Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Психодиагностика или о чем могут рассказать тесты MMPI, MCMI, TCI

Для того чтобы специалист в области психического здоровья мог эффективно помочь клиенту и был уверен, что выбранное лечение сработало (или продолжает работать), он сначала должен провести клиническую диагностику состояния клиента или собрать информацию и сделать выводы с помощью наблюдения, психологических тестов, неврологических обследований и интервью, чтобы определите проблему человека и проявляющиеся симптомы. Этот сбор информации включает в себя изучение навыков, умений, личностных характеристик клиента, когнитивного и эмоционального функционирования, социального контекста с точки зрения факторов внешней среды, с которыми он сталкивается, и характерных для него культурных факторов, таких как его язык или этническая принадлежность. Клиническая диагностика проводится не только в начале процесса обращения за помощью, но и на протяжении всего процесса терапии.

Почему это так?

Во-первых, нам нужно определить, требуется ли вообще лечение. Имея четкое представление о симптомах клиента и о том, как они влияют на повседневную деятельность, мы можем определить, в какой степени это негативно сказывается на человеке.

Во-вторых, предполагая, что лечение необходимо, мы проводим клиническую оценку еще и для того, чтобы определить, какое лечение будет наиболее эффективным. Существует множество терапевтических подходов: поведенческая терапия, когнитивная и когнитивно-поведенческая терапия, гуманистически-эмпирическая терапия, психодинамическая терапия, парная и семейная терапия, а также биологические методы лечения (психофармакология). Конечно, при любом психическом расстройстве некоторые из вышеупомянутых методов лечения будут более эффективными, чем другие. Но даже если некоторые из них могут быть эффективными, это не значит, что конкретная терапия будет эффективной для данного конкретного клиента. Диагностика может помочь в этом разобраться.

Наконец, нам нужно знать, сработало ли применяемое нами лечение. А это предполагает проведение диагностики перед началом любого лечения, а затем диагностику во время лечения. Мы также захотим провести диагностику после окончания лечения, чтобы убедиться, что симптомы расстройства не вернутся. Знание того, каковы базовые показатели человека в различных аспектах психологического функционирования, поможет нам увидеть, когда произойдет улучшение[1].

Миннесотский многофазный личностный опросник (MMPI), Клинический многоосевой опросник Миллона (MCMI), Опросник темперамента и характера (TCI) – три из наиболее часто используемых психологических тестов. Каждый тест имеет свою уникальную структуру и назначение. Результаты, полученные при использовании этих тестов, могут помочь в разработке рекомендаций по лечению и дать ценную информацию о психологическом функционировании человека.

Например, результаты могут содержать информацию о том, какой стиль реагирования на вопросы (в том числе вопросы клинического интервью) характерен для клиента:

«Тенденция давать противоречивые ответы на схожие по смыслу вопросы, склонность одновременно обесценивать и принижать себя и пытаться создать благоприятный образ человека, не имеющего проблем».

«Преувеличение тяжести соматических симптомов, склонность выставлять себя в неблагоприятном свете».

«Чрезмерно благоприятная самопрезентация, подчеркивающая свободу от симптомов и дистресса».

Информацию о состоянии клиента на момент прохождения диагностики:

«Заметный уровень стресса, сильный внутренний конфликт и турбулентность, сопровождающиеся беспокойством, нерешительностью и отсутствием уверенности в себе».

«Незначительный уровень стресса при отсутствии беспокойства по этому поводу».

А также дополнительную информацию о степени осознания своих проблем клиентом или потенциале совладания с существующими проблемами:

«Усиление соматической озабоченности и симптомов, связанных с приступами паники и сильной тревожностью, вносят путаницу в клиническую картину».

«Хронические проблемы «удерживаются внутри» и, возможно, эго-синтонны, вследствие чего не причиняют ощутимых непосредственных страданий».

«Реальный копинг-потенциал намного ниже демонстрируемого».

Из результатов тестирования можно получить подробные сведения о состоянии аффективной, поведенческой и когнитивной сфер.

«Аффективная сфера. Депрессивные симптомы:

Настроение

Очевидные страдания, такие как чувство несчастья, пессимизм, безрадостность, ощущение собственной бесполезности.

Дисфорическая уязвимость, повышенная интенсивность чувств, болезненная чувствительность к критике.

Депрессивные мысли/установки

Отчаянье, потеря удовольствия, интереса к происходящему и мотивации в жизни. Апатия, неспособность выполнять даже рутинные задачи повседневной жизни и чувство безнадежности.

Ощущение отсутствия взаимопонимания с собой, переживание жизни как «неприятного напряжения.

Вегетативные симптомы

Потеря аппетита, изменения веса, общая слабость».

«Аффективная сфера. Прочие характеристики:

Вина, безнадежность

Уныние, вина и самообвинения, чувство сожаления и безнадежности.

Обида и негодование

Ощущение непонимания, оскорбленности и обиды, несправедливого наказания, отчуждения от людей».

И так далее. В том числе предоставляется информация о наличии/отсутствии таких параметров, как: ангедония, боязливость/страхи/фобии, раздражительность, гнев.

«Поведенческая сфера:

Враждебная агрессия

Превосходство и избегание контроля, враждебность, склонность к доминированию.

Импульсивность, бесстрашие, безрассудство

Склонность к антагонистическому и/или рискованному поведению».

Когнитивная сфера:

Мания преследования

Идеи преследования, обиды и убежденность в несправедливом обращении, а также бредовые идеи о нападении, влиянии извне или внешнем разрушительном воздействии. Экстернализация вины за свои проблемы, разочарования, неудачи.

Параноидальные подозрения, недоверие и эксцентричное восприятие реальности, идеи преследования, такие как вера в то, что окружающие хотят причинить вред. Уверенность в злом умысле в действиях других людей и обвинение их в своих трудностях.

Идеи самоуничижения

Идеи виновности и моральной несостоятельности, негативная самооценка, сожаления/угрызения совести, ненужность и никчемность».

И так далее. В том числе фиксируются: признаки нетрадиционного мышления, психотических мыслительных процессов, характеристики памяти и внимания, наличие/отсутствие таких параметров, как цинизм и недоверие, грандиозность, нерешительность.

Результаты тестирования также включают в себя описание особенностей межличностного взаимодействия (включая социальную тревожность/социальную невозмутимость, доминирование/покорность, агрессивность/ассертивность), информацию о склонности к acting out, антисоциальных установках и поведении, признаках социопатии, проблемах в семье, злоупотреблении алкоголем и ПАВ и суицидальных намерениях.

Еще один блок информации связан с определением наследственных тенденций, часто являющихся генетической базой для развития тех или иных психопатологий:

«Выше нормы:

Наследуемая тенденция к сильному возбуждению (поведенческой активации) в ответ на новые стимулы или сигналы о потенциальном вознаграждении или потенциальном смягчении наказания, что приводит к частой исследовательской деятельности в погоне за потенциальным вознаграждением, а также к активному избеганию монотонности и потенциального наказания».

Кроме того, по информации, полученной в ходе диагностики даются рекомендации по выбору методов вмешательств и прогноз лечения:

«Слабая мотивация к переменам или ее полное отсутствие; уверенность в том, что проблемы вызваны другими людьми. Отсутствие заинтересованности в изменении своего поведения. Провокации терапевтов на конфронтацию. Прекращение терапии без улучшения».

«Биологические методы лечения более эффективны, чем психотерапия, для улучшения симптоматики и снижения риска суицидальных попыток. Поддерживающая и когнитивная терапия эффективны в постострой фазе. Требуется руководство, а также поддержка».

Итоговый вывод включает в себя предположения о наличии тех или иных диагнозов, уточнением и постановкой которых занимается психиатр:

«Вероятность наличия аффективного расстройства: высокая. Наиболее вероятный тип расстройства: депрессивный эпизод, дистимическое расстройство.

Вероятность наличия спектра (от стиля личности до тяжелого РЛ): средняя. Наиболее вероятный кластер: кластер C. Наиболее вероятный тип черт: зависимые, избегающие».

«Вероятность наличия аффективного расстройства: высокая. Наиболее вероятный тип расстройства: БАР, депрессивный эпизод с психотическими симптомами.

Вероятность наличия тревожного расстройства: высокая.

Вероятность наличия расстройства пищевого поведения: средняя.

Вероятность наличия спектра (от стиля личности до тяжелого РЛ): необходимо отделение стабильных черт личности от поведения, обусловленного аффективным расстройством; вероятность наличия РЛ средняя. Наиболее вероятный кластер: кластер A, кластер B. Наиболее вероятный тип черт: шизотипические, пограничные».

Литература:

1. Bridley, A and Daffin, L.W. Fundamentals of Psychological Disorders (formerly Abnormal Psychology). – 3-d ed. – Washington State University, 2024.

Автор: Евгения Калиновская
Психолог, Клинический психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru