Найти в Дзене
Ваш дошкольник

Игры по математике для детей от 4 до 5 лет

Оглавление

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 ЛЕТ

Игра «НАВЕДИ ПОРЯДОК»

Умственное развитие детей 4—5 лет, изменение их мышления от действенного к наглядно-образному дает возможность перейти к формированию и развитию умственного действия счета. Игровая деятельность становится ведущей в развитии ребенка. Это позволяет утверждать, что и такое сложнейшее умственное действие, как счет, будет легче всего формироваться в игре.

Цель: формирование умения считать до 5, закрепление знания цифр, знания содержания понятий «одежда», «цветы», «игрушки», «овощи», «фрукты», «посуда», «мебель», «ягоды», «звери», «обувь».

Дидактический материал:

  • 2 игровых поля, разделенных на 5 горизонтальных полос (в начале каждой есть отверстия: круглые — для цифр, квадратные — для обозначения понятий);
  • 2 набора цифр от 1 до 5 на кругах;
  • 60 квадратных маленьких карточек — предметных картинок: по 6 разных изображений каждого из перечисленных выше понятий.

На каждую полоску надо положить столько предметов, представляющих понятие, сколько показывает цифра. Предметы выбирают из общего количества картинок. Карточку-образец считать не надо. Выигрывает тот, кто первым правильно справится с заданием.

Игровые действия: угадывание понятия; определение количества предметов, которое надо взять; выбор их из общего количества; раскладывание на полосе.

Ход игры

Играет взрослый с двумя детьми. Взрослый вставляет в круглые отверстия цифры от 1 до 5 в произвольном порядке. В квадратные отверстия вставляет карточки, обозначающие одно из десяти понятий. Предлагает детям «навести порядок»: положить на пустую полоску друг за другом столько карточек с предметами, например, одежды (цветов, игрушек и т.п.), сколько обозначено цифрой впереди.

После определения победителя цифры и карточки — предметные картинки — меняются.

Внимание! Перед игрой следует рассмотреть карточки и определить названия предметов и объектов понятий, которыми дети будут оперировать.

одежда: платье, юбка, брюки, пиджак, шуба, свитер;

цветы: ромашка, колокольчик, роза, гладиолус, нарцисс, василек;

игрушки: пирамидка, мяч, кукла, матрешка, машина, юла;

овощи: огурец, помидор, картофель, лук, капуста, редис;

фрукты: яблоко, груша, слива, банан, апельсин, лимон;

посуда: тарелка, кружка, кастрюля, чайник, сковорода, стакан;

мебель: шкаф, стол, диван, кресло, стул, кровать;

ягоды: клубника, малина, черника, смородина, арбуз, крыжовник;

звери: медведь, заяц, лиса, волк, тигр, лев;

обувь: сапоги, туфли, тапочки, ботинки, кроссовки, босоножки.

Игра «УКРАСЬ ЕЛКУ» (домино)

Умение составлять цепочки предметов, явлений, умение объяснить их — основа для развития начатков логического мышления. Ребенок может испытать много радости и интеллектуального наслаждения, если мы предложим ему поиграть в умную, и на первый взгляд очень простую, игру типа домино. Игра не только поможет развитию представлений о закономерностях количеств или изображений, но и подготовит детей к дальнейшему познанию законов природы и деятельности человека.

Цель: закрепление счета до 5, последовательности чисел, знание цифр от 1 до 5, знание геометрических фигур.

Дидактический материал:

  • игровое поле, на котором изображена елка, «украшенная» белыми бусами, вокруг елки «развешены» белые гирлянды (бусы и гирлянды составлены из геометрических фигур);
  • 40 карточек домино — по 8 разных форм: овальные, прямоугольные, круглые, квадратные, треугольные (на овальных карточках изображены точки, на прямоугольных — звездочки, на круглых — геометрические фигуры, на квадратных — цифры, на треугольных — разные предметы).

Игровые правила: надо составить цепочку, соединяя одинаковые по содержанию детали домино в последовательности от 1 до 5 изображений.

