Мышление и понимание
Понимание тесно связано с мышлением, но не тождественно ему. Более того, умение понимать часто противопоставляется умению мыслить.
Мышление можно представить как процесс генерации смыслов, идей, мыслей, а понимание – как процесс их приёмки, принятия, переваривания, интерпретации. Это два взаимосвязанных процесса и две дополняющие друг друга высшие психологические функции.
Мышление бывает стремительно, как вспышка молнии. Понимание порой растягивается на десятилетия. Раз в пять лет перечитываешь «Пиковую даму» Пушкина и с каждым разом понимаешь смысл на порядок глубже. Это – именно понимание, не мышление, но без мышления понимание вообще невозможно.
В учебном процессе понимание и мышление тоже тесно связаны. Мы в 1995 году разработали отдельную программу тренировки понимания, есть её краткое описание. Наши подходы к обучению понимать мы уже показали раньше, в предыдущих публикациях.
А теперь опишем кратко наши подходы к овладению практикой мышления.
Этапы формирования зрелого мышления
Первым шагом на пути к получению осмысленного образования для нас уже давно является пробуждение эмоционального интеллекта – через удивление, через осознание странности и парадоксальности этого мира. В Школе диалога культур этот этап так и называется – «точки удивления» и продолжается он целых два года, 1 и 2 класс.
Эта линия не так очевидна, как кажется на первый взгляд. Большинство учителей убеждены, что неоднозначные задачи, сложные проблемы, парадоксы – не для детского ума. Дети не могут понять парадоксы и странности, это понижает самооценку ученика и тормозит его развитие, так считают многие взрослые люди. Потом эти же люди искренне удивляются - как вырастает подросток, которому кроме гаджета ничего в жизни не интересно.
Наша практика показывает, что младшие школьники с радостью принимают этот вызов, им невероятно интересны как раз загадки и странности этого мира. Им нужны нестандартные задачи, им очень нужны парадоксальные стихи (конечно же, наряду с классическими, спокойными и не взрывоопасными). К стандартным задачам их мозг пока не готов, они кажутся им скучными, они не вызывают любопытства.
На этом фундаменте включается наша вторая программа – пробуждение, поддержка детских вопросов. Мы, как правило, не позволяем себе превращать урок с 1-классниками в 40-минутный ответ на вопрос, который никто не задавал. Идеальный урок возникает из вопроса ученика. Некоторые наши программы строятся целиком на детских вопросах. Так, к примеру, выстроена образовательная игра «Вопросы и ответы» в Курсе эффективного школьника. В этой же логике работает наш курс «Обучение пониманию» - через вопросы, заданные детьми после прочтения литературных или философских текстов.
Третий этап - активизация воображения. Яркие эмоции нам важны не только сами по себе, но и как мотивация к познанию. Воображение можно назвать третьей фазой возникновения мышления. На активизацию воображения работает и особый курс, который так и называется – Тренажер воображения.
Четвёртый этап – появление первичных форм организованного мышления. Вначале организация мысли строится на стандартных вопроса, например, на вопросах уточняющего характера:
- Правильно ли я понял, что…
- Верноо ли я понимаю, что ваш вопрос направлен на понимание метода решения этой задачи?
- Спасибо за вопрос. Нет, не верно, уточню. Метод я уже понимаю, но мне видится, что при такой формулировке у задачи появляется ещё одно решение...
Как только эта форма вопроса начала регулярно возникать на уроках, мы фиксируем выход на новый этап оформленного мышления и начинаем учиться различать формы вопросов – уточняющие, исследовательские, открытые и т.д. С этого момента уроки превращаются в ответы на "детские" вопросы.
Затем мы замечаем (иногда - впервые в жизни) не только свои важные вопросы, но и чужие. И , оказывается, тоже важные! Нам становятся интересны вопросы одноклассников, вопросы учителя. Ведь за каждым вопросом – бездна интересного. Правильно заданный вопрос открывает новые загадки. А впереди – вопросы Ломоносова, Менделеева, Пушкина, Достоевского, Чехова. На какой вопрос отвечал Пушкин в «Пиковой даме»? И что он ответил? А как отвечаем мы на этот вопрос?
Следующий этап формирования мышления – овладение началами формальной логики. Раньше, до созревания вопрошающей стадии, это было бы делать преждевременно, а теперь уже можно. Этап вытянут в 4-5 лет, осваиваем логику как методом коротких погружений, так и в сквозном курсе В.Сторожева «Логика и геометрические построения».
Примерно к 11-12 годам ученик, как правило, готов к освоению нового этапа. За предыдущие годы обучения он не только натренировал свой мозг и настроил его на постоянное творчество, но и накопил достаточно материала для понимания как устроено научное мышление, как работает научная картина мира. Теперь эту картину мира необходимо описать формально – как схему мышления. Задача – отличить научное мышления от любого другого – мифологического, религиозного, художественного, математического, философского, инженерного, изобретательского…
Не забудем, что всё это время наш ученик осваивал ещё один вид мышления, очень странного и малоизученного – он осваивал мышление своего тела, его язык, его характер. Он выстраивал своё тело целостно, как мыслящую субстанцию. Для этого мы использовали курс А.Катунина «Точка опоры» и курс В.Сторожева «Организация организма». На этих курсах, помимо всего прочего, появляется прямая возможность разворачивания третьего модуса мышления – как движения сознания. Даже странно, что эта задача до сих пор не возникала перед школьным образованием.
Наш организм выстроен по высшим законам мироздания, по божественным лекалам, так можем ли мы игнорировать в образовательном пространстве этот великий ресурс, не познавать его?
Следующий этап взросления мышления – курс А.Сторожева «Боевая философия», созданный для воспитания активного и осмысленного строителя будущего. Курс складывается на двух началах – на освоении лучших образцов мировой классики философской мысли и на основании собственных опытов философского осмысления действительности. Эта философия – не созерцательная. Наши молодые философы будут готовы к разумному изменению своего жизненного пространства.
Такая прокачка мышления приводит к тому, что ученики просто не позволят учителям кормить их второсортными задачами. Они потребуют высококачественной интеллектуальной пищи. Учителя должны быть к этому готовы.
Ещё одна из ключевых техник овладения мышлением – обучение рефлексии. Рефлексия, по Фихте – поворот Духа к Я, исследовательская позиция по отношению к собственному сознанию, мышлению, способу понимания. Рефлексия в концепции целостного опережающего образования ставится также с первых шагов, вместе с пониманием. Если при овладении пониманием важно описание методов понимания, то в постановке рефлексии важна позиция человека, осуществляющего поворот на самопознание. Я учусь играть гаммы или решать квадратные уравнения, а сам при этом разбираюсь как я это делаю. Всегда двойная работа – контролировать почерк и себя, контролирующего почерк. Для нас рефлексия, прежде всего, это анализ оснований собственного мышления и деятельности. Почему я выбираю такой способ решения задачи? Он самый эффективный или просто привычный? Почему выбираю привычный?
Рефлексия позволяет постепенно овладеть методами мышления и понимания на осознанном уровне.
Сегодня многие учителя стремятся к формированию хотя бы каких-то зачатков рефлексивного сознания и используют примерно такие подсказки:
Конечно, это совсем не рефлексия, но хотя бы настройка внимания на продуктах и результатах своей деятельности. Можно этот приём трактовать как попытку приближения к рефлексии.
Иногда учителя используют ещё более "детские" формы настройки внимания, сводящуюся к простейшей эмоциональной самооценке:
В лагерях многие вожатые с психологическим образованием любят это слово - рефлексия. Обычно это мероприятие проводится вечером, в идеале - около костерка или свечки. Пошли на рефлексию!
- Ну, дети, кому мы сегодня скажем спасибо?
- Елене Ивановне, она вкусную кашу сварила.
Вот это - вообще к рефлексии не имеет никакого отношения. Рефлексия - это анализ оснований и характера собственной деятельности. А не оценка продукта деятельности Елены Ивановны, при всём уважении к её самоотверженному труду у плиты.
Рефлексия - это внутреннее зеркало.
Есть ещё несколько направлений в освоении практики мышления, требующих особого описания:
· Умение работать со знаками и знаковыми системами (знак – как соглашение о приписывании чему-либо определённого смысла);
· Умение работать с образами (создание притягательных образов – важнейшее искусство, имеющего самые разные применения);
· Умение работать со знаниями;
· Умение работать с задачами (не только с математическими, но и с «жизненными»);
· Умение работать с проблемами.
Важное замечание. Программа обучения мышлению – не главная в целостном опережающем образовании, она лишь одна из. Здесь вообще нет главного и второстепенного. Мировоззрение, ценности, цели, предметные знания, умение дружить, желание помогать друг другу, умение мыслить, безупречное здоровье, эстетические вкусы, гармоничное развитие – как мы можем сказать, что из этого важно, а что нет. У нас нет стремления выращивать неадекватных умников, «головастиков», умеющих решать задачи из сборника Сканави. В этой статье отражается лишь одна из центральных образовательных стратегий.
Недопустимо в первые годы обучения в школе блокировать мышление, а затем в среднем звене совершать героические подвиги по расшколиванию и активации того ресурса, который каждому человеку подарен самой Природой. Если уж мы говорим о природосообразности образования, то программа обучения мышлению для нас становится наиважнейшей с первых шагов.
Место мышления при освоении учебных предметов
Самый распространённый способ блокировки мышления у школьников связан с общепринятой тактикой освоения учебных предметов. Молодому неопытному мышлению очень сложно пробиться через частокол из миллиона параграфов, не понимая ни цели, ни сути поисков. Не принято знакомить учеников с общими вопросами предмета уже на первых шагах.
Предполагается, что вначале ученик должен освоить материал, понять миллион частностей, а уже потом, через много лет, он сможет все эти частности обобщить и лет в 18 или в 40 сказать себе: «Ах, так вот что это было на самом деле! Вот для чего я осваивал все эти частности!»
Но чаще всего этого обобщения так и не наступает, некогда. А старшеклассникам вообще не до обобщений, они к экзаменам готовятся – то есть усиленно повторяют изученные частности.
Не видя общего плана, без «взгляда орла», мозг выключается. Даже чисто психологически ученик воспринимает каждый учебный предмет как нескончаемую вереницу «тем», а не как целостное отражение законов мироздания.
Сколько тем в географии? Да кто же их считал? Может, 500, может 700, когда изучим полностью, ну то есть в конце года – тогда география и закончится! Мы так и привыкли оценивать учебные предметы – не по глубине и широте понимания, а в годах: это – за второй класс, это – за шестой класс… А мозгу это не понятно, потому что содержание предметов никакого отношения к классам не имеет. Окружность существует независимо от школьной организации. Какая мозгу разница, в каком классе изучается окружность? Классно-урочная система обучения направлена на освоение предметов, а не на понимания законов мироздания.
В «Машине подготовок» (технология разработана Лабораторией целостного образования в 1994 году) освоение учебного материала начинается с общего плана, как бы это сложно не было. Если 7-летние дети не понимают философии математики, значит у вас не нашлось простых и понятных образов, отражающих основания математики. Скорее всего, вы сами не до конца понимаете суть математического метода. И именно поэтому в школе, как правило, математика заменена на счёт, вся начальная школа напоминает подготовку счетоводов, а не освоение математики. Сама математика слишком красива, чтобы изучать её в школе.
Второй проблемой общепринятой школьной стратегии является отсутствие регулярных связей между предметами. Дети переносят это жесткое предметное деление и на учителей: вот идёт трудовик, вот – физрук, а вот историчка, сразу видно. Редкий учитель удерживает целостность этого мира, ему просто не до этого. Практически все учителя – «предметники». Редко встретишь межпредметника или многопредметника, разве что в сельской школе. Мой текстовый редактор даже слов таких не знает. На физике некогда думать про русский язык. На экзамене по биологии никому и в голову не придёт поговорить о Космосе или о смысле жизни, это же из других предметов. Но мышление так не работает! Его хлеб – целостное восприятие действительности.
Здесь обозначены первые, самые очевидные затруднения, возникающие в классно-урочной системе при освоении мышления. И таких затруднений множество. Стоит ли удивляться, что в результате такого обучения мышление блокируется? Я удивляюсь другому – как многим людям удаётся сохранять мышление, пройдя школьную подготовку. Как сказал Марк Твен: «Я не позволял школе вмешиваться в моё образование».
Кто хозяин моего мышления?
Мышление большинства наших современников им, по сути, не принадлежит. Мысли некритично заимствуются откуда-то извне, не приводятся в порядок, не управляются, поэтому легко и хаотично перескакивают с одного предмета на другой, также хаотично меняются способы или приёмы мышления. Люди легко и незаметно для себя меняют свои ценности, базовые смыслы, мировоззрение, картины мира. Многие наши друзья, знакомые, родственники за свою жизнь сменили по два-три мировоззрения и системы ценностей. И сделали они это не сами. Кто-то (или что-то?) проделал это с ними.
Попробуйте отделить собственные мысли, убеждения от чужих, заимствованных. Думаю, это непростая работа для любого человека. Так значит мы не хозяева своему разуму?
Практика овладения мышлением начинается задолго до школьной скамьи, но в период школьного обучения – примерно с 7 до 12-13 лет – завершается активная фаза созревания мозга. После 13 лет мы накапливаем и переосмысливаем жизненный опыт, продолжаем знакомиться с культурой, получаем новые знания, но уже практически не умнеем. Так может в этот период и закладывается способность быть хозяином своих мыслей?
Если умение владеть или не владеть собственным разумом формируется до 12 лет, то как мы можем это учитывать в школьной практике?
Лаборатория целостного образования предлагает такую образовательную стратегию, которая бы с первых шагов помогала ученикам становиться владельцами своего мышления и даже «своего» сознания (в третьем модусе). Здесь накоплено несколько решений, обозначу кратко самые очевидные:
1. Для овладения мышлением требуется особый инструмент – рефлексия. Начинаем настраивать его с первых шагов, пусть и не форсируя. Рефлексия постепенно становится привычным внутренним зеркалом, позволяющим уверенно контролировать свой разум.
2. Контроль ценностей и целей. Этой практике я учился у двух мастеров – у Андрея Курбатова, разработавшему систему ценностно-смыслового самоуправления, и у Натальи Манежевой, создавшей эффективные практики рефлексии собственных целей и ценностей.
3. Контроль мировоззрения или миропонимания мы начинаем практиковать в курсе Владимира Сторожева «Основы миропонимания». Методика курса основана на совместном исследовании наших картин мира, базовых смыслов, законов мироустройства. Ученикам не навязывается та или иная картина мира, а предлагается метод исследования собственного миропонимания. «Как аукнется, так и откликнется» - это всеобщий закон или частность? Если закон, то как он работает? Есть ли из него исключения? Я всегда получаю от жизни, от людей, то, чем делюсь? Или тут нет прямой связи? Наша практика показала, что даже дети младшего возраста вполне готовы к обсуждению этих сложнейших вопросов. Им просто надо разговориться, начать наблюдать, замечать эти законы мироздания, начать делиться опытом своих наблюдений.
Есть ещё несколько перспективных направлений работы по овладению своим мышлением, из известных – это ТРИЗ-педагогика (А.А.Гин, Е.А.Гин), СМД-педагогика (Г.П.Щедровицкий, П.Г.Щедровицкий, Ю.В.Громыко), не буду пытаться даже кратко обозначить здесь всё это богатство.
Множество команд и отдельных мастеров создавали различные практики, которые мы с вами могли бы использовать в своей работе.
Главное для меня – не разбрасываться на отдельные практики, даже самые замечательные, а удержать свою линию на складывание целостного опережающего образования, в котором практика мышления займёт своё важное место. Но и частные решения будут полезны. Мышление очень вариативная игрушка.
Навигация