Найти тему

Прибалтийская круговерть #2. Как появились латышские стрелки?

Добровольцы 3-го Курземского латышского стрелкового батальона, 1915 год
Добровольцы 3-го Курземского латышского стрелкового батальона, 1915 год

В августе 1915 года началось формирование батальонов латышских стрелков, сыгравших впоследствии столь важную роль в судьбе России. Проводилась широкая запись добровольцев, многие солдаты переходили из других армейских частей. Всего было создано восемь стрелковых батальонов, которые в сентябре 1916 года были преобразованы в полки (25 000 бойцов в действующих войсках и 15 000 в резервном полку). Они входили в состав 12–й армии и сражались на Рижском участке фронта.

Немцы пытались прорваться в Рижский залив, но их остановило плотное минное заграждение в Ирбенах. Русские моряки дрались отчаянно. Мужество проявил экипаж канонерской лодки «Сивуч», принявший неравный бой с десятью германскими кораблями. Возглавляемая капитаном 2–го ранга П.Н.Черкасовым канонерская лодка, прозванная впоследствии балтийским «Варягом», погибла, сражаясь до последней возможности. Английская газета «Стар» писала: «Мир вспомнит о героизме „Сивуча“ даже тогда, когда все другие события этой титанической войны станут достоянием истории».

Геройски действовал и старый линкор «Слава» под командованием капитана 1–го ранга С.Вяземского, погибшего позднее в одном из сражений.
В 1915 году флот успешно высаживал морские десанты на занятое неприятелем побережье. Особенно удачной была высадка в районе мыса Колки, которой руководил капитан 1–го ранга А.В.Колчак. За эту операцию будущий Верховный правитель России был награждён орденом Св.Георгия 4–й степени.

Кровавые бои под Ригой развернулись в 1916 году, когда русские войска, чтобы облегчить положение французской армии под Верденом и на Сомме, начали наступление на Северном фронте.

Наибольшая тяжесть легла на дивизии 43–го корпуса генерала В.Г.Болдырева, защищавшие Икскюльский плацдарм. В крутой излучине Западной Двины, напротив Икшкиле, с апреля по сентябрь 1916 года на левом берегу реки стойко держали укрепления перед мостовой переправой сибирские и латышские стрелки. Их били снарядами, травили газами. Они стояли насмерть. Это место бойцы прозвали «Остров смерти», и братские могилы его защитников напоминают о тех страшных потерях, что понесла тогда российская армия.

Схема «Острова смерти»
Схема «Острова смерти»

Вместе с 1–м Усть–Двинским и 7–м Бауским латышскими стрелковыми полками своей атакой у озера Бабите прославились в «рождественских боях» (с 23 декабря 1916 г. по 2 января 1917 г.) 11–й пехотный Псковский и 56–й пехотный Житомирский полки полковников Шрамкова и Пименова. В течение этих дней латышские солдаты и сибирские стрелки из 6–го Сибирского корпуса вели кровопролитнейшие бои в районе Тирельского болота. Невероятными усилиями, с огромными потерями ими была захвачена Пулемётная горка — главная укреплённая позиция германцев. Однако далее продвинуться не удалось. В боях приняли участие все 8 латышских стрелковых полков, сведённых в две бригады. Они потеряли около 9 000 человек (37,5% личного состава), в том числе почти 2 000 убитыми.

Латышские стрелки, погибшие в Рождественских боях, январь 1917 г.
Латышские стрелки, погибшие в Рождественских боях, январь 1917 г.

Общие потери 12–й армии достигли 45 тыс. солдат.
Поползли слухи о предательстве военного руководства. В дальнейшем это в немалой степени способствовало восприимчивости латышских солдат к большевистской агитации. Но это было потом. Пока же стойкость полков Северного фронта, мужество балтийских моряков надёжно обеспечивали оборону Риги и защиту стратегически важного направления на Петроград.

Следует особо отметить, что за годы войны смерть выкосила наиболее патриотичную, русофильски настроенную часть латышского офицерства и многочисленных солдат–добровольцев латышей.

Февральский переворот 1917 года явился как гром среди ясного неба.
Близость к охваченной революцией столице печальным образом отразилась на боеспособности частей 5–й и 12–й армий. Началось брожение, явившееся следствием страшного по своей разрушительной силе
Приказа № 1. То, чего на протяжении всех лет войны не смогли добиться войска кайзера Вильгельма II, а именно: разгромить и уничтожить русскую армию, в течение считанных недель сумели сделать революционные правители новой России…

Русско-немецкое братание на фронте, 1917 г.
Русско-немецкое братание на фронте, 1917 г.

Охваченные приливом пацифизма, расхристанные вояки бывшей российской Императорской, а ныне «Свободной революционной» армии толпами шатались по нейтральной полосе и устраивали стихийные братания. Немцы охотно пили с ними самогон, спокойно ожидая своего часа.

Германское наступление началось на рассвете 19 августа (1 IX) 1917 года. Операция была возложена на VIII армию генерала Гутьера, состоявшую из 13 дивизий, оснащённых двумя тысячами орудий. Ураганный огонь обрушился на Икшкильский участок, защищаемый 186–й дивизией из состава 43–го армейского корпуса. Около 600 немецких орудий стреляли сначала химическими, а затем — обычными снарядами.

Схема Рижской операции, август 1917 г.
Схема Рижской операции, август 1917 г.

Завязалось упорное сражение, в котором решалась судьба Риги. И определилась она уже на следующий день, когда последовал приказ Верховного главнокомандующего генерала Лавра Корнилова о сдаче Риги. Части 12–й армии беспорядочной толпой хлынули на север. Командующий германскими войсками генерал Гутьер попытался перекрыть пути отхода
русских, но героизм полков 2–й латышской бригады, стойко державшихся
на реке Малая Югла, спас остатки армии от окружения. Один из участников боёв писал о заключительном этапе сражения:
«Резервы бригады были
исчерпаны, пришлось полагаться лишь на собственные силы. Неприятельские цепи одна за другой шли на нас. Через лежащие среди заграждений немецкие трупы бежали их пьяные товарищи. Для нас начался самый ужасный эпизод боя. В ход были пущены пулемёты, ручные гранаты, приклады, котелки, камни и кулаки. Именно здесь латышские стрелки доказали свою храбрость и стойкость. В некоторых местах стрелки под руководством своих офицеров бросались на немцев и с помощью штыков отбрасывали их далеко от наших окопов».

21 августа 1917 года торжествующий неприятель ступил на улицы Риги. Одно из первых действий германских оккупационных властей в занятом городе было демонстративное превращение православного Христорождественского собора в лютеранскую кирху. Немецкий солдат взобрался на купол Храма и начал срезать автогеном у православного восьмиконечного креста «лишние» части. Очевидцы рассказывали, как в разгар этой кощунственной работы у святотатца дрогнул инструмент, и мощная газовая горелка сожгла ему руку!

Христорождественский собор в Риге, фото начала XX века
Христорождественский собор в Риге, фото начала XX века

Через месяц германский флот приступил к захвату островов Моонзундского архипелага. Операция называлась «Альбион», и началась она 29 сентября 1917 года. В ней участвовало около ста боевых кораблей, авиация и 25 тысяч неприятельских солдат. В неравном сражении защитники островов и балтийские моряки потопили и повредили 32 вражеских корабля. Линкор «Слава» был затоплен