.
Что еще разгоняет цены?
Август традиционно наиболее «спокойный» месяц с точки зрения продовольственной инфляции, напомнила руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая. В предыдущие годы в это время даже наблюдалась месячная дефляция из-за поступления на продовольственный рынок сельскохозяйственной продукции нового урожая. В этом году ситуация осложняется неблагоприятными погодными условиями: необычно сильные заморозки в мае с засухой в южных регионах и жаркие июнь-июль, поэтому сезонной дефляции может и не случиться.
Беленькая привела актуальные данные Росстата, согласно которым на хлеб и хлебобулочные изделия, сливочное масло, подсолнечное масло и сахар сложились повышенные темпы роста цен, более 1% в месяц.
В основе повышенной инфляции, по словам эксперта, лежит несбалансированность спроса и предложения как в целом в экономике, так и в отдельных сегментах (например, внутренний туризм, рынок нефтепродуктов, рынок авиаперевозок). Во-вторых, виноват острый дефицит трудовых ресурсов, сказывающийся и на высоких темпах роста доходов населения и на росте издержек бизнеса. И в-третьих, рост транзакционных издержек внешнеторговых операций из-за обхода санкций, выстраивания новых расчетных и логистических схем.
Специалист департамента стратегических исследований Total Research Николай Вавилов добавил, что на разгон продовольственной инфляции влияет также напряженная ситуация в геополитике. Как правило боевые действия нарушают логистические цепочки, а это в свою очередь приводит к увеличению цен на бензин, что добавляется к стоимости конечного продукта.
— Именно для снижения общей инфляции и достижения объявленного ранее инфляционного таргета в 4%, Центробанк России и поднял учетную ставку 26 июля с 16 до 18% годовых в расчете на то, что высокая ставка по кредитам приведет к их удорожанию и замедлит инфляционные процессы в стране, так как природа вносит в нашу жизнь свои коррективы, — пояснил Вавилов и добавил, сюрпризы погоды в совокупности с дефицитом кадровых сотрудников аграрного сектора привели к росту цен на злаковые культуры, и далее, по цепочке производимой из них продукции.
Охлаждение инфляции не произойдет моментально после повышения ключевой ставки, подчеркнула аналитик «Цифра брокер» Полина Щукина. Процесс замедления инфляции требует времени. Кроме того, если высокие кредитные ставки ограничивают потребительский спрос, это тоже может стимулировать инфляцию, так как производители сталкиваются с высокими издержками.
Лучше уже не будет — придется адаптироваться
Нынешний год демонстрирует, что изменения климата становятся более ощутимыми и ведут к серьезным финансовым потерям. Однако способность к адаптации требует значительных инвестиций, заметил директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.
— Например, внедрение систем капельного орошения может существенно улучшить ситуацию, особенно для культур, чувствительных к недостатку влаги. Одним из успешных примеров является опыт фермеров Краснодарского края, где использование современных систем полива позволило сохранить урожай кукурузы даже в условиях засухи. В Татарстане же пока многие хозяйства не оснащены подобным оборудованием, что усложняет борьбу с последствиями аномальных температур, — рассказал эксперт.
Перед российской сельхозотраслью стоят важные задачи по адаптации к новым климатическим условиям. Внедрение устойчивых к засухе сортов растений, развитие научных исследований в области агротехнологий, создание эффективной инфраструктуры для хранения и переработки продукции. Все это необходимо для минимизации будущих убытков, подчеркнул Кабаков.
Автор материала: Алия Резванова