Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Екатерина Великая погубила российскую армию, даровав дворянству вольности

Петр I, создавая современную армию, способную воевать с европейскими противниками и побеждать их, сделал обязанностью помещика службу в армии, флоте или гражданскую службу – только на этих условиях дворяне могли владеть поместьем, причём срок службы не ограничивался: «Служить доколе силы и здоровье позволят». Уйти со службы в армии можно было только по одной причине – тяжелому увечью.

Офицеры и солдаты армии Петра Великого
Офицеры и солдаты армии Петра Великого

А далее начинаются «послабления», которые постепенно превращали службу из обязанности, долга, чести в обузу, и правители шли навстречу «пожеланиям трудящихся».

Анна Иоанновна, пришедшая к власти в результате борьбы нескольких групп дворян и аристократов, привлекая на свою сторону поместное дворянство, в 1737 г. издала Манифест, где срок службы ограничивался 25 годами, один из сыновей в дворянской семье мог остаться для управления имением (при Петре I служили все до одного), а на службу можно было идти в 20 лет.

Петр III в 1762 г. издал Манифест о вольности дворянской, где «высочайшей волей» декларировались:

– освобождение дворян от обязательной службы;

– свободный выход в отставку;

– свободный отъезд за границу и право служить там.

Он (выросший в Голштинии, с детства воспитанный в убеждениях, что армия и служба – это главное занятие для дворянина) искренне верил, что в армию идут «по зову сердца», что нельзя заставить любить службу! Именно поэтому он и освободил от обязательной службы дворян – в армию пойдут лучшие!

А дворянство обрадовалось безделию!

Екатерина II в 1785 г. продолжила путь превращения служилой элиты в массу бездельников, она подписала «Жалованную грамоту»: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства».

Этот документ подчёркивал главенствующий статус дворянства как элиты государства.

Дворяне освобождались от обязательной гражданской или военной службы, закреплялось право только дворян владеть землёй и крепостными, судить их мог только суд равных, но даже суд не мог лишать дворянина жизни, чести и имущества, дворянского титула, исключались телесные наказания. Закреплялось право создавать уездные и губернские депутатские собрания, выбирать предводителей дворянства.

Но именно эта Великая императрица заложила в законах Российской империи ту самую мину, которая рванула через 150 лет: возникла элита, которая не считала больше своей обязанностью служить России! Это стало причиной катастрофы для России в Первой мировой войне!

В России на 1914 год, когда началась I мировая война, потомственных и личных дворян обоего пола было почти 2,5 миллиона, т.е. эти дворяне могли дать не менее 250 тысяч грамотных офицеров! И эти имперские дворяне не способны были (не пожелали!) укомплектовать и 50 тысяч офицерских должностей в ходе Первой Мировой войны!

В результате в ходе начального этапа Первой Мировой войны кадровое офицерство, состоящее из личных и потомственных дворян, было почти все выбито и заменилось офицерством из бывших податных сословий – чтобы закрыть вакансии в ротах, пришлось наскоро обучать отличившихся унтер-офицеров, открывать путь к погонам для лиц крестьянского, рабочего и мещанского происхождения при наличии огромного количества дворян, которые не желали рисковать жизнью в окопах, и этот факт говорит сам за себя – дворянство разложилось за 150 лет безделья! Основная масса лиц дворянского сословия не желала идти воевать !

Поместных потомственных дворян в России было около 107 тысяч семей – не человек, а семей! И из этих семей в начале ХХ века на действительной службе находилось в армии, флоте, жандармском корпусе и корпусе пограничной стражи всего только 3400 человек. Это из примерно 47-48 тысяч офицеров действительной службы .

Подавляющая часть русского офицерского корпуса не имела никакой земельной собственности.

Более того, в 1903 г. среди генерал-лейтенантов помещиками были только 15,2%, среди полных генералов только 35%: генерал М.В. Алексеев, начальник штаба Ставки Николая II, – сын солдата, А.И. Деникин – сын крестьянина, Л.Г. Корнилов – сын казака, легендарный «Белый генерал» И.Н. Скобелев – сын сержанта, вице-адмирал С.О. Макаров – сын солдата, выслужившегося в штабс-капитаны, и таких примеров множество.

Сильное ядро потомственных военнослужащих из высших кругов (элиты) общества в офицерском корпусе обеспечивало и высокую привлекательность воинской службы, и высокую эффективность в подготовке и воспитании солдат.

Такая структура офицерского корпуса создавала значительные преимущества той армии, в которой сохранялся элитный состав ядра офицерского корпуса .

Более всего это было характерно для армии Германии времён Второго Рейха.

Армия Второго Рейха из всех европейских армий имела самый аристократический характер своего офицерского корпуса, она сохранила чисто юнкерский, то есть помещичий, элитарный характер до 1890 года, когда Вильгельм II наконец принял меры к тому, чтобы и представители буржуазии и среднего класса могли пополнять ряды офицерского корпуса, но основой, костяком армии было элитное ядро из дворян, которые служили в армии в нескольких поколениях. Более того, это элитное, юнкерское ядро армии Второго Рейха смогло переработать и воспитать в своём духе значительное количество офицеров из рядов буржуазии и среднего класса .

Именно армейская элита несла в армию дух чести, верности присяге, чувство ответственности за свои поступки («тени предков смотрят на тебя!»), что делало германскую армию огромной, грозной, сплочённой силой.

Эта сила к 1917 г. была утрачена российской армией, дворянство было неспособно организовать народную массу, сплотить армию – полтора века безделья, паразитической жизни привели к тому, что российская элита была способна только проедать оставшиеся богатства, превратившись в паразита на теле общества, что и способствовало катастрофическому развитию дальнейших событий.