Обидно, конечно, но с каждым новым романом Алекс Михаэлидес (р.1977) нравится мне всё меньше и меньше.
Его новый, последний на данный момент роман «Ярость» – это не детектив, хоть действие происходит на изолированном острове с ограниченным количеством персонажей, и один из них по законам жанра должен быть убит, а другой - оказаться убийцей.
Это и не психологический триллер, хотя в романе много психологических отсылок, и сразу бросается в глаза, что автор имеет непосредственное отношение к психиатрии (так и есть, Алекс Михаэлидес изучал психиатрию и работал в специализированном заведении). Но, видимо, весь свой психиатрический опыт автор вложил в свой дебютный роман – «Безмолвный пациент» – он был хорош, а вот следующий – «Девы» – был хуже, уже не говоря про третий.
«Ярость» - это даже не психологический роман, потому что герои действуют не в соответствии со своими наклонностями, а просто играют.
Да, суть романа в том, кто кого переиграет, кто по чьему сценарию будет действовать, то есть, в итоге, чей сценарий окажется лучше, кто из героев ближе подойдёт к своей цели.
Цели героев разные, но их всех объединяют взаимные чувства: все они любят друг друга, но в разных комбинациях, и каждый хочет добиться своего.
Изюминка романа в том, что повествование идёт не от лица автора, а от лица одного из действующих лиц, Эллиота, то есть мы видим ситуацию как бы изнутри, глазами Эллиота.
А Эллиот, который возомнил себя гениальным драматургом и режиссёром, поставил перед собой грандиозную задачу: получить желаемое и наконец обрести душевный покой, избавиться от детских травм, и всё это сделать желательно чужими руками. Остальным же персонажам он отвёл роли статистов в своей постановке.
Он хорошо всё просчитал, но не учёл, что другие действующие лица предпочитают действовать по собственному сценарию, причём гораздо хитрее, притворившись, что они играют в его пьесе.
Запутанно? Это ещё что! В самом романе всё ещё более круто: там к реальности примешивается желаемое и кажущееся – то ли во сне, то ли в наркотическом бреду.
Наверное, из такой мешанины можно было бы создать крутой триллер, но помешала вязкость повествования, затянутость, рефлексия по поводу детских травм, неоднократное выворачивание ситуации наизнанку.
В конце романа появляется персонаж из первого романа Михаэлидеса – Тео. Теперь эти два персонажа – Эллиот и Тео - находятся в одном заведении, и там им и место.
А я, пожалуй, на этом закончу знакомство с романами Алекса Михаэлидеса.