Проверка бренда перед подачей заявления на его госрегистрацию в качестве ТЗ (товарного знака) считается одним из самых важных этапов. Важно исключить вероятность полного совпадения или частичного сходства, которые (между тем) могут привести к отказному решению в госрегистрации и потере безвозвратно уплаченных госпошлин, с иными прошедшими регистрацию ТЗ и обозначениями, находящимися на стадии экспертизы.
В сети интернет можно встретить множество ресурсов, предлагающих проверить товарные знаки онлайн бесплатно. Как правило, это сторонние сайты, которые не имеют никакого отношения к ФИПС или Роспатенту. Про специфику их деятельности мы обязательно расскажем чуть позже, а сейчас рассмотрим возможности проверки товарных знаков, которые нам предлагает Роспатент (официальный сайт rospatent.gov.ru).
Краткое содержание статьи
Бесплатные и платные ресурсы проверки
Поисковая платформа Роспатента и ее возможности
Что делать в случае выявления совпадений?
Почему не стоит ограничиваться базами Роспатента при проверке
Платные и бесплатные ресурсы проверки
Как указано на сайте ведомства, бесплатная проверка торгового знака может быть осуществлена по массиву данных ФедИнститута ПромСобственности (ФИПС). Открытые реестры по товарным знакам содержат общедоступные сведения, которые были включены в соответствующие госреестры и изданы в официальных бюллетенях Роспатента. К таковым относятся следующие данные:
В части зарегистрированных товарных знаков
- номер и дата регистрации
- номер заявки и дата приоритета
- дата истечения срока действия права на товарный знак
- изображение товарного знака
- информация о правообладателе
- адрес для переписки
- неохраняемые элементы
- классы МКТУ и перечень товаров/услуг
Касательно поданных заявок на регистрацию
- номер заявки и дата приема
- изображение заявляемого обозначения
- информация о заявителе
- адрес для переписки
- список используемых в обозначении цветов
- неохраняемые элементы
- классы МКТУ и перечень товаров/услуг
- состояние делопроизводства
Интересующую информацию можно получить, указав номер регистрации (для поиска по прошедшим регистрацию товарным знакам) и номер заявки (для поиска из числа полученных Роспатентом заявок на регистрацию ТЗ).
Несомненно, используя указанный источник информации, найти товарный знак по названию не представляется возможным. Такая же ситуация имеет место при поиске интересующих сведений через изданные онлайн официальные бюллетени Роспатента, которые структурированы исключительно по номеру свидетельства и регномеру заявки.
Поиск по названию предлагается осуществлять на специальной поисковой платформе Роспатента (ссылка на ресурс). Там же предусмотрена возможность проверить обозначение по изображению, подгрузив соответствующий файл. Платформа поиска является бесплатной и достаточно проста в использовании. Более подробно о ее функциональности и возможностях мы расскажем чуть ниже, а сейчас поговорим о платных базах Роспатента и условиях получения доступа к ним.
Поиск по платной базе данных дает возможность найти информацию не только в отношении товарных знаков, но и свежих поданных заявок, находящихся в регистрирующем органе на рассмотрении. В поисковой строке можно указать название или другие идентифицирующие обозначение сведения. Для получения доступа пользователю потребуется пройти регистрацию на сайте ФИПС, заключить договор публичной оферты и произвести оплату, соразмерную количеству поисковых запросов, после чего направить на электронный адрес paysupport@rupto.ru подтверждающий произведенную оплату документ.
Стоимость 1 запроса равна 60 руб. При этом следует учесть один немаловажный момент – получение информации по базе данных в отношении полученных Роспатентом заявок на регистрацию ТЗ обойдется в 300 руб., что соответствует 5 запросам. База данных прошедших регистрацию ТЗ стоит гораздо дешевле. По ней поиск товарного знака запускается после списания одного запроса с баланса пользователя. При одновременном поиске сразу по двум базам данных взимается плата, соответствующая 5 запросам, за один такой поиск.
Кроме указанных ресурсов, позволяющих осуществлять поиск товарных знаков, на сайте Роспатента предлагаются ссылки на другие бесплатные ресурсы, с помощью которых не будет лишним произвести дополнительную проверку по международным товарным знакам. Такой рекомендацией не стоит пренебрегать потому, что согласно ч. 2 п. 6 ст. 1483 Гражданского кодекса заявитель вполне может получить отказное решение в госрегистрации ТЗ, если будет выявлено тождество или сходство с товарными знаками, охраняемыми согласно международному договору РФ, в отношении товаров одного рода и обладающими более ранним приоритетом.
В настоящее время государство РФ, став участником, приняло все условия Парижской конвенции по охране промышленной собственности, Мадридского соглашения о международной регистрации знаков и Протокола к нему, Сингапурского договора о законах по товарным знакам, Договора о товарных знаках ЕАЭС и др.
Международная база поиска товарного знака расположена на интернет ресурсе Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по ссылке. Также международный поиск информации о товарных знаках можно провести благодаря международной системе поиска товарных знаков TMview. О том, как проводить международный поиск, мы написали в нашей статье. Поискового сервиса по товарным знакам, охраняемым в государствах-членах ЕАЭС, к сожалению, пока нет. Он находится в состоянии разработки и планируется к запуску до 31.12.2025 г.
Поисковая платформа Роспатента и ее возможности
Информационно-поисковая база данных Роспатента расположена по ссылке. Она предоставляет возможность пользователю провести проверку в отношении российских товарных знаков, общеизвестных и международных (без регистрации и создания личного кабинета).
В строку поиска можно напечатать текст и запустить проверку по базе, при этом указывать дополнительные фильтры для поиска необязательно. Система будет искать совпадения не только в словесных ТЗ, но и в комбинированных. Кроме того, подгрузив соответствующий файл размером не более 3Мб, можно запустить поиск по выявлению тождества или сходства графического бренда с изобразительными товарными знаками.
По умолчанию на странице выставлены определенные параметры поиска, которые при желании можно отменить и отметить нужные на усмотрение пользователя. Возможно также указать определенные классы МКТУ, номер заявки и/или регистрации, наименование заявителя, установить период для даты подачи и для даты регистрации, отсортировать список по релевантности, дате регистрации (по убыванию или возрастанию), дате подачи заявки (по убыванию или возрастанию).
Чтобы наиболее полно и достоверно рассказать о возможностях сервиса и о его функциональности, нам бы хотелось изучить правовой документ, определяющий работу сервиса. Однако на данном сайте не размещены условия по его использованию, которые бы мог установить Роспатент. Платформа поиска функционирует без него и, судя по нашему практическому опыту, она не показывает информацию относительно заявок на ТЗ, которые были направлены в ведомство в последние 6 месяцев, в отношении международных знаков выдаваемая информация также не является исчерпывающей. Пользователь, который производит проверку обозначения или бренда, ориентируясь лишь на поисковую платформу Роспатента, сильно рискует. Без дополнительной проверки с помощью иных источников информации вероятность получения отказного решения в госрегистрации ТЗ существенно возрастает.
Мы разработали специальную программу, которая собирает информацию с сайта ФИПС в отношении новых заявок, поданных за последние полгода, и готовы помочь любому желающему проверить то или иное словесное обозначение на предмет идентичности или сходства с упомянутыми в таких заявках обозначениями. Для получения интересующих сведений напишите нам в чат или оформите обращение по этой ссылке и укажите в нем текст проверяемого бренда, претендующего на звание товарного знака.
Что делать в случае выявления совпадений?
При осуществлении поиска с целью выявления названий, в т.ч. прошедших регистрацию ТЗ, тождественных или сходных в той или иной степени с вашим брендом, вывод об отсутствии совпадений не может быть окончательно сделан, если идентичные вашему бренду обозначения обнаружены не были. Вывод о сходстве или различии должен быть основан, в первую очередь, исходя из сравнения обозначений по звуковому, смысловому и графическому признакам. В случае обнаружения сходства хотя бы по одному из признаков в части товаров и услуг, объединенных по одному родовому критерию, отказное решение в госрегистрации ТЗ представляется более чем очевидным. Для более наглядного понимания предлагаем рассмотреть несколько реальных ситуаций.
На примерах выше можно убедиться в том, что к вопросу выявления сходства при сравнении подаваемого на регистрацию бренда (обозначения) с другими товарными знаками нужно подходить со всей серьезностью.
В случае обнаружения совпадения, хотя бы частичного, логично было бы предложить подумать над новым названием. И такой совет пришелся бы к месту, но только при условии, что сам бизнес находится пока в стадии зарождения.
Другим же предпринимателям, которые не хотят ничего придумывать нового, они, напротив, не представляют дальнейшего развития своего бизнеса без определенного названия, занятого (к сожалению) в Роспатенте другим правообладателем, можно предложить иной путь решения такой проблемы с учетом следующего:
- правообладатель ТЗ не использует его непрерывно на протяжении последних 3 лет,
- предприниматель должен доказать свою заинтересованность в досрочном завершении правовой охраны неиспользуемого ТЗ,
- требование о досрочном прекращении права на ТЗ может быть заявлено в суд по интеллектуальным правам при определенных условиях,
- не всегда можно добиться положительного результата, что приведет к потере времени и пустой трате денег на судебные тяжбы.
Почему не стоит ограничиваться базами Роспатента при проверке
Если вы читаете нашу статью с самого начала, то вы уже должны были догадаться, что одной из первых причин является то, что сама база Роспатента, доступ к которой осуществляется бесплатно, не является свежей и полностью исчерпывающей. В ней вы не найдете реестр заявок товарных знаков, поданных в регистрирующий орган (как минимум) за последние 6 месяцев. В этом случае можно воспользоваться платным подключением, однако не всех это может удовлетворить.
Для решения этой проблемы могут быть полезны другие сайты и сервисы, которые предоставляют бесплатный поиск по товарным знакам. Несмотря на то, что такие ресурсы указывают, что их база обновляется ежедневно, им также не следует слепо доверять. Чтобы проверить, действительно ли база того или иного сервиса так свежа и актуальна, сделайте простую проверку, о которой мы расскажем ниже.
1) Откройте интернет страницу ФИПС с официально изданными бюллетенями по товарным знакам.
2) Кликните по самому последнему опубликованному изданию, затем перейдите в секцию «Заявки на товарные знаки». Перед вами отобразится список заявок, которые были опубликованы в данном бюллетене.
3) Кликнув по номеру заявки, справа можно будет увидеть само обозначение и другие сведения.
4) Запомните это словесное обозначение из заявки и вбейте его текст в строку поиска по товарным знакам того сервиса, на котором вы хотите проверить актуальность базы.
Не ограничивайтесь лишь одной заявкой, повторите данные действия хотя бы по 2-3 словесным обозначениям из последнего опубликованного бюллетеня.
Если сервис вам не отобразит искомое обозначение, заявления сервиса об актуальности его базы можно считать, мягко говоря, недостоверными. Для того чтобы понять степень актуальности базы данных по ТЗ того или иного бесплатного сервиса, а также насколько она свежа по отношению к бесплатной базе Роспатента, данную выборочную проверку можно провести путем поиска словесных обозначений из заявок, опубликованных в более ранних бюллетенях, издаваемых дважды в месяц.
Кроме того, при проверке бренда стоит воспользоваться бесплатной международной системой поиска товарных знаков под названием TMview.
В поисковой строке можно указать словесное обозначение, подгрузить изображение (при необходимости), отметить классы МКТУ, выбрать страну RU (при этом автоматически будут отмечены ведомства Rospatent и WIPO) и другие данные. Система будет искать совпадения по всей загруженной международной базе данных ТЗ, которые подлежат охране на территории России, в т.ч. по поданным заявкам. По поводу актуальности и достоверности сведений - TMview ежедневно подгружает поданные заявки в целях последующей их регистрации в качестве международных товарных знаков.
Еще один немаловажный момент, который необходимо учитывать при выборе названия, претендующего стать в будущем товарным знаком, - это исключение совпадений с фирменным наименованием или коммерческим обозначением другого лица, созданным или придуманным ранее даты приоритета поданного на регистрацию ТЗ, относительно товаров и услуг, объединенных по одному родовому критерию (п. 8 ст. 1483 ГК РФ). В противном случае госрегистрация товарного знака может так и не состояться.
Предусмотренное законодательством исключительное право на фирменное наименование появляется у организации с момента ее регистрации в ЕГРЮЛ и ликвидируется в момент удаления фирменного наименования из реестра ЕГРЮЛ. Будет ли ваш бренд, который вы планируете зарегистрировать в виде товарного знака, нарушать чье-либо право на фирменное наименование – узнать об этом можно на сайте налоговой, указав название в строке поискового запроса и кликнув по кнопке «Найти».
Рассмотрим условия, при которых у заявителя возникают повышенные риски получения отказного решения в госрегистрации ТЗ, если будет выявлено совпадение регистрируемого ТЗ с фирменным наименованием организации:
- организация является действующим юридическим лицом, запись в ЕГРЮЛ о ее создании была внесена до даты подачи заявки на госрегистрацию ТЗ;
- сведения о видах деятельности по ОКВЭД (их можно посмотреть в выписке из ЕГРЮЛ) организации прямо или косвенно совпадают с указанными в заявке на регистрацию ТЗ товарами/услугами;
- организация в период проведения экспертом Роспатента экспертизы заявленного обозначения направило в такой государственный орган обращение с приложением соответствующих подтверждений и документов, доказывающих реальное использование своего фирменного наименования не позднее даты приоритета заявленного на госрегистрацию в качестве ТЗ обозначения при осуществлении деятельности, сходной по своему родовому признаку с указанными в заявке на регистрацию товарами/услугами, а также с выводами о нарушении требований положений ст.ст. 1477 и 1483 Гражданского кодекса.
В противовес фирменному наименованию, регистрация комобозначения не осуществляется, поэтому проводить проверку по поводу выявления возможного сходства с чьим-либо коммерческим обозначением следует, ориентируясь на все возможные открытые источники, в том числе в сети Интернет. При этом необходимо понимать, что комобозначение выполняет функцию по индивидуализации предприятия, находящегося на территории РФ и зарегистрированного как объект недвижимости. Также оно должно обладать известностью для конкретизации определенной деятельности.
По аналогии с фирменным наименованием риск получения отказного решения в госрегистрации ТЗ по причине нарушения прав иного лица, обладающего коммерческим обозначением, сходным с обозначением заявителя, будет иметь место в случае, если такое лицо во время проведения экспертом Роспатента экспертизы заявленного обозначения направит в органы данного ведомства соответствующее обращение. К нему также должны быть приложены документы, подтверждающие фактическое использование комобозначения не позднее даты приоритета заявленного на госрегистрацию обозначения в качестве ТЗ.