Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас будет разбор фильма "Испанский - английский". По началу кажется, что это комедия, но постепенно понимаешь, что фильм намного глубже.
Речь пойдет о двух семьях: мексиканской и американской. Флор Морено с дочерью Кристиной переезжает в Америку в поисках лучшей жизни после того, как от нее уходит муж. Несколько лет они проживали в мексиканском квартале у родственников, поэтому как таковой перемены в их жизни не произошло. Но финансовая нужда заставляет Флор искать другие возможности заработка. И так она оказывается на работе у американской семьи Класки. И именно с этой новой работой в семье Морено начинают происходить перемены. в фильме поднимаются несколько значимых тем: детское родительские отношения, супружеские взаимоотношения, проблема аккультурации и ассимиляции мигрантов.
Нас конечно больше интересует взаимоотношения между членами семей, но в данном случае логичнее начать с вопросов более глобальных.
Аккультурация - это процесс взаимовлияния двух культур.
То есть один народ перенимает привычки и нормы другого. И работает это в обе стороны. Это естественный процесс при взаимодействии разных культур. При этом аккультурация позволяет сохранить особенности обоих народов, в отличии от ассимиляции, когда полностью теряется индивидуальность мигрантов. Почему я об этом говорю и какое это имеет отношение к психологии? Да самое прямое в этом случае.
Флор Морено мигрировала в Америку в поиске лучшей жизни для своей дочери. Мы не знаем всех причин для переезда, но мы видим желание сохранить свою культуру и привычки своего народа. Именно поэтому в первые годы жизни в Америке, семья Морено проводит изолировано в своём квартале. Это попытка сохранить культуру и ценности своей страны. Для дальнейшего разбора нам важно это понимать: Флор хотела и старалась дать своей дочке всё самое лучшее, но ещё больше она хотела сохранить её индивидуальность и культурную принадлежность. Именно по этой причине (но не только) Флор разозлилась, когда миссис Класки забрала её дочь на шоппинг. И по этой же причине Флор была против частной школы. И наверно это основная причина, по которой Флор скрывала свою дочь от семейства Класки. Вернее скрывала Класки от Кристины, ведь она понимала, что девочке придется по душе их образ жизни. Тут и кроется главная мораль фильма: в погоне за лучшей жизнью нельзя терять свою индивидуальность.
Теперь мы лучше понимаем ценности семьи Морено и можем углубиться в анализ их взаимоотношений.
Мы видим Флор принципиальной, сильной и мудрой женщиной. Эти её качества проявляются во всех сферах жизни. Она рационально подходит ко многим вопросам, в том числе и к воспитанию своей дочки. Она последовательна в своих методах воспитания, открыта к диалогу с дочкой и смело отстаивает границы своей семьи.
Совершает ли она ошибки в воспитании? Да, конечно! Взять хотя бы момент на запрет горевания (помните, при переезде в другую страну?), но справедливости ради отмечу - на собственное горе у неё действовал точно такой же запрет. Она ошибается, а затем обдумывает и ищет выход. И находит его. Её подход к воспитанию можно охарактеризовать её же цитатой: "Есть ошибки, которые нельзя допускать, когда у тебя есть дети".
Поэтому и её дочь, Кристина, искренняя и открытая девочка. Она достаточно послушна, внимательна и эмпатична. А ещё старательная и отличается хорошими способностями ( и главное мотивацией) в учёбе. Несмотря на то, что девочка воспитывается уже несколько лет только лишь одной матерью, кажется, что она этого даже не замечает.
Отношения Флор и Кристины достаточно близкие и теплые. Девочка хорошо знает границы дозволенного и способы как добиться желаемого у своей матери, но использует их крайне редко. Как и все семьи, они ссорятся и мирится, но их эмоциональная связь достаточно прочная. И тут особо и нечего обсуждать.
Но совсем другое дело - семья Класки.
Внешне благополучная (мама, папа, бабушка и дети), финансово обеспеченная, но вряд ли их можно считать нормально функционирующей семьей.
Отец излишне мягок, старается сглаживать материнские крайности. Он очень бережно относится к граница своих детей, однако не может предотвратить вмешательство других членов семьи и попустительствует. Он пассивен, безинициативен и несчастлив.
Его жена - неуравновешенная невростеничка, безрассудная и эгоистичная. При этом, мы понимаем, почему же она такая стала, когда узнаем чуть больше о поведении её собственной матери, бабушки семейства.
Старшая дочка - Бернис, больше похожа на отца. Она также сострадательна и эмпатична, однако более целостная. Отдельное внимание стоит обратить на то, как девочка справляется со своими эмоциями. Для подростка довольно крутой навык. Личность младшего ребёнка и вовсе нам не сильно раскрывается, наверно он слишком мал по мнению сценаристов.
Детско-родительские отношения в этой семье не так стабильный и просты. Рассмотрим их на ярких примерах.
- Первый эпизод - приготовленные сладости в начале фильма.
- Второй эпизод - покупка матерью одежды для Бернис на размер меньше.
Для миссис Класки крайне болезненной темой является полнота дочери. По её мнению дочь должна быть идеальна, соответствовать её стандартам. Но только за своими желаниями мать не замечает какую боль причиняет своей дочери. Вместо поддержки и похвалы Бернис раз за разом получает лишь претензии и недовольство. Только представьте, какого девочке-подростку слышать подобные высказывания и понимать, что твоя мать не принимает тебя. Интересна также реакция матери: в то время, когда остальные члены семьи испытывают неловкость от ситуации и сочувствуют девочке, мать не считает себя виноватой. Что я такого сделала? - вопрос, который она адресует мужу, ища его поддержки. Только Джон хоть и злится за дочь, но всё равно не способен решить конфликт. Он не может открыто принять чью-то сторону и старается лавировать между детьми и женой. Он не способен принять какое-либо решение, а предпочитает плыть по течению. Вспомнить хотя бы ночь в ресторане с Флор: он не проявляет инициативу в сближении, не принял он и окончательного решения о невозможности их отношений. Именно Флёр поставила точку. Эта пассивность характерная черта для Джона Класки.
Таким образом, отношения между детьми и родителями в семье Класки далеки от образцовых. К сожалению, мы не знаем как сложилось будущее этой семьи, но думаю Бернис ещё долго будет работать со своим психологом над своей низкой самооценкой и страхом проявлять себя.
Супружеские отношения тоже неоднозначны. Мы видим как Джон, отец семейства, любит и терпит все выходки своей жены. Мы видим также как он от этого страдает. Сама Дебора - дама с неустойчивой психикой. Сказать, что она кого-то по-настоящему любит я не рискну. Думаю серьёзно она любит лишь себя.
Дебора Класки - эмоционально-неустойчива, непоследовательная, тревожная. В её поведении наблюдаться признаки затяжной депресии, и именно это является причиной измены и одержимостью бегом - гиперкомпенсация. Мы очень мало знаем предыстории о её жизни, только то, что её собственная мать также не была идеалом (вероятно, выпивающая бабушка в прошлом уделяла больше внимания своей личной жизни, чем дочери). Детские обиды на мать, отсутствие самореализации сделали её такой, какая она есть. И внешняя благополучность никогда не сможет залатать её раны. Поэтому и в поведении взрослой женщины мы часто видим недолюбленную девочку-подростка. Её неожиданно проявившийся интерес к чужой дочери (вспомните, как Дебора впервые отреагировала на Кристину? "Какая прекрасная девочка!"), пренебрежение к собственной - звенья одной цепочки. Дебора хочет, чтобы её обожали и действительно искренне не понимает, что она делает не так. Её деструктивность медленно разрушает всю семью.
Касательно супружеских отношений в семье Класки можно сказать лишь одно - они обречены на провал. Супругов ничего не объединяет, только дети. И они оба не счастливы в браке. Какое будущее их ждет?
Если Джон не изменит линию поведения, а Дебора не обратится к психотерапевту, то лет через 10-15 они разведутся. Всё это время они будут жить ради детей. Она будет изменять и жалеть себя. Он будет отстраняться дальше и дальше, пока полностью не перестанет реагировать на выпады жены. Возможно, станет всё ещё хуже.
Может ли быть иначе? Да. Для этого Дебора должна пройти курс личной терапии, а потом потратить ещё множество усилий для супружескую терапию. Отношения между супругами всегда требуют работы, сколько бы лет пара не прожила вместе.
Фильм хоть и имеет неоднозначные рецензии, но для внимательного зрителя открывает огромный простор для размышлений. И вот двадцать лет спустя он всё ещё остаётся актуальным.
Поделитесь своими впечатлениями, а какой герой вам понравился больше всего? Почему?