Игровые действия: выбор деталей, раскладывание их в правильной последовательности.

Ход игры

Взрослый предлагает «украсить» елку, положив на пустые детали гирлянд и бус карточки такой же формы. Объясняет, что соединять карточки надо только одинаковыми по содержанию частями.

Внимание! Во время игры предложите ребенку объяснить свои действия, назвать те геометрические фигуры, которые он знает.

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 ЛЕТ

Игра «СОСТАВЬ БУКЕТ»

Развивая память и мышление, мы должны помнить, что действие с таким абстрактным материалом, как числа, для ребенка 5 лет еще очень сложно, так как понятие числа у них еще не сформировано. Поэтому использование различной наглядности поможет сделать процесс познания числа, его состава увлекательным, интересным и максимально приближенным к ребенку.

Цель: формирование представлений о составе числа из 2 меньших чисел.

Дидактический материал:

  • 18 парных кругов разного диаметра с прорезью по радиусу. (На каждой паре кругов нарисованы цветы. Первая пара: один круг белого цвета с 10 голубыми васильками, второй круг желтого цвета с 10 белыми ромашками. Вторая пара: один круг зеленого цвета с 9 белыми ромашками, второй круг белого цвета с 9 колокольчиками. Вторая пара кругов меньше первой пары. И так далее до двух цветков на круге.)

Игровые правила: надо показать разные (заданные взрослым партнером) варианты состава числа. Если вариант показан правильно, роли меняются.

Игровые действия: подбор кругов с одинаковым количеством цветков, соединение их по прорези, показ состава, рассказ о том, что сделано.

Ход игры

Взрослый рассказывает о том, что маме (бабушке или какому-нибудь сказочному персонажу) надо подарить букет цветов. В букете должно быть, например, 5 цветков. Предлагает ребенку составить букет из двух видов цветов. Объясняет, что для этого надо найти два круга, на которых нарисовано по 5 цветков. Два круга одной пары соединяются (вставляются один в другой по прорези). Двигая их по кругу, можно показать разные варианты состава числа из двух меньших чисел. Вначале состав называет взрослый. Если ответ показан правильно, состав чисел задает ребенок.

Игра «ДОСТАНЬ УГОЩЕНИЕ»

Объем знаний детей вырос. Дети научились более тонко и точно определять размерную разницу среди нескольких предметов. Однако по-прежнему значимым является перевод их мыслей в активную речь. Осознание зависимостей, отношений между предметами и явлениями, в том числе и величинами, возможно при условии активного проговаривания. Такую возможность предоставляют специально подобранные игры.

Цель: формирование у детей умения строить ряды предметов в возрастающем и убывающем по высоте порядке, словами описывать размерные отношения между предметами в ряду.

Дидактический материал:

  • 10 разноцветных полосок разной длины;
  • 10 игровых карт (на каждой карте обозначено место самого высокого столбика, на столбике лежит угощение для героя, который изображен на карте справа).

Игровые правила: справа и слева от самого высокого столбика надо расположить полоски-столбики в возрастающем (чтобы можно было достать угощение) и в убывающем (чтобы можно было спуститься) порядке. Использовать надо все полоски-столбики.

Игровые действия: сравнение полосок по длине, выбор необходимых и расположение их справа и слева от самой высокой в возрастающем и убывающем порядке.

Ход игры

Взрослый объясняет ребенку, что для того чтобы помочь кролику (собачке, коту, белке и т.д.) достать морковку (косточку, рыбку, гриб и т.д.), надо построить лесенку: расположить полоски-столбики с одной стороны лесенкой, идущей вверх, а с другой — лесенкой, ведущей вниз. Использовать нужно все полоски-столбики. Место самого высокого столбика уже показано. Сверху на нем лежит угощение.

Взрослый следит за действиями ребенка, обращает внимание на ошибки, хвалит за успех.

Внимание! Перед игрой следует рассмотреть игровые карты и вспомнить, кто из животных, чем питается.