Найти тему
Дружелюбный философ

"Мой ребёнок гуманитарий". Так ли это на самом деле? Нейрогенез: что это такое, почему он важен для нас, можно ли на него воздействовать

Оглавление

Приход на занятие очередной ученицы сопровождался эмоциональными словами её папы: "Только не пугайтесь. Она гуманитарий".

Я ожидала пугливое создание с ускользающим от меня взглядом и теребящими листочки бумаги руками. Так и бывает, когда родители сообщают этот "диагноз".

И оказалась не права. На пороге квартиры стояла чумовая девчуля с уверенным выражением лица, расплывающегося в улыбке.

"Как хорошо, что Вы нашли для меня время", - сказала она.

Я объяснила план нашего первого занятия и приготовилась к восклицаниям типа "ой, что-то я сегодня плохо соображаю", "почему это неправильно", "как так", "в смысле".

И снова мне объявили шах и мат.

Очень уверенно она выполняла одно задание за другим. Иногда, не стесняясь, задавала вопросы, если что-то не могла вспомнить. Но всё было просто замечательно.

Передо мной сидел человек, умеющий думать, анализировать, выстраивать логические цепочки. Небольшие пробелы (как же без них) заполнялись знаниями легко, без какого-либо напряжения и тем более сопротивления.

В течение всего занятия меня мучил один вопрос: "Почему папа решил, что его дочь гуманитарий?"

И я его задала сразу, как только он перезвонил, чтобы поинтересоваться результатами.

"Ей легко даются литература, английский язык, а по математике всегда отметки ниже", - сказал папа.

"И что из того, почему Вы ставите крест на точных науках?" - продолжала допрашивать я его.

"Может потому, что я сам гуманитарий. Даже разговаривая с Вами, я испытываю страх", - неожиданное признание удивило меня. Как же надо было учиться, чтобы это неприятное стрессовое состояние осталось у него до сих пор?

"Но ведь Ваша дочь решает. Я проверила её. То, что должно отскакивать от зубов, просто улетает от них с бешеной скоростью".

"Она занимается в театральной группе, может сыграть всё, что угодно".

"Но сыграть в математику без специальных знаний нельзя".

Он задумался, а я осталась со странным чувством, возможно, с лёгкой досадой на то, что детей по чьей-то шутке разделили на "гуманитариев" и "технарей".

И Я С ЭТИМ НЕ СОГЛАСНА!

Почему? Давайте разбираться. Дальше я приведу примеры исторических личностей, не являющихся чисто "гуманитариями" или "технарями". Расскажу о трёх простых ребятах, на которых поставили крест учителя и их близкие при обучении математике. А потом сообщу Вам нечто такое, от чего у меня самой захватило дух. Конечно, сделаю выводы о том, кто заинтересован в таком ненормальном делении детей (людей). Что-то в изложении Вы можете пропустить, а с чем-то не согласиться. Я не настаиваю, а лишь предлагаю материал для анализа и выводов.

Исторические личности, не являющиеся чисто "гуманитариями" или "технарями"

В истории есть чрезвычайно большое количество примеров, когда люди, владеющие математикой, были выдающимися философами (не смейтесь, это не отсыл ко мне), писали оды, трактаты, великолепно музицировали, имели успехи в психологии, медицине и других науках.

Посмотрите на эти лица. Вы узнаёте их?

1                                                                              2
1 2
3                                                                              4
3 4

1. Пифагор Самосский (около 570—490 годов до н. э.) — древнегреческий философ, математик, теоретик музыки и мистик.

2. Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (15 апреля 1452 года) — итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор), учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант.

3. Рене Декарт (31 марта 1596 года) — французский философ, математик, естествоиспытатель.

4. Михаил Васильевич Ломоносов (8 ноября 1711 года) — первый крупный русский учёный-естествоиспытатель, статский советник, профессор химии, основоположник научного мореплавания и физической химии, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог. Михаил Васильевич сыграл основополагающую роль в формировании русского литературного языка, он оценивается как великий реформатор русского языка, определивший пути его дальнейшего развития в статусе языка национального. Также художник, генеалог, историограф, поборник развития отечественных наук, экономики, образования (разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь). Один из основателей славянской школы.

Эти знаменитости, оставившие след в истории, - лишь малая часть тех людей, которых нельзя отнести только к "гуманитариям" или только к "технарям". В чём их уникальность? Думаю, ответ на этот вопрос можно попытаться найти в исследованиях американских учёных, посвящённых феномену, названному нейрогенезом.

Мои ученики, которых заклеймили "гуманитариями" и с которыми отказались заниматься математикой даже их родные люди

Первый ученик "достался" мне от его бабушки - учителя математики. На момент нашего с ним знакомства вот как он решал квадратное уравнение (это было в 10 классе):

-4

Через два года он окончил школу с пятёркой по математике, поступил в московский вуз, с удовольствием участвовал во всех вузовских математических олимпиадах. Знание трёх языков позволило, начиная с четвёртого курса, приступить к работе в одной из зарубежных фирм. В последнем с ним разговоре он поделился, что проводит больше времени в воздухе, чем на земле, строит домик в Австрии и представляет одну из серьёзнейших зарубежных фирм. Его звонок совпал с моим днём рождения, и мне было приятно услышать слова благодарности за тот труд, который мы проделали вместе с ним.

Второй ученик был "передан" в мои руки его отцом - известным не только в нашей стране, но и за рубежом, доктором технических наук, заслуженным изобретателем России, автором замечательных опубликованных стихотворений.

"Оля, делай с ним, что хочешь. Я больше не могу. Как можно не понимать таких простых вещей?"

"Может, он не "технарь"?" - с подвохом спросила я.

"Я тебя умоляю. Нет никаких "гуманитариев" и "технарей". Вот послушай". И он читал мне свои стихи, поражая лиричностью и красотой. Человек, имеющий 41 изобретение, более 170 научных работ, монографию, дипломант и лауреат многих региональных и всероссийских конкурсов.

С юношей я занималась год, он успешно сдал математику, поступил в вуз, проявив неожиданно для знаменитого папы неплохие способности в предмете. Позже защитил кандидатскую диссертацию, стал одним из ведущих специалистов предприятия.

Третий ученик, как и два предыдущих, оказался у меня "благодаря" своему родному человеку - тёте, кандидату технических наук.

"Если что, он - необучаемый. На тебя последняя надежда", - сказала она и занялась своей научной работой.

С ним было трудно, намного сложнее, чем с первыми двумя. Мы оба шли на занятия, как в последний бой. Ему всё давалось с трудом, но он хотел научиться, каждый день он решал задачи, которые я для него подбирала, и на каждом следующем занятии было видно, что мы с ним движемся вперёд.

В колледже он имел твёрдую четвёрку, ориентировался в предмете, был усерден, серьёзен и трудолюбив.

Несмотря на то, что все эти ребята лучше понимали предметы, не связанные напрямую с математикой, они смогли научиться думать, решать и делать выводы.

Так что же стало для них тем подспорьем, на которое они смогли опереться и достигнуть многого в жизни, не пасть духом в то время, когда на них "махнули рукой" даже близкие для них люди? Нет, не угадали, не я.

НЕЙРОГЕНЕЗ

Развить способности мозга на пути познания точных наук можно.

И Вы можете дать своему ребёнку или себе шанс на выбор, кем быть - "гуманитарием" или "технарём". Но ведь я не согласилась, что такое деление уместно. Это правда. Однако, правда заключается и в том, что, доверяя родным, учителям, совершенно посторонним людям, которые непринуждённо бросаются словами, не вдаваясь в их смысл, не осознавая, что сами запутаны системой, людям, пытающимся изменить Вашу жизнь или жизнь Вашего ребёнка, Вы наносите удар по будущему. Лишаете возможностей стать тем, кем могли бы быть, если бы не были запечатаны игрой слов и понятий в безвыходном лабиринте.

Итак, я расскажу теперь о том, что узнала из слов Сандрин Туре - доктора физико-математических наук, профессора неврологии и соруководителя отделения фундаментальной и клинической неврологии в Институте психиатрии, психологии и неврологии Королевского колледжа Лондона.

Sandrine Thuret
Sandrine Thuret

Хотя Сандрин Туре — нейробиолог, изучающий нейрогенез у взрослых, её сообщение перед многочисленной аудиторией, опубликованное на страницах интернета, взорвало мой мозг и заставило задуматься о том, что многое из того, что было ею сказано, можно рассматривать и в контексте обучения детей, в том числе точным наукам.

