Найти тему
Camerton.web

Про чистую Суджу и горний Горналь

От редакции

Примета наших дней. Многие наверно впервые услыхали о тихом городке лишь пять дней назад. Популярна фраза: «Война обнажает всё лучшее и худшее в человеке». Так и познание своей страны идет, бежит по дорогам трагедий и подвигов. С весны «наш человек в Шебекено» Ирина Пичугина рассказывает и показывает нам страдания и геройство города, о котором тоже мало кто из соотечественников слыхал.

Станислав Минаков проведет нас по православным святыням Суджи, который в числе прочих защищает спецназ полка «Ахмат» и интернациональная бригада «Пятнашка». Будем надеяться, что по окончании СВО — Справедливой Военной операции — на карте страны появится еще один пункт притяжения познавательного внутреннего туризма и паломничества.

Игорь Шумейко

***

Городок Суджа, южный райцентр Курской обл., стоит на реке Судже, впадающей в реку Псёл, которая течет по границе с Сумской обл. бывшей УССР. Сейчас там жуткая заруба, уверяют, что наши удерживают центр города. Суджа на санскрите означает «чистая». На суджанской земле я был один раз в жизни. 6 июня 2015 г. с Крестным ходом с чудотворной иконой Богородицы «Пряжевская» прошел в Курской области от границы, из Горнальского Свято-Никольского Белогорского мужского монастыря, 6 августа с.г. расстрелянного и подожженного упырями.

Пряжевская чудотворная
Пряжевская чудотворная

Тогда, девять лет назад, в Троицком храме в Судже прошел в тот день молебен на окончание шествия. Молились, как и во время Крестного хода, о мире на Украине. Слушали слово митрополита Курского и Рыльского Германа, на нас глядели дивные новые стенные росписи. По окончании молебна местный и приезжий народ тек к чудотворной иконе, очень красиво пели казаки, медленно двигавшиеся с очередью. Я заказал заупокойный сорокоуст по отчиму моей мамы, отцу моих тётушек и дяди, Даниилу Никандровичу Козлову, уроженцу Суджи, фронтовику; в один послевоенный год привелось тут пожить и моей маме, школьнице начальных классов. 


Я просто обязан напомнить о поруганном святом месте Горналя и чудотворной иконе, которую, слава Богу, удалось вывезти до того, как украинские сатанисты-террористы туда ворвались. Делюсь фрагментами записок, вошедших в мою книгу духовных паломничеств «Веселыми ногами» (2023).

Суджа
Суджа

…Мы стоим на Фаворе, у большого деревянного поклонного Креста. Крест, с прибитым к нему «терновым венцом», серый от дождей и ветров, расположен на небольшой травяной полянке, в сущности, полностью занимающей плоскую вершину здешнего Фавора, который уместно назвать «Горнальским». Окружают Крест двенадцать сосен и одна, как говорят о ней богомолицы, «грушенька». Притекающие в Горнальский Свято-Никольский Белогорский мужской монастырь, старая стена коего расположена в нескольких десятках метров отсюда, конечно, обязательно приходят на Фавор, по узкой тропке — над рекой, меж дерев и ульев монастырской пасеки. Женщины полагают, что сосны символизируют Христовых апостолов, стоящих вразброс вокруг Креста; одна сосна из двенадцати растет поодаль, совсем на обрыве, тоже символично; а «грушенька» — как образ Богородицы. Приходящие, поклонившись Кресту и приложившись, трепетно прислоняются лбами к соснам, обходя их одну за одной и внутренне с ними беседуя. Монах Меркурий тихо говорит нам, что эта «сосновая образность» и «ритуал» придуманы народом, а монастырь ничего такого в виду не имел. Отец Меркурий рассказывает, что совсем недавно появились сведения, что здесь, на Фаворе, в известные годы безбожия были расстреляны несколько насельников монастыря. Изыскания ведет и лично игумен Питирим (Плаксин), историк по образованию.


С Горнальского Фавора, являющего собой высокий берег реки Псёл (монастырь стоит на мысу правого берега), нам видны заливные луга — уже на той, «нэзалэжно-украинской» стороне, в 300 метрах, за незримой границей, нарисованной в помраченных мозгах необандеровцев, мазепинцев и прочей выруси-неруси. За ними, вдалеке, — лес и село Мирополье Краснопольского Сумской области (в самые правильные времена это всё была единая Курская губерния, русская Слобожанщина), где находится Свято-Николаевское Миропольское монастырское архиерейское подворье Сумской епархии, Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Следует помнить, что Мирополье в екатерининские времена было заштатным городом Мирополем Харьковской губернии, тогда же получило городской герб. Мирополь был даже уездным, а затем введен в Сумской уезд. Государь Павел I перевел в Суджанский уезд Курской губернии и, наконец, 16.10. 1925 Мирополь отдан в УССР и стал селом Миропольем.

С Фавора хорошо видна и часть проселочной дороги, ведущей вдоль мелеющего с каждым годом Псла, исчезающей меж деревьями. Именно по ней ежегодно направлялся в субботу по Троице Крестный ход с чудотворной иконой Богородицы «Пряжевская». Традиция была возобновлена 17 октября 1996 г., с 2002-го по 2013-й 16-километровый Крестный ход проходил из Горнальского монастыря (возрожден в 2001-м) в Мирополье и всегда был посвящяем братскому единению Великой, Малой и Белой Руси, и это был единственный в России ежегодный крестный ход, выходивший за государственную границу.


В частности, 29 июня 2013 г. он был посвящен 1025-летию Крещения Руси. Тогда сумская епархиальная пресса сообщала, что от р. Псёл, то есть от российско-украинской границы, архиепископ Сумской и Ахтырский Евлогий возглавил многотысячное шествие паломников из разных уголков России и Украины с чудотворным образом, которое направилось через российско-украинскую границу в Свято-Николаевское Миропольское монастырское архиерейское подворье Сумской епархии. Участвовало также духовенство УПЦ и губернатор Сумской области Ю. Чмырь. По окончании торжественного молебна и братской трапезы, которые прошли в Николаевском храме архиерейского подворья Сумской епархии села Мирополье, крестный ход направился в обратный путь». Но в военном, кровавом 2014-м сюжет был уже иным; и сумская епархиальная пресса писала вот что:

«14 июня утром в Никольском храме архиерейского монастырского подворья с. Мирополье архиепископ Сумский и Ахтырский Евлогий возглавил Божественную литургию в сослужении отцов благочинных и духовенства епархии, прибывшего для участия в шествии. В это же время митрополит Курский и Рыльский Герман возглавил богослужение в Горнальском Николаевском Белогорском монастыре, где постоянно пребывает Пряжевская икона Божией Матери. После окончания богослужений молитвенное шествие из обеих обителей направилось к государственной границе, где у пешеходного перехода состоялась встреча иконы. Архиереи двух соседних епархий возглавили молебен, за которым духовенство и верующие совершили особую молитву о мире в Украине. С обеих сторон звучали пасхальные приветствия, люди выражали взаимную поддержку и призывали к миролюбию».
Вид из Горнальского монастыря на р. Псёл, на Украину
Вид из Горнальского монастыря на р. Псёл, на Украину

Да, радостная встреча русских православных, шествовавших с двух сторон, происходила и в прежние годы. Однако в тот раз украинские пограничники не пустили граждан России на украинскую сторону. Русским людям с украинскими паспортами разрешено было приложиться к принесенной чудотворной иконе только на мостике через реку, под охраной пограничников. Куряне, все граждане России находились немного в отдалении, на своей территории. Позволено было только митрополиту Герману поприветствовать владыку Евлогия возле моста. Очевидцы рассказывают, что православные, пришедшие со стороны, оккупированной нацистской хунтой, кричали в тот момент: «Русские братья, спасите нас!» И люди рыдали с обеих сторон. 


C того года украинцы никого не пускали, мостик через Псёл с украинской стороны был разобран. Увы, митрополит Евлогий — из тех архиереев УПЦ МП, кто летом 2014-го благословлял на отправку на Донбасс с карательной операцией «воинов АТО», окроплял святой водой и сумские блок-поcты ВСУ, быстро возведенные на защиту от «агрессора». Однако нацисты-правосеки, нацеленные на изничтожение всего русского, все равно атаковали, с целью захвата, некоторые храмы Сумской епархии. Уже тогда было понятно, что они сами по себе не остановятся. 


В 2015-м году владыка Курский и Рыльский Герман благословил совершить Крестный ход с Пряжевской чудотворной от Горнальского монастыря до Суджи, причем пройти пешую его часть — до села Гуево, пять километров. В анонсе мероприятия для паломников-крестоходцев так впервые и указывалось: без посещения Украины. 


А установлен этот Крестный ход был давненько — с 1867 г. в благодарение за спасение Государя Александра II Николаевича при покушении в Париже, произошедшем 25 мая того года. А позже — и в память спасения семейства Государя Александра III Александровича во время крушения Императорского поезда под станцией Борки в Харьковской губернии 17 октября 1888 г., из Горналя стал отправляться второй Крестный ход — в Суджу, где местопребыванием иконы служила монастырская Александро-Невская часовня. От Успения Пресвятой Богородицы до Рождества Пречистой икона посещала все слободы и села уезда. В Горнальской Белогорской пустыни чудотворный образ находился в иконостасе в устроенном в его честь правом приделе Преображенского собора, а на зиму переносился в теплую Покровскую церковь.

На Горнальском Фаворе
На Горнальском Фаворе

Краеведы называют окрестности села Горналь (с нынешним населением в две сотни человек) и «терра инкогнито под Курском», и «Горнальское чудо», — имея в виду, как сказано в справочниках, и археологический комплекс славянского и древнерусского времени конца VIII—Х вв., расположенный у села Горналь. Утверждают, что организация ЮНЕСКО внесла Горналь в перечень самых красивых мест в мире. Можно убедиться, всё точно:

«Меловые срезы гор, панорамно открывающиеся взору паломников, луговая равнина протяженностью более 10 км, с углом обзора около 120 градусов с высоты обрывистых горнальских “гор”, опоясанных извилистым руслом реки Псел».

В 2013 г. урочище Горналь указом Губернатора Курской области отнесено к особо охраняемой природной территории. В документе говорится:

«Помимо высокого биоразнообразия урочище обладает большой культурной и эстетической ценностью. В непосредственной близости от него расположены несколько археологических памятников, в т.ч. Горнальское городище».

Рядом находится полуразрушенный дворец П. Д. Долгорукова «малое Марьино». Известно также, что Горнальский монастырь посещал в 1878 г. Ф. М. Достоевский, проживавший тогда в имении своей сестры, которое располагалось неподалеку. Горнальская обитель, как Оптина пустынь и другие монастыри, тоже обоснованно претендует на то, чтоб считать себя причастной к некоторым страницам романа «Братья Карамазовы». Церковные историки сообщают, что обитель была учреждена здесь около 350 лет назад, в 1672 г. Первые монахи — Феодосий, Лаврентий и старец Нектарий переселились сюда из разоренного татарами Острогожского Дивногорского монастыря Воронежской губернии. Монахи принесли с собой икону Николая чудотворца, во имя которого в 1688 г. и была построена небольшая деревянная церковь. Был построен большой храм Преображения Господня. Главной святыней стала икона Богоматери Пряжевская, писанная на полотне и поновленная уже после закрытия монастыря в 1792 г. с сохранением в неприкосновенности ликов Богоматери и Младенца тонкой и чистой живописи. Некоторые полагают, что образ этот — еще из иконостаса Острогожского монастыря.

Троицкий храм в г. Суджа
Троицкий храм в г. Суджа

…Мы возвращаемся с Фавора на площадь монастыря к Божественной литургии, которую возглавляет митрополит Герман, в сослужении духовенства епархии. Минуем часть старой краснокирпичной монастырской стены, еще не восстановленной. На сохранившемся угловом ее фрагменте уже который год гнездятся аисты, и теперь красавица-аистиха стоит на тонкой сильной ноге, общается со своими малышами, а паломнический народ ахает и умиляется. На большой площади возрождаемой обители стоит несколько разновозрастных групп, даже и с младенцами, — на исповедь к батюшкам, таинство свершается под ясным синим небом, фактически у врат главного храма, в виду живописной долины реки.


Успеваем зайти в Никольский храм, благоухающий троицкими березовыми ветками и сеном, устилающим деревянный пол, подать поминальные записки и поставить свечи, вместе с изобильной детворой, словно облепившей праздничную икону Троицы. На обед — дабы укрепить силы перед крестным ходом — в монастырской трапезной всех желающих угощают окрошкой, гречневой кашей с салатом из огурцов, компотом.


Перед выходом на Крестный ход пред чудотворной Пряжевской читается коленопреклоненная молитва о мире на Украине. Это воистину космическое зрелище: на обрыве высокого берега древнего Псла, на большом монастырском дворе тысячи православных в молитвенные мгновения замирают на траве вместе с владыкой и священством.

***

Предание гласит, что Пряжевская икона Одигитрия (Путеводительница) явилась в конце XVII или начале XVIII ст. Сведений о месте явления чудотворного образа не сохранилось, известно, что оригинал находился в центральной Малороссии, в церкви села Пряжева, в шести километрах к югу от Житомира. О древности образа говорят записи в церковных книгах Пряжева. Уже тогда существовал обычай носить чудотворный образ в Житомирский кафедральный собор. В XVIII в. храм оказался в руках униатов и был возвращен православным 18 октября 1794 г. Рассказывают, что накануне возвращения храма православным некий ксендз прибыл в Пряжев и хотел забрать почитаемую икону. Но когда он отъехал от села на несколько верст, лошади стали, и их не удалось принудить идти дальше. Ксендз, усмотрев на лике Пречистой капли слезной влаги, святыню возвратил.


В последующие годы Пряжевская церковь, где находилась икона, была бедна. Узнав об этом, Императрица Мария, супруга российского Императора Александра II и мать Императора Александра III, в 1864 г. прислала для образа серебряную ризу с драгоценными камнями — взамен прежней, медной. Для восстановления древнего обычая износить икону в Житомирский собор последовал указ Святейшего Синода от 27 июля 1893 г., которым было разрешено ежегодно совершать крестный ход с чудотворной иконой в Житомир, где образ пребывал в кафедральном соборе с июня по август, а затем возвращался в Пряжев. 


Особое почитание снискал список Пряжевского образа, обретенный в Горнальском Свято-Николаевском Белогорском мужском монастыре. На обороте святыни имеется надпись: «Сия икона Пресвятой Богородицы Пряжевская обновыся в 1792 году». Известен факт исцеления в средине XIX в. перед этим чудотворным образом суджанского купца Косьмы Купреева, который и решил благодарно восстановить Горнальскую Белогорскую обитель на свои средства. Косьма Иванович с сыновьями Феодором и Владимиром стали первыми насельниками возрожденного монастыря. Образ в наши дни стал почитаться как вторая по значению святыня Курской епархии после Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение». Перед Рождеством Христовым 2005 г. икона просветлилась.

По дороге на Гуево. Коленопреклоненный молебен перед Иконой Богородицы Пряжевской
По дороге на Гуево. Коленопреклоненный молебен перед Иконой Богородицы Пряжевской

…Массовый Крестный ход всегда впечатляет глядящих и снаружи, и изнутри. Мы идем по русской земле, впереди казаки, как водится, возвышают хоругви, множественное священство, меняясь, несет на плечах большой киот с иконой «Пряжевской». Владыка Герман идет с крестоходами весь путь, читает на ходу Евангелие и возносит со всеми молитвы. В какой-то момент снова открывается величественный вид на Горнальский Белогорский монастырь, долину реки Псёл и Украину за ним, далекое Мирополье. Здесь идут суджанцы, куряне, белгородцы, да и немногие прибывшие с Украины. С нами — Светлана Валерьевна Голубкова, заместитель главы администрации города райцентра Суджа, внучатая племянница служившего вместе со священномучеником Никодимом Белгородским (Кононовым) иеромонаха Пантелеимона (Варварова), который застал в 1919 г. в Белгороде мученическую кончину святого и закрытие Свято-Троицкого монастыря, был духовником священномученика Александра Харьковского (Петровского). Идут и ее дочь Ксения с супругом Михаилом.
Идет здесь и дальняя родственница прославленного Героя Советского Союза Константина Ольшанского (1915—1944) Лилия Владимировна Мезенцева. Судьба воина Константина связует Слобожанские земли Харькова, Курска, Белгорода, а также Николаева, где и совершил геройский подвиг знаменитый десант Ольшанского в 1944-м.


Из Старого Оскола, с Белгородчины прибыл на Крестный ход с семьей мастер спорта международного класса по боксу, чемпион Европы, бронзовый призер Игр доброй воли, неоднократный чемпион России Михаил Гала, побеждавший таких известных бойцов, как Жон Дови (Франция) и Александр Поветкин, «ставивший удар» Федору Емельяненко. В ожидании Крестного хода нам удалось побеседовать с Михаилом; запомнилось его выказывание, что тщеславящемуся спортсмену, в частности, боксеру, почти невозможно — как тому верблюду сквозь игольное ушко — «пройти в Царствие Небесное».
Идти жарко, 26 градусов в тени. Но зелёное Гуево встречает не только колокольным звоном, но и холодной, с лимончиком питьевой водой, которую радушно разливают у храма Рождества Богородицы всем желающим в пластиковые стаканчики. После молебствия в храме все оправляются в Суджу, уже на автобусах.

Исповедь у Никольского храма обители. Расстрелян 6.08.24 г.​
Исповедь у Никольского храма обители. Расстрелян 6.08.24 г.​

Конечная точка Горнальского крестного хода — Свято-Троицкая церковь в Судже, которая в 2014 г. отметила двухсотлетие, и в этой связи была основательно отреставрирована. Храм этот, даром что стоит на улице с диковинным большевицким названием «К. Либкнехта», неразрывно связан с Пряжевской чудотворной. Икона прошла здесь через пожар, но настоятель храма отец Иоанн Переверзев спас святыню. Чудотворная пребывала в Судже до 1946 г., затем данные о ней были потеряны. Второе обретение образа произошло в 1996 г. Пресвятая Владычица наша, Богородица, спаси нас!

Горнальская Белогорская пустынь сто лет назад
Горнальская Белогорская пустынь сто лет назад

Фото c Крестного хода — автора.

Станислав МИНАКОВ

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц