Найти тему
Кин-дзен-дзен

Зачинщики (2024 г.) ироничная криминальная драма, где Мэтт Деймон и Кейси Аффлек сохраняют лицо в самых сложных ситуациях.

На съёмочной площадке фильма "Зачинщики".
На съёмочной площадке фильма "Зачинщики".

Считая сумму разного рода долгов перед несовершеннолетним сыном, бывшей семьёй, можно сойти сума. В таких случаях либо в петлю, либо к аналитику. Бывший солдат Рори часто посещает психолога Донну Риверу, работающую с военнослужащими. Он максимально депрессивен и, наверное, поэтому не безразличен докторше. На её вопрос, все ли способы выхода из сложившегося тупика использовал, Рори отвечает что нет, не все, при этом посмотрев на психолога взглядом решившегося к крайнему шагу человека. Он и правда решился, но на криминал, первый, и как справедливо сначала посчитал, последний раз. Сразу, во время осуществления противоправного деяния, для него, и напарника Кобби, становится понятно, что это далеко не последний стресс для обоих на сегодня.

Даг Лайман удивительной витиеватости фильмографии постановщик. Он одновременно может снимать перезапуск культового Дома у дороги (мало кому нужного, перезапуск имею ввиду) и вот такие вот маленькие шедевры. Зачинщики, хоть и с большой натяжкой, можно назвать скромным камерным разговорным кино. Здесь имеется точечный экшен, который снят в лучших традициях стиля режиссёра Грань будущего и Мистер и Миссис Смитт. Лайман ухитряется скомпилировать множество жанров и поджанров в одно цельное произведение, когда и грустно и смешно, и дух захватывает и в финале отрадно за парочку вроде как влюблённых.

Кадры из фильма "Зачинщики".
Кадры из фильма "Зачинщики".

Фильм начинается в кабинете психоаналитика с ракурса физиономии замученного бессонными ночами Рори. Он на трагичных интонациях давит пасту откровений из собственного нутра, которое, судя по всему, изболелось-истрепалось. Это сразу говорит, что разговор в дальнейшем будет серьёзным. Так и есть, но не в смысле канвы, а с точки зрения подхода режиссёра к материалу. Меняя жанры, словно фильтры в фото-приложении, Лайман не забывает соблюдать единообразие и следит за целостностью картины. Помимо указанных, тут очевидным образом прослеживается триллер, бадди-муви, и, даже, политическая драма. В общем, собрал всё в миксер идей, но не взболтал до состояния массы шмурдяка, а сотворил чудо из сонма идентифицируемых элементов.

Актёрский дуэт Деймона и Аффлека здесь бесподобен. Хмурый детина с пролетарским лицом Деймон в противовес балагуру выпивохе Аффлеку создают классический комедийный экранный тандем уровня нетленных. Они не валяют дурака на радость зрителю, максимально проработав персонажей выполняют свою работу на сто процентов. В таких фильмах стиля фьюжн часто страдает какая-нибудь из базовых составляющих: либо репетиционный процесс недоделан, либо динамичные сцены пальбы и погони недопродуман, либо и то и другое. В Зачинщиках всё, и многое другое (сценарий, постановка, грим, эффекты), сделано на высочайшем уровне.

Кадры из фильма "Зачинщики".
Кадры из фильма "Зачинщики".

Зачинщики идеальное кино для домашнего вечернего просмотра в компании взрослых адекватных людей. Здесь много шуток, много инвективы, много сермяги, при этом сохраняется всеобщая лёгкость повествования, когда понимаешь тяжесть положения героя, но не начинаешь впадать в уныние вместе с ним. В сущности это лента о семейных узах, обязательствах родителей перед собственными детьми, когда сначала надо сделать что должен, а уже потом разбираться и решать свою судьбу. Кино, в силу разностороннего утягивания в единый сноп, должно понравиться многим соглядатаям. Оно не похоже ни на Тарантино, ни на Ричи или других мастеров разговорного криминального кино. Зачинщики сами по себе, такими и останутся. Их копировать станут, они никого.