Для многих советских людей стал законом воспитанный партией обычай: каждый вечер подводить итоги сделанному за день. И тот, кто имеет право сказать: сегодняшний день прожит недаром: я сделал для страны все, что мог, испытывает чувство огромного удовлетворения и законную гордость.
Как капли летнего благодатного дождя из ручьев и рек вливаются в моря, так свершенное каждым из нас вливается в грандиозные достижения всей страны. Об этом наглядно свидетельствуют итоги первой послевоенной сталинской пятилетки.
Советские люди, вдохновляемые и руководимые партией большевиков, великим Сталиным, не жалели сил и труда, чтобы претворить в жизнь первый послевоенный пятилетний план. За годы пятилетки еще богаче и краше стала страна социализма, еще зажиточнее и радостнее стали жить ее граждане — рабочие, колхозники, интеллигенция, еще могущественнее стал Советский Союз— твердыня дружбы и славы народов нашей страны, несокрушимая крепость мира во всем мире.
Вместе с ростом всей советской промышленности гигантски выросло за эти годы и советское машиностроение.
В сообщении Государственного планового комитета и Центрального статистического управления СССР об итогах выполнения четвертой (первой послевоенной) сталинской пятилетки есть фраза, повествующая, что продукция машиностроения в 1950 году превысила производство 1940 года в 2,3 раза.
В гигантском скачке, сделанном советским машино строением, есть капелька и нашего участия, участия коллектива московского завода «Калибр».
В этой статье хочется подвести итог тому, что сделано коллективом механического участка цеха микрометров за пять напряженных послевоенных лет, хочется проанализировать, каков был наш вклад в сталинскую пятилетку, все ли мы сделали, что могли, завоевали ли право сказать, что недаром прожили эти пять лет.
Первые шаги
1946 год. Война осталась позади. Промышленность Советского Союза перешла на выпуск продукции мирного времени. А вместе с этим увеличился и спрос на изделия нашего завода. «Калибр» работал неплохо. Мы даже претендовали на первенство среди однородных заводов. Но на коллегии Министерства, определявшей места в социалистическом соревновании, кандидатуру нашего завода несколько раз «отодвигали». Несмотря на общее перевыполнение плана, мы недодали значительное количество микрометров. Завод не выпускал в нужном количестве основной измерительный инструмент, без которого в наше время не может обойтись по сути дела ни один металлист.
Продукция цеха, который тянул назад весь завод, со стояла из двух изделий: штангеля и микрометра. Штангель был более прост в производстве и лучше освоен, а микрометр сложнее и делать его было гораздо хлопотливее. Цех имел задание, в котором было сказано, сколько следует выпустить микрометров и сколько штангелей. Но руководители цеха делали, что полегче. Они выполняли план формально — за счет выпуска штангелей, не считаясь с тем, что промышленность не получала нужного ей количества микрометров.
В июне 1946 года завод получил приказ министра: довести к декабрю выпуск микрометров до четырех тысяч штук, то есть увеличить их выпуск в два с половиной раза..
Это было очень серьезное задание. Его реализацию руководство «Калибра» начало с организационных мероприятий: цех, изготовлявший универсальный измерительный инструмент, был разделен на два: в одном должны были делать только микрометры, в другом — только штангели. Начальником цеха микрометров был назначен т. Оснас. Старшим мастером механического участка утвердили меня.
В парткоме завода меня предупредили, что мою кандидатуру будут рекомендовать в качестве партгруппорга нового цеха, и если коммунисты выберут меня, то я буду ответственен за выполнение этого важнейшего правительственного задания перед коллективом всего цеха, а не только механического участка.
Я вырос на «Калибре». Мои лучшие воспоминания связаны с заводом. Его коллектив научил меня всему, что я знаю.
Шестнадцатилетним юношей приехал я в Москву и поступил в фабрично-заводское училище. «Калибр» тогда только строился. Теперь, когда говорят о «Калибре», часто употребляют слова «завод-сад». Именно поэтому полезно вспомнить, что строился завод на большом пустыре у старой Крестовской заставы.
После окончания фабзавуча пришел я работать на новый завод — детище первой сталинской пятилетки. Здесь помогли мне до тонкостей освоить профессию и стать токарем-универсалом. Завод дал мне возможность учиться. Я занимался в районной партийной школе, на курсах мастеров социалистического труда. Поступил в инструментальный техникум, но учебу прервала война. Как-то само собой получилось, что в военные годы руководство завода довольно часто перебрасывало меня с участка на участок. Как только назревало в производстве «узкое место», меня посылали «расшивать» его.
Не заметно для самого себя я стал как бы «специалистом» по «расшивке» этих самых «узких мест». На заводе меня даже стали в шутку называть «пожарником».Мне, как и всякому мастеру, хотелось, конечно, получить какой-нибудь определенный участок и постоянно работать на нем, чтобы можно было методически и настойчиво добиваться возможно большей производительности. Но и «узкие места» нужно было «расшивать». И уж если я волей-неволей стал специалистом по таким делам,то не роптал на судьбу, а с головой влезал в каждое новое дело и, заручившись помощью коллектива, тянул его на широкую дорогу.
И вот теперь, когда я получил, наконец, постоянный участок, где производилась механическая обработка деталей микрометра, мне очень и очень пригодились навыки, приобретенные за беспокойный «пожарный» период работы.
Механический участок, который я получил, был неопрятным и запущенным. Организационно он был новым, но над ним довлели старые традиции.
Передо мной стал вопрос: с чего начать?
Я не выдумывал ничего нового, а просто воспользовался одним замечательным руководством к действию. Я имею в виду известное постановление партии и правительства о мастерах.
В этом документе с предельной ясностью и четкостью определены права и обязанности мастера, который должен быть центральной фигурой на производстве.
Я настойчиво напоминал своим помощникам — сменным мастерам, что они должны быть не исполнителями, а инициаторами, настоящими хозяевами своей смены. Только тот, кто ясно видит стоящую перед ним цель, видит пути, которые быстрее и вернее приведут весь коллектив к этой цели, может считаться настоящим мастером — руководителем коллектива рабочих.
Усилия наши сводились к тому, чтобы восстановить то громадное значение, которое имеет на производстве мастер.
Этому укреплению роли мастера помогла и моя твердая договоренность с начальником цеха т. Оснас.
В постановлении партии и правительства сказано, что мастер подчиняется начальнику цеха.
— Так и будет, — сказал я Оснасу. — Я вам подчиняюсь беспрекословно. Все ваши указания будут выполнятся в срок. Но я ставлю твердое условие: ни одно распоряжение — даже самое маленькое — не должно передаваться на участок помимо меня.
Надо сказать, что начальник цеха понял меня и точно соблюдал этот принцип, а я неуклонно проводил его в отношении своих помощников. Это в немалой степени способствовало укреплению авторитета мастера.
Мы ликвидировали то, что подчас имеет место на других наших заводах. Там нередко начальник цеха сам идет на тот или иной участок к рабочим, сам дает распоряжения — вот эту работу отставить, а вот эту начать. Мастер при этом зачастую даже не в курсе новых заданий и узнает о распоряжениях начальника цеха послед ним — от рабочих. Мастер, который должен быть хозяином своего участка, своей смены, на самом деле становится каким-то регистратором событий. Это отрицательно сказывается на трудовой дисциплине, расхолажи вает мастера и, конечно, подрывает его авторитет.
Разве может кто-нибудь лучше мастера, вращающегося среди рабочих, знающего их настроения, сильные и слабые стороны каждого, знающего все возможности участка, определить, кому лучше дать новую работу, как лучше организовать ее выполнение. Разве может кто-ни будь, кроме мастера, являющегося организатором социалистического соревнования, добиться того, чтобы новая работа была выполнена в наикратчайший срок и с наилучшими результатами.
Очень скоро, пожалуй, даже скорее, чем мы надеялись, новая система работы оправдается. Все почувствовали, какой силой становятся в цехе наши мастера. Ни кому не разрешалось больше вмешиваться в их функции или действовать через их голову. Они привыкли к полной самостоятельности. Это повысило у них чувство ответственности, укрепило их авторитет.
Это было, так сказать, организационным началом восстановления подлинной роли мастера. Полностью его роль укрепилась потом, когда мы осуществили переход на поток, когда ответственность сменных мастеров стала предметной и каждый из них отвечал от начала до конца за выпуск определенных деталей. Но и на этой начальной стадии мастера с большой энергией включились в решение общей задачи, стоявшей перед коллективом цеха, — навести образцовый порядок в организации производства.
Решающее значение в достижении будущего успеха имело налаженное по-новому снабжение рабочих материалами и инструментом, ибо старый порядок не гарантировал нам четкой бесперебойной работы.
Мастера поставили также вопрос о введении внутрицехового планирования. Планы стали составлять на день вперед, и это сразу разрядило напряженное положение.
Иная обстановка сложилась в цехе. Станочники уже не должны были покидать своих рабочих мест, чтобы идти в инструментальную или добывать себе заготовки. Все необходимое им стали доставлять заблаговременно к рабочим местам. Это позволило рабочим более эффективно бороться за то, чтобы полностью использовать свой трудовой день.
Все мои помощники: и Васин с его умением прививать людям любовь к своей профессии, и Красавчиков, которого по праву называют у нас «профессором высшей точности», и инициативная энергичная Лексикова, и другие товарищи, — руководя людьми, сочетали администрирование (в хорошем смысле этого слова) с кропотливой и настойчивой воспитательной работой.
Наши мастера уже в первый период работы по-новому все больше становились вожаками и воспитателями рабочих.
Роль воспитателя — трудная роль. Кое-где бывает так: попадает на участок недисциплинированный человек, мастер терпит-терпит, а потом ведет этого рабочего к начальнику цеха и категорически требует, чтобы наложили на него серьезное взыскание, а то и вовсе убрали с участка. Обычно мастер заявляет при этом: «Мне такой рабочий не нужен. Он весь коллектив портит». Подобный мастер забывает о своих обязанностях воспитателя, о том, какими огромными возможностями для исправления нерадивого обладает даже маленький кол лектив.
У нас тоже были вначале люди, которые нарушали и производственную и технологическую дисциплину. Однако наши мастера, прежде всего, использовали все возможности для их перевоспитания. Прибегали к инди видуальным беседам, к обсуждению порочащих поступков на собраниях, к выпуску специальных «молний» и сатирических листков. Когда нужно было, то и наказывали, да так, чтобы об этом знал весь коллектив. Очень редко приходилось доводить дело до начальника цеха. Это были исключительные случаи.
Воспитательная работа подкреплялась напряженной политической и технической учебой. Причем учились и рабочие, и сами мастера.
Я был не только мастером, отвечавшим за свой уча сток, но и партгруппоргом цеха. Это сейчас наша цеховая партийная организация насчитывает свыше двадцати коммунистов, а тогда нас, членов партии, было в цехе только пятеро.
Все мы, коммунисты, поставили перед собой задачу вселить в коллектив уверенность в победе, убедить людей, что задание, полученное нами, можно и должно вы полнить.
А задание было нелегким. Нужно было довести выпуск микрометров до четырех тысяч штук в месяц. Серьезность поставленной перед нами задачи станет ясной, если учесть, что за весь 1940 год, считавшийся для завода лучшим, нами было выпущено 12 300 микрометров. Для того чтобы мобилизовать коллектив, мы использовали все средства агитационно-массовой работы. Ма лейший успех, самое незначительное, но полезное начинание поддерживалось «молниями», отмечалось в стенной газете, служило предметом обсуждения на собраниях. Мы старались бороться со всеми ненормальностями, имевшими место в производственной жизни. Особенно преследовали брак и недисциплинированность. Помимо досок бракоделов, в цехе вывешивались сатирические листки. Они назывались у нас «Бокс». Карикатуры на этих листках, сопровождавшиеся краткими бичующими подписями, имели огромное воспитательное значение.
Деятельность партийной, комсомольской и профсоюзной организаций была направлена к тому, чтобы вовлечь в активную производственную жизнь всех без исключения рабочих, чтобы не было у нас в цехе так называемых «пассивных», равнодушных, интересующихся только своей работой. Этому помогали и наглядная агитация и широко распространенные беседы, и общественная проверка использования рабочего времени, и передача опыта передовиков.
Особенно большое значение для пробуждения инициативы рабочих имело изучение техминимума.
Надо было повысить уровень технических знаний рабочих, ибо большинство молодежи плохо знало свои станки. Из-за этого даже пустячные неполадки вызывали простои, нередка длительные. Токарю или фрезеровщику, который сам не мог устранить неисправность станка, приходилось подолгу ждать, пока придет слесарь-ремонтник.
Наладить систематическую техническую учебу оказывалось труднее, чем провести борьбу за чистоту на участке, с которой я по существу и начал свою деятельность как мастер.
Чтобы добиться систематической и всеобщей технической учебы, надо было поднять чувство ответственности у всего коллектива. Этой цели и была подчинена наша партийно-политическая работа.
Пятилетний план потребовал от нас резкого и при том немедленного увеличения выпуска продукции. По ложение было напряженное. Чуть не каждый день руководители завода спрашивали: «Ну, как, скоро наладите дело? Металлисты требуют микрометров».
Был передо мной один простой и легкий выход — по просить у дирекции завода квалифицированных станочников. С их помощью сразу удалось бы добиться сдвига. Но это был бы путь наименьшего сопротивления, тот путь, против которого нас всегда предостерегает партия.
В самом деле, что бы произошло, если бы мы встали на этот путь? Дирекция не отказала бы нам в просьбе, поскольку в тот момент главным для завода было дать как можно больше микрометров. Но ведь рабочих для нашего цеха надо было снимать с других участков. Это был бы в некотором роде «тришкин кафтан». Поэтому мы не стали на этот легкий, но чреватый нехорошими последствиями для завода путь. Мы избрали путь трудный, но верный.
На моем участке, наряду с неопытной молодежью, была небольшая группа кадровых рабочих. Вот на них-то и решили мы опереться, к их уровню подтянуть весь коллектив, добиться, чтобы не было у нас не выполняющих норм.
— Изучайте свои станки, подойдите поближе к тех нике — и все пойдет у вас по-иному, — говорили мы молодежи.
С одобрением встретил коллектив призыв ко всеобщему освоению технического минимума. Никто не хотел плестись в хвосте, подвергаться неприятностям, да еще к тому же и меньше зарабатывать.
Не только кружки техминимума появились в цехе. Вскоре возникли и другие формы и методы занятий. Я взял на себя группу токарей и подготовил их к сдаче испытаний на высший разряд. Все мастера читали лекции, дополняя их практическим инструктажем на месте. Рабочие учились охотно и день ото дня обогащали свои познания.
Наши первые шаги оказались правильными. Пришел первый успех, небольшой, но твердый, завоеванный собственными силами. Мы начали выполнять свое задание, и нас перестали ругать. Мы перестали быть отстающими. Значение этого успеха было в том, что он служил верным трамплином, той точкой опоры, с помощью которой мы должны были повернуть все дело на дорогу больших побед.
Продолжение следует.
Н.Российский, депутат Верховного Совета СССР,лауреат Сталинской премии, старший мастер завода "Калибр"