Найти в Дзене

Диссертация: "Карьерные стратегии студенческой молодежи Волгограда (на примере студентов РАНХиГС)".

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты формирования карьерной стратегии личности

1.1. Формирование индивидуальной карьерной стратегии в аспекте социальной мобильности личности

1.2. Принятие личностью стратегического жизненного решения о профессиональном самоопределении

1.3. Особенности прогнозирования развития карьерной стратегии личности

Глава 2. Развитие готовности молодежи к построению карьерных стратегий

2.1 Анализ системы ценностей молодежи в отношении профессиональной карьеры

2.2. Характеристика взглядов современной молодежи на профессиональную карьеру

2.3. Особенности проектирования профессиональной карьеры современной молодежью с учетом государственной политики в сфере формирования профессиональной ориентации у молодежи

Глава 3. Эмпирическое исследование карьерных стратегий молодежи Волгоградского региона (на примере студентов РАНХиГС)

3.1. Методические основы диагностики личностной готовности студентов к принятию стратегических жизненных решений

3.2. Особенности личностной готовности студентов к принятию СЖР о профессиональном самоопределении

3.3. Рекомендации по развитию карьерных стратегий студенческой молодежи в условиях социальных трансформаций

Заключение

Список использованных источников

Приложения. 135 стр.

Фрагмент диссертации предоставлен для ознакомления.

Введение

Актуальность темы исследования. В условиях системных трансформаций современного общества и активизации процессов социальной и профессиональной мобильности, с углублением разделения труда карьера становится одной из основных социально и индивидуально значимых форм трудового поведения. Это подтверждается результатами многочисленных социологических исследований, проведенных в нашей стране в последние годы. Основным фактором успешной жизни становится достижение индивидом высокого положения в обществе. И это связано не только с материальным аспектом, властными полномочиями и др. Высокое положение в современном российском обществе – это, прежде всего, результат реализации карьерной стратегии. Самую активную позицию в обществе занимает современная молодежь. Она связывает успешную трудовую жизнь с атрибутами профессиональной карьеры – высоким материальным уровнем, положением, престижем профессии, достижением профессионального мастерства.

Карьера формируется в контексте жизненного пути личности и выступает элементом общей жизненной стратегии (как жизненный проект). Она является способом самореализации индивидов, у которых есть установка на карьерное развитие. Этот способ самореализации связан с последовательным включение (исключением) индивидов в различные виды занятости (работы) в течение жизненного пути, а именно профессионально-трудовой жизни

В современном обществе происходят кардинальные изменения в сфере профессионально-трудовых отношений: новые вызовы встают как перед наемными работниками и работодателями, так и перед институтами, которые являются связующим звеном между рынком труда и человеческими ресурсами. Прежде всего, речь идет о высших учебных заведениях, ведь недостаточная взаимосвязь системы образования с рынком труда угрожает карьерной самореализации студенческой молодежи, которая находится в начале своего профессионального пути. К этому добавляется отсутствие у студенческой молодежи четких представлений о требованиях рынка труда и объективной оценки собственных профессиональных возможностей.

Поэтому исследование карьерных стратегий современной студенческой молодежи является одним из способов изучения общества в целом. Актуальность такого исследования возрастает в периоды достаточно радикальных изменений в условиях дифференциации и стратификации общества, возможностей раскрытия карьерного ресурса личности.

Современная молодежь вынуждена находить пути реализации карьерных стратегий в сложных условиях конкуренции на рынке труда. В этой связи, актуализируются вопросы формирования и реализации карьерной компетентности студенческой молодежи.

Степень изученности темы. Формирование индивидуальной карьерной стратегии в аспекте социальной мобильности личности исследовалось: К. А. Абульхановой-Славской, Е. Е. Войлоковой, Т. А. Воробьевой, М. Г. Гильдингерш, О. А. Кармановой, А. С. Мельничук, Т. Е. Резник, Ю. М. Резник и др. Вопросы принятия личностью стратегического жизненного решения о профессиональном самоопределении рассматривались: Г. М. Андреевой, Д. И. Беркутовой, В. К. Ботковой, Е. Н. Васильевой, О. С. Васильевой, Н. Н. Захаровым, Э. Ф. Зеером, Р. С. Казеновым, Е. А. Климовым, В. Е. Клочко, Г. В. Косых, Е. В. Крутых, Л. М. Митиной, Н. С. Пряжниковым, Е.И. Роговым, В. А. Толочек и др. Особенности прогнозирования развития карьерной стратегии личности находились в поле научного поиска: А. А. Абдрахмановой, Е. Е. Агафоновой, М. Л. Белоножко, В. К. Ботковой, Е. И. Григорьевой, Е. М. Громовой, Т. А. Рассадиной, А. А. Тесенко, Т. Ю. Тодышевой.

Научная проблема заключается в наличии противоречий между недостатком основательно проработанных теоретических и эмпирических инструментов исследования карьерных стратегий молодежи, с одной стороны, и с возрастающим значением карьерной компетентности в сфере высшего образования как фактора, способного влиять на процесс профессионализации личности студента, – с другой.

Целью магистерской диссертации является исследование карьерных стратегий молодежи в условиях социальных трансформаций (на примере Волгоградского региона).

Достижение цели обусловило постановку и решение следующих задач:

- исследовать вопросы формирования индивидуальной карьерной стратегии в аспекте социальной мобильности личности;

- раскрыть механизм принятия личностью стратегического жизненного решения о профессиональном самоопределении;

- определить особенности прогнозирования развития карьерной стратегии личности;

- изучить систему ценностей молодежи в отношении профессиональной карьеры;

- охарактеризовать основные взгляды современной молодежи на профессиональную карьеру;

- выявить особенности проектирования профессиональной карьеры современной молодежью;

- обосновать методические основы диагностики личностной готовности студентов к принятию стратегических жизненных решений;

- исследовать особенности личностной готовности студентов к принятию стратегического жизненного решения о профессиональном самоопределении;

- предложить рекомендации по развитию карьерных стратегий студенческой молодежи в условиях социальных трансформаций.

Объектом исследования являются карьерные стратегии студенческой молодежи Волгоградской области.

Предмет исследования – социальные факторы формирования и реализации карьерной компетентности студенческой молодежи в современном российском обществе.

Методы исследования. В магистерской диссертации использован ряд общенаучных и специфических социологических методов: сравнение, анализ, синтез – в изучении научного дискурса по проблематике карьерных стратегий и конструировании теоретических аспектов исследования их формирования; историко-социологический метод – в исследовании развития готовности молодежи к построению карьерных стратегий; системный анализ и моделирование – для проведения эмпирического исследования карьерных стратегий молодежи Волгоградского региона (на примере студентов РАНХиГС). Для разработки рекомендаций по развитию карьерных стратегий студенческой молодежи в условиях социальных трансформаций применен метод имитационного моделирования.

Сбор эмпирических данных осуществлялся в 2019 г. к участию в исследовании были привлечены студенты I-III курсов Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС в количестве 50 человек.

Научная новизна полученных результатов работы состоит в социологической концептуализации и эмпирическом обосновании социальных факторов формирования и реализации карьерных стратегий молодежи в условиях социальных трансформаций и включает следующие положения:

- доказано, что жизненные стратегии – это способ организации жизни личности, индивидуальность которых проявляется в таких характеристиках, как активность, ответственность, творчество, цель, воля и др. Детерминанты индивидуальной жизненной стратегии взаимозависимы и в совокупности (по направленности и личностному ценностному коду) представляют собой единое целое. Основанием единства и выступает жизненная позиция личности, которая фиксируется на всех уровнях жизнедеятельности: личностном, субъектно-профессиональном, межличностном, управленческом, организационном. Индивидуальная жизненная (карьерная) стратегия вбирает в себя детерминанты активности личности на всех отмеченных уровнях и реализует их через направленность и содержание жизненной позиции, которая характеризует социальный и профессиональный облик личности, ее карьерные возможности.

- обосновано, что личностная готовность к сознательному выбору профессии – это сложное структурное образование взаимосвязанных и объединенных убеждениями морально-волевых качеств личности, способов поведения, знаний о профессии, практические умения и навыки, сформированные в соответствии с требованиями общества и возможностями учебно-воспитательного процесса, что предполагает сформированное ценностно-положительное отношение к определенному направлению профессиональной деятельности, наличие мотивации, необходимых профессиональных знаний, осознание цели профессионального роста и обоснованность принятого решения и путей его достижения.

- разработана психологическая модель принятия студентами стратегического жизненного решения о профессиональном самоопределении, в центре которой находится личность студента с ее возрастными, индивидуально-психологическими и деятельностными характеристиками. В состав разработанной модели принятия студентами стратегических жизненных решений вошли движущие силы (психический оборот и рефлексия как общие психологические механизмы и специфические механизмы мотивации, афектизации, целеполагания и аргументации), содержательные характеристики (направленность решений на профессиональное самоопределение), временные (этапы осознания значимости целей, оценки желательности альтернатив, принятие предварительного решения и окончательного стратегического жизненного решения) и результативные характеристики (ценностно-мотивационный, эмоционально-познавательный, целеобразующий и операциональный компоненты готовности).

- доказано, что в условиях социальных трансформаций определяющим фактором повышения возможностей индивида в сфере реализации карьерных стратегий является образование. Образовательные технологии должны формировать в личности компетенции, знания и навыки, которые помогут ей найти эффективные алгоритмы реализации собственной карьерной стратегии. Одним из главных социальных барьеров в реализации карьерных стратегий являются социальные стереотипы, которые существуют в обществе и направляют молодежь в неэффективные карьерные сценарии.

- дано авторское определение социокультурной среда ВУЗа как полифункционального центра, в рамках которого происходит ретрансляция образовательных, культурных, коммуникативных знаний, навыков и практик, составляющих достаточные условия для формирования карьерной компетентности молодого человека. К сущностным характеристикам социокультурной среды формирования карьерной компетентности студенческой молодежи отнесены: ресурсный потенциал, структурная организация, масштабность и перспектива. – предложена авторская модель карьерной компетентности, которая охватывает интегральные характеристики субъекта карьерных процессов, а также критерии и показатели, определяющие ее сформированность у студентов;

- предложена авторская модель карьерной компетентности, которая охватывает интегральные характеристики субъекта карьерных процессов, а также критерии и показатели, определяющие ее сформированность у студентов.

Практическое значение полученных результатов. Предложенные в магистерской диссертации обобщения и результаты эмпирических исследований могут быть использованы при разработке и реализации региональных программ, направленных на развитие карьерного потенциала и конкурентных преимуществ выпускников ВУЗов.

Структура и объем работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав (содержащих девять параграфов), заключения, списка использованных источников и приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования карьерной стратегии личности

1.1. Формирование индивидуальной карьерной стратегии в аспекте социальной мобильности личности

Векторы научных интересов в тематике карьеры даже в рамках одной дисциплины – социальной психологии концентрируются вокруг слишком многих направлений ее изучения. По мнению А.С. Мельничука, обилие предлагаемых авторами концепций, типологий и классификаций не позволяет составить полноценную интегративную теорию, которая бы одновременно и сочетала в себе наиболее важные и интересные положения всех концепций, и имела бы комплексное теоретическое и прикладное значение[1]. Очевидными трудностями формирования единой концепции можно признать объемность понятия "карьеры". Одним из первых является определение карьеры через продвижение в организационной иерархии, представленное последовательностью выполняемых работ, данное классиком карьерных исследований Д. Холлом, отражающее аспект должностного продвижения. Некоторые авторы предлагают дефиниции, целиком и полностью основанные на личностном факторе. Более широким определением карьеры может стать процесс и (или) результат накопления объективных показателей и субъективно удовлетворяющих личность достижений в профессиональном и (или) должностном развитии.

Западная психологическая мысль как научная основа исследования предоставляет большой материал для комплексного изучения жизненных стратегий личности. В центре их внимания оказались вопросы смысла и формирования установки, выбора жизненного пути, образа и стиля жизни, совершенствования культуры жизни личности, ее самореализации и жизнетворчества. Наиболее разработанным в отечественной науке является подход к изучению жизненных стратегий, связанный с развитием субъекта жизнедеятельности. Основным определяющим фактором здесь выступает активность и творчество личности как организатора и преобразователя своей жизни, а наличие и развитость жизненной стратегии является важнейшим показателем того, насколько человек стал субъектом собственной жизни. Изложение основного материала исследования. В рамках рассмотрения индивидуально-личностных факторов карьерных процессов мы остановились на вопросах внутренней мотивации карьерного развития, отдельных личностных чертах и комплексных личностных факторах, так или иначе связанных с карьерой. Как важны карьерные сменные ниже будут проанализированы умение строить межличностные отношения, а также существующие на данный момент научные конструкты, непосредственно отражают связь личности и профессиональной сферы деятельности, обобщают рассмотрение отдельных индивидуально-личностных факторов.

Приведем здесь краткий анализ связи тех или иных мотивационных характеристик с карьерными процессами, т.е. дадим ответ на вопрос, зачем человеку строить индивидуальную стратегию успешной карьеры.

