Найти в Дзене
Реплика от скептика

Михаэлидес, А. Ярость. – М.: Эксмо, 2024. Отзыв на роман о человеке, возомнившем себя гениальным режиссёром

Фотография автора
Фотография автора

Обидно, конечно, но с каждым новым романом Алекс Михаэлидес (р.1977) нравится мне всё меньше и меньше.

Его новый, последний на данный момент роман «Ярость» – это не детектив, хоть действие происходит на изолированном острове с ограниченным количеством персонажей, и один из них по законам жанра должен быть убит, а другой - оказаться убийцей.

Это и не психологический триллер, хотя в романе много психологических отсылок, и сразу бросается в глаза, что автор имеет непосредственное отношение к психиатрии (так и есть, Алекс Михаэлидес изучал психиатрию и работал в специализированном заведении). Но, видимо, весь свой психиатрический опыт автор вложил в свой дебютный роман – «Безмолвный пациент» – он был хорош, а вот следующий – «Девы» – был хуже, уже не говоря про третий.

«Ярость» - это даже не психологический роман, потому что герои действуют не в соответствии со своими наклонностями, а просто играют.

Да, суть романа в том, кто кого переиграет, кто по чьему сценарию будет действовать, то есть, в итоге, чей сценарий окажется лучше, кто из героев ближе подойдёт к своей цели.

Цели героев разные, но их всех объединяют взаимные чувства: все они любят друг друга, но в разных комбинациях, и каждый хочет добиться своего.

Изюминка романа в том, что повествование идёт не от лица автора, а от лица одного из действующих лиц, Эллиота, то есть мы видим ситуацию как бы изнутри, глазами Эллиота.

А Эллиот, который возомнил себя гениальным драматургом и режиссёром, поставил перед собой грандиозную задачу: получить желаемое и наконец обрести душевный покой, избавиться от детских травм, и всё это сделать желательно чужими руками. Остальным же персонажам он отвёл роли статистов в своей постановке.
Он хорошо всё просчитал, но не учёл, что другие действующие лица предпочитают действовать по собственному сценарию, причём гораздо хитрее, притворившись, что они играют в его пьесе.
Запутанно? Это ещё что! В самом романе всё ещё более круто: там к реальности примешивается желаемое и кажущееся – то ли во сне, то ли в наркотическом бреду.

Наверное, из такой мешанины можно было бы создать крутой триллер, но помешала вязкость повествования, затянутость, рефлексия по поводу детских травм, неоднократное выворачивание ситуации наизнанку.

Скучный этот ваш роман! Фотография автора
Скучный этот ваш роман! Фотография автора

В конце романа появляется персонаж из первого романа Михаэлидеса – Тео. Теперь эти два персонажа – Эллиот и Тео - находятся в одном заведении, и там им и место.

А я, пожалуй, на этом закончу знакомство с романами Алекса Михаэлидеса.

Фотография автора
Фотография автора

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться н мой канал!