Что же такое нейрогенез?

Феномен, названный нейрогенезом, - образование новых нейронов в мозге на протяжении всей жизни человека.

С самого своего рождения я слышала фразу от родителей, от учителей: "Нервные клетки не восстанавливаются". Оказывается, это совсем не так. Думаю, люди, которые эту фразу произносили, не знали того, что известно науке настоящего:

ВЗРОСЛЫЙ МОЗГ СПОСОБЕН ГЕНЕРИРОВАТЬ НОВЫЕ НЕРВНЫЕ КЛЕТКИ (01:17)

Самая захватывающая из частей мозга с точки зрения нейрогенеза - гиппокамп. Это серая структура в центре мозга:

Гиппокамп
Гиппокамп

По словам Сандрин Туре, давно известно, что он важен для обучения, памяти, настроения и эмоций. Из её сообщения я узнала, что другой шведский нейробиолог Йонас Фризен из Каролинского института подсчитал, что мы производим 700 новых нейронов в день в гиппокампе.

Jonas Frisen
Jonas Frisen

Кажется, что это число слишком мало по сравнению с миллиардами нейронов, которые у нас есть, но к пятидесяти годам все имеющиеся у нас с рождения нейроны заменятся на нейроны, образовавшиеся уже во взрослом мозге.

Почему эти новые нейроны важны и каковы их функции?

Во-первых, они важны для обучения и памяти. Если заблокировать способность взрослого мозга производить новые нейроны в гиппокампе, то будут заблокированы способности к запоминанию.

Во-вторых, нейроны важны не только для объема памяти, но также и для улучшения качества памяти.

В-третьих, они помогают памяти работать дольше.

Можем ли мы контролировать нейрогенез?

Ответ - да.

В моей следующей статье я более подробно остановлюсь на том, что может увеличивать или уменьшать производство новых нейронов. Но одним из самых мощных факторов, выделенных Сандрин Туре, является ОБУЧЕНИЕ.

А теперь давайте задумаемся вот о чём. Гиппокамп каждый день производит 700 новых нейронов. Упражняя нашу память, заставляя работать мозг в нужном нам направлении, мы стимулируем гиппокамп на производство новых нейронов, память не только увеличивается, но и изменяется качественно. И это даёт нам шанс изучать новую информацию на более высоком уровне, не обращая внимания на то, о чём эта информация - о поэзии, о музыке или о математике, о физике.

Хотите добиться успехов в том, что для Вас кажется сложным, страшно неподъёмным - начните ставить себе в этих областях знаний задачи и решать их. Каждый день. Не меньше 700 новых нейронов Вы сможете получить в гиппокампе, возможно, больше. И это зависит только от Вас самих.

Но кому всё же понадобилось деление на "гуманитариев" и "технарей"?

С моей точки зрения, тому несколько причин.

1) На кону вертятся большие деньги. Издаётся очень много литературы для так называемых "базовых" и "профильных" уровней в обучении не только математике, но и другим предметам.

2) Искусственно созданное деление на руку тем педагогам, которые или не могут, или ленятся, или не хотят работать в классах с большой наполняемостью, с разноуровневыми по знаниям составами учеников. Оправдывая свои же недоработки, проще навесить ярлык не ученика, как на не способного к обучению по его предмету.

3) Родителям, не верящим в силы своих детей, легче привыкнуть к мысли об их "гуманитарности", чем сесть рядом и вместе разобраться в проблемах.

4) Появляется ниша для работы психологов, к которым рано или поздно приходится обращаться в виду постоянной депрессии, стрессов от обучения в массовой школе. Замечу, что депрессия и стресс - факторы, которые подавляют выработку гиппокампом новых нейронов. Но об этом в другой статье.

В заключение хочется сказать, что всё в Ваших руках.

Хотите научиться писать - пишите каждый день, хотите научиться считать - считайте каждый день. Но заставляйте мозг работать, чтобы старость наступила как можно позже, а Вы прожили счастливую радостную жизнь!

ВЫ ГОТОВЫ К ЭТОМУ?

Иллюстрации взяты из источника: Яндекс, Картинки.