Найти тему
Фронтир и Дикий Запад

Судьба “Навального” XVIII века и его проекта “Прекрасного государства будущего” среди индейцев

В голове Кристиана Готлиба Прибера мысли водились вольнодумные и для Саксонской монархии вредные, а по сему он был вынужден покинуть Отечество, бросить на произвол судьбы жену и двух детей и бежать через Англию в Новый Свет, где он надеялся воплотить жизнь свой проект прекрасного государства будущего.

Выбор Прибера, должно быть, обуславливался тем, что дорожка эта была протоптаная - множество немцев (т.н. палатинцев) из южной Германии эмигрировали на ПМЖ в английские колонии в Америке, устав от того, что каждые 20-30 лет по их земле, как катком, проходят армии враждующих государств. Не позже 1734 года он высадился в Чарлстоне, Южная Каролина, огляделся, понял, что в местом рабовладельческом обществе, его идеям не рады. Через 18 месяцев после прибытия, наш герой направился на запад к индейцам чероки, надеясь, что неиспорченные цивилизацией умы дикарей будут более восприимчивы к проекту создания государства всеобщего равенства и свободы.

В стране чероки Прибер обосновался в Грейт-Теллико, в одном из 8 городов чероки Оверхилла. Эта часть нации чероки жила на “западных водах”, т.е. за водоразделом хребта Аппалачи, и от туда было одинаково далеко, как от влияния анличан из Каролины, так от французов из Луизианы. Саксонец раздал все свое имущество среди чероки, полностью принял их образ жизни и культуры, быстро выучил их язык, чем завоевал сердца индейцев, и вскоре получил звание “любимого человека” в социальной иерархии племени.

Натурализовавшись подобным образом, Прибер начал склонять чероки к созданию собственной независимой республики, способной благодаря своему географическому положению и силе воинов на равных противостоять как англичанам, так и французам. Идеи немецкого философа легли в благодатную почву, поскольку чероки приобрели достаточно печального опыта общения и с теми и с другими через нечистых на руку торговцев. Джеймс Адэр в своей “Истории американских индейцев”, 1775 г. пишет:

Заразив, таким образом, чероки своей сладкой ложью, он легко сформировал из них номинальное республиканское правительство — короновал их старого Архимага, в императоры, по новому, приятному на дикарский взгляд обряду, и придумал множество высокопарных титулов для всех членов красного двора его императорского величества и высших должностных лиц государства, которые император даровал им в соответствии с их заслугами. Сам он получил почетный титул главного государственного секретаря его императорского величества, и как таковой подписывался во всех письмах, которые он писал нашему правительству, и жил в открытом неповиновении ему.

Новый “мессия” учил индейцев, что граждане этой “красной империи” должны были жить по законам всеобщего равенства и общим владением всем имуществом, включая жен и детей. Это в общем устраивало чероки с их родо-племенным строем, где было принято делиться с соплеменниками всем, что имеешь, к детям, как к родным, относились все члены материнского клана, а нравы в отношении брачных уз были достаточно свободными.

Изображение носит иллюстративный характер
Изображение носит иллюстративный характер

Прибер через английских торговцев, имевших свои фактории в Грейт-Теллико, вел обширную переписку с теми, кто этого желал, так что о его проекте и замыслах очень скоро стало известно губернатору Южной Каролины. Англичане разумно предположили, что такие козни на их границах может строить только французский агент. Прибер косвенно подтвердил это в диспуте с полковником Фоксом, который явился его арестовывать в 1739 году.

Главный Воин чероки сказал ему [полковнику Фоксу], что краснокожие хорошо осведомлены о честном сердце секретаря, и оно не позволит ему лгать. Сам секретарь настаивал, что он иностранный подданный и не обязан соблюдать лояльность к Великобритании. Он лишь мирно проехался по некоторым частям страны англичан, честно платя за все, что приобретал.
По просьбе любезных французов, а также из собственных нежных чувств к бедности и несчастному положению чероки, он проделал большой путь и жил среди них как брат, только чтобы сохранить их свободы, открыв водное сообщение между ними и Новым Орлеаном. Что само [большое] расстояние между этими двумя пунктами доказывает, что его мотивом была любовь к добру, особенно потому, что он должен был отправиться туда и привести достаточное количество французских мастеров, чтобы научить индейцев искусству изготовления пороха, материалами для которого, как он утверждал, изобиловали их земли.
В заключение своей искусной речи он заявил, что тиранический замысел английского комиссара по отношению к его личности, по-видимому, явно направлен против индейцев, поскольку, его не обвиняли в том, что он причинил англичанам какое-либо зло до приезда к чероки, а значит его преступление должно быть заключается в самой любви к чероки, и поскольку в глазах англичан это считается столь чудовищным проступком, то они послали сюда одного из своих разгневанных любимых людей, чтобы увести его в рабство. Это лишь подтверждает все те честные слова, которые он часто говорил нынешним великим вождям, заслуженным любимым людям и воинам каждого ранга чероки. Джеймс Адэр “История американских индейцев”,

Чероки выпроводили Фокса восвояси, сообщив, что не выдадут одного из своих “честных друзей” в рабство, что они желают сохранить дружеский союз с англичанами, но, как "свободные и равные", и вообще не следует больше присылать сюда “злых бумаг” иначе до добра это не доведет.

Совсем другие речи вел Прибер, когда вербовал своих сторонников из числа французских пленных, которых чероки привозили из своих военных набегов в Иллинойс. Один из таких пленников, Антуан Бонефуа, записал в своих воспоминаниях, как в феврале 1742 года Прибер, представившийся как Пьер Альбер, обещал выкупить пленных французов, если они согласятся вступить в его общество по учреждению во Франции республики, проект, которому он посвятил 20 лет своей жизни.

Немец сообщил, что большинство чероки “обучены форме его республики и решило к ней присоединиться”, что на будущий год он ждет 100 своих ярых сторонников, завербованных из английских торговцев, с семьям, домочадцами и всем необходимым, чтобы вместе с чероки основать республику под названием “Райское царство” за порогами реки Теннеси, где земли были лучше для ведения сельского хозяйства и откуда можно было бы равно удаленно и удобно вести торговлю с французами и англичанами. Излишне говорить, что в республике были бы все равны, все блага общими, а в личном владении оставался бы только ящик с бумагой и писчими принадлежностями, этакий аналог ноутбука 18-го века.

В общем Прибер дело-то замыслил хорошее, и я бы не стал награждать его ярлыком афериста “Навального”, если бы этот человек был искренним идеалистом, задумавшим построить утопическое государство. Однако, этот горе-философ строил свою вербовочную кампанию на откровенном вранье, планировал отделить от общего тела нации чероки своих сторонников и основать по сути новое племя в том самом месте, где через 30-35 лет обоснуются раскольники-чикамоги.

Такое переселение в перспективе грозило расколом и гражданской войной среди чероки, а также войной с соседними племенами региона, которые никогда не питали особых добрых чувств к чероки, и европейским колониальным администрациям было легко перекрыть поставки товаров, и устроить так, чтобы “Райское царство” было изнуренно набегами враждебных индейцев. Таким образом, несколько тысяч чероки были бы уничтожены из-за амбиций одного человека.

К счастью, а может и к сожалению, проект так и не был реализован. В 1743 году Прибер отправился в вояж в французский порт Мобил на побережье Мексиканского залива, его сопровождали несколько воинов чероки и личный негр-слуга. Путь Прибера лежал через Верхние города криков (маскоги), расположенные рядом с французским фортом Тулуза. Он полагал, что такое соседство убережет его от англичан, но торговцы этой нации были вездесущи, а влияние на своих индейских клиентов велико.

Прибер остановился на одну ночь в городе Таллапуса, и за это время англичане убедили маскоги в опасности этого человека, так что утром он был захвачен в плен. Его негр попытался спастись и прыгнул в реку, но был застрелен. В августе 1743 года индейцы сдали пленника на руки англичанам в форте Фредерика, Джорджия. Южнокаролинское печатное издание с радостью сообщало:

Индейцы Крик наконец-то доставили плененного мистера Прибера. Это маленький, некрасивый человек, но свободно говорящий на всех языках... Он очень резко высказывается против всех религий, но в основном против протестантской. Он был сторонником создания города у подножия гор среди чероки, который должен был стать городом-убежищем для всех преступников, должников и рабов…
При нем была найдена рукопись, написанная его собственным почерком и готовая к печати, которой он владеет и которой очень дорожит и считает, что она уже напечатана, но не скажет где, в которой... он излагает правила правления, по которым должен управляться его город, которому он дает название "Рай". Он перечисляет множество причудливых привилегий и естественных прав... в частности, отрицает браки, разрешает свободные отношения с женщинами и все виды распущенности. Книга составлена очень методично и полна ученых цитат. Она крайне порочна, однако в ней есть несколько глав, полных забавных выдумок, и жаль, что столько остроумия потрачено для столь дурной цели. SC Gazette от 15 августа 1743 г.

Прибер умер в заточении в 1744 году, его рукопись не сохранилась. Чероки, узнав о пленении своего любимого человека, поспешили откреститься от его идей и сделали вид, что с самого начала ему не верили. Однако, работа Прибера не пропала втуне, западные чероки Оверхилла до самого конца войн с англичанами и американцами оставались самым буйным и непримиримым элементом всей нации чероки.

Присоединяйтесь к чтению увлекательных историй эпохи Фронтира и Дикого Запада (и не только) на ЯДе, в Телеграме и ВКонтакте.