Мы продолжаем цикл публикаций, который посвящён 75-летию нашего химического предприятия. Помощниками при его подготовке стали коллеги — профессиональное сообщество «Идеи для музеев», а также выставочные центры, музеи и галереи, в чьих фондах хранятся произведения искусства, посвящённые науке, химии, лабораториям, учёным, школьным урокам химии, заводским цехам.
Сегодня мы расскажем ещё об одном из экспонатов Музея изобразительных искусств города Комсомольска-на-Амуре. Линогравюра народного художника СССР Витаутаса Юркунаса «Наша химия» была выполнена в 1964 году и передана в коллекцию музея Всесоюзным производственно-художественным комбинатом в 1968 году.
Графика прибалтийских стран периода 1960–1980 годов отличается национальной самобытностью композиции и метафорической многослойностью образа. Следуя канонам советского искусства, мастера сохранили традиции национальных художественных школ, органично сочетая эти направления в своих работах.
Графический лист «Наша химия» отражает тенденцию романтически приподнятой передачи сюжета. Она превращает индустриальные мотивы в величественное, порой феерическое зрелище, которое вдохновляет и поражает воображение как художника, так и зрителя.
На первом плане в правом нижнем углу работы повернув головы друг к другу стоят женщина и мужчина в белых халатах и шапочках. Люди, создающие в тяжёлых условиях новый промышленный гигант, даны контрастно: со светлыми силуэтами на затемнённом поле. Они изображены на фоне застеклённой стены с квадратами арматуры. За стеклом силуэты огромных индустриальных сооружений. Контрасты чёрного и белого цветов рождают яркую беспокойную гамму гравюры.
«Наша химия» отражает увлечение В.М.Юркунаса мощью гигантских индустриальных строений, величавостью картины труда. Кроме эффектной зрелищности, лист обретает и глубокое содержание.
В.М.Юркунас родился 19 мая (1 июня) 1910 года в деревне Виндейкяй (сегодня Ширвинтский район, Литва). В 1929–1935 годах учился в Каунасской художественной школе (сегодня Каунасский институт декоративно-прикладного искусства) у А.Гальдикаса, М.В.Добужинского, К.Склерюса и др. В 1943–1944 годах работал художником в Москве. Начиная с 1945 года преподавал в Государственном художественном институте Литовской ССР (сегодня это Вильнюсская художественная академия), позже был директором института, заведующим кафедрой графики. В 1960 году получил звание «профессор». Член Союза художников СССР. Народный художник СССР.
Занимался линогравюрой (важнейшие циклы — «Зверства фашистских оккупантов» (1945–1946), «Буду дояркой!» (1960), книжной иллюстрацией.
Произведения хранятся в Литовском художественном музее, Национальном художественном музее имени М.К.Чюрлёниса, Национальном музее Литвы, Кабинете графики Вильнюсского университета, Третьяковской галерее, ГМИИ им.А.С.Пушкина.
Информационно-выставочный центр завода «Пигмент» благодарит за подготовку материала и.о. зав.научно-исследовательским отделом Музея изобразительных искусств города Комсомольска-на-Амуре Ольгу Ивановну Волкову.
#ивцпигмент #аопигмент #химия #промышленныйтуризм #точкипритяжения #химиявискусстве #Пигмент75лет #ИдеиДляМузеев #комсомольскнаамуре