МакКлеланд выделяет в качестве одного из важнейших мотивов мотив достижения, а в качестве условий, обеспечивающих его высокий уровень, – персональную ответственность за какое-то дело, наличие обратной связи о результатах выполняемой задачи и наличие сложной, но достижимой цели[2]. Для разных сотрудников мотивация достижения может операционализироваться в различных сферах, например в финансах. Близкой к мотивации достижения, согласно МакКлеланду, выступает мотивация власти в построении карьеры может быть важен мотив аффилиации (причастности). Положительная связь мотивации достижения с положительной карьерной динамикой была показана во многих исследованиях.

В других работах авторами предлагаются более специфические для данной области мотивационные конструкты. Так, Т. А. Воробьева, Е. В. Грудева, М. П. Колесов и другие последователи пирамидальной теории потребностей А. Маслоу, вводя конструкт мотивации должностного роста, предлагают модель пирамиды потребностей сотрудника организации:

- на низшем уровне этой пирамиды находятся потребности, направленные на достижение жизненного комфорта;

- на среднем – потребность в сохранении положения в управленческой иерархии;

- на высшем – наиболее полная реализация своих возможностей и самосовершенствования.

-2

Глава 2. Развитие готовности молодежи к построению карьерных стратегий

2.1 Анализ системы ценностей молодежи в отношении профессиональной карьеры

Социальный феномен карьеры следует рассматривать во взаимосвязи с таким понятием как "ценность". Изучение ценностей молодежи в отношении профессиональной карьеры позволяет выявить степень ее адаптации к новым условиям, определить ее инновационный потенциал, детерминирующие состояние и развитие российского общества в будущем.

Категория "ценность" часто используется наряду с такими понятиями как "эталон", "идеал", "благо", "норма" и др.

Таким образом, в науке существует множество определений категории "ценность". Большая роль в формировании теоретико-методологической базы исследований ценностей принадлежит философскому подходу. В нем можно выделить несколько концепций ценности.

Первую концепцию можно обозначить как"значимую". К ней относятся исследования ценностей, в которых акцент делается на такую сущностную характеристику ценности как значимость. В соответствии с этим, ценность определяется как значимость объекта для удовлетворения потребностей субъекта.

Вторая концепция ценности – "оценочная". К ней относятся такие исследования ценности, в которых акцент делается на оценку как специфическую форму существования ценности. Итак, ценность определяется как критерий и способы оценки значимости объекта, выраженные в нравственных принципах, нормах, идеалах, установках, целях. В этом направлении ценность исследуется в работе Е. Е. Агафоновой, Г. А. Чеджемова.

В социологической науке социальная ценность рассматривается как элемент социальной системы, что имеет особое значение в индивидуальном и общественном сознании. Выделенные индивидами и социальными группами ценности служат основой для оценки их поступков с точки зрения соотношения с общественной системой ценностей.

Значительный вклад в развитие социологического подхода к проблеме ценности внесли работы таких ученых как М. Вебера, Т. Парсонса, У. Томаса, в которых акцент делается на следующем:

- ценность является компонентом социальной системы, регулирующей поведение человека и социальной группы (групп) в обществе;

- ценность, значимая для человека, социальной группы, общества – удовлетворяет их потребности и интересы.

Таким образом, под социальной ценностью мы понимаем предмет материальной или духовной культуры, обладающий значимостью для личности, социальной группы, общества в целом и регулирующий их жизнедеятельность.

Определенные личностью ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения, формируются в ценностные ориентации. Совокупность сложившихся ценностных ориентаций создает своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности[3]. Т.е., ценностные ориентации, как и ценности, являются важнейшими детерминантами деятельности человека, в том числе, являются детерминантами его целеполагания.

Следовательно, можно говорить о существовании в сознании отдельной группы людейтаких ценностей, как предприимчивость, личное благополучие, рационализм, инициативность, карьера и карьерный успех. Кроме того, одной из важнейших ценностей становится время.

В достижении профессиональной карьеры определенная группа людей руководствуется такими стереотипами, как "время – деньги", "я должен работать – доказать – утвердиться", "в работе на себя мне помогает Бог". Итак, в достижении профессиональной карьеры такая группа придерживается стратегии конструктивиста – создании неординарного, нового, позволяющего выделиться человеку в его профессиональной среде – самоутвердиться.

С другой стороны, можно говорить также о существовании группы людей с такими ценностями как коллективизм, безынициативность, иррационализм. Таким образом, в достижении профессиональной карьеры данная группа придерживается стратегии конформизма – принятия навязываемых форм поведения, стремления быть таким как все. И конформизм проявлялся во всем: начиная от однотипных предметов быта и заканчивая "однотипной сознанием".

-3
-4

Полная версия работы у нас на сайте.

Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.

Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте /

Т. 7-988-027-88-34.

-5