В нашей культуре наказания детей - привычное явление. Обычно, мы используем две стратегии: либо мотивируем ребёнка позитивно, либо наказываем негативно. Такая политика кнута и пряника. Знаете, в чем состоит разница между наказанием и последствиями?
Наказание – это когда ребенок что-то сделал, а мы наказываем его, накладывая последствия, о которых он не знал заранее.
Например, ребенок не убрался в комнате, а он хотел вечером погулять с друзьями. И вы ему говорите: «Всё, ты не идешь гулять, потому что у тебя не убрано». Здесь ребенок узнает о последствиях только в момент наказания, когда выбора уже нет. Он готовился идти гулять, а вы его наказываете.
Гораздо эффективнее поступить иначе. Представьте, вы приходите к ребенку утром и говорите: «Дорогой, я тебя очень люблю. Давай договоримся: ты убираешься в комнате, потому что мы хотим жить в чистоте, и ты тоже живешь с нами, значит должен тоже жить в чистоте. Как только ты это сделаешь, ты абсолютно свободен и можешь идти гулять».
В этом случае ребенок заранее понимает, что у него есть выбор. Он может либо убраться и пойти гулять, либо не убраться и остаться дома. Это становится договором, а не наказанием.
Когда ребенок знает о последствиях своих действий заранее, он учится принимать решения и понимать причинно-следственные связи. Это помогает ему развивать ответственность и самостоятельность. Наказание же часто вызывает обиду и сопротивление, так как ребенок чувствует себя несправедливо ущемленным.
Ключевая разница между наказанием и последствиями в том, что последствия предсказуемы и понятны ребенку заранее. Это не элемент внезапного наказания, а логичное продолжение его действий. Такое воспитание не только помогает избежать конфликтов, но и способствует развитию у ребенка способности делать осознанный выбор.
Пересмотр нашего подхода к воспитанию детей имеет большое значение. Вместо того, чтобы использовать наказания, лучше учить детей понимать последствия своих поступков и давать им возможность делать выбор. Это поможет им вырасти уверенными и ответственными людьми, которые знают, что каждое их действие имеет свои последствия.
Ведь взрослые, которые в детстве сталкивались с ограничениями, запретами и лишениями без объяснений или договоренностей, могут столкнуться с рядом психологических и эмоциональных проблем во взрослом возрасте. Эти проблемы могут включать:
- Чувство беспомощности и неуверенности в себе: Отсутствие поддержки и понимания в детстве может привести к чувству беспомощности и неуверенности в своих силах во взрослом возрасте.
- Трудности в установлении границ: Люди, выросшие в условиях ограничений и запретов, могут испытывать трудности в установлении личных границ и защите своих интересов.
- Страх перед ошибками и неудачами: Воспитываясь в атмосфере, где ошибки и неудачи строго наказывались, взрослые могут бояться рисковать и совершать ошибки, что может мешать их личностному и профессиональному росту.
- Сложности в межличностных отношениях: Ограничения и запреты в детстве могут привести к трудностям в построении здоровых отношений во взрослом возрасте, так как человек может испытывать сложности в выражении своих чувств и потребностей.
- Повышенная тревожность и стресс: Отсутствие стабильности и предсказуемости в детстве может способствовать развитию повышенной тревожности и стресса во взрослом возрасте.
Однако важно отметить, что каждый человек уникален, и реакция на подобные условия воспитания может различаться. Некоторые люди могут преодолеть эти трудности и достичь успеха, в то время как другие могут нуждаться в профессиональной помощи для преодоления негативных последствий.
А у меня сентябре стартует новый поток терапевтической группы "Мой жизненный сценарий", где мы будем работать над этими важными вопросами, чтобы жить полноценной личностью. Присоединится к группе можно, оставь заявку в телеграм «Хочу в группу Мой жизненный сценарий», так же можно узнать под ровности о терапевтической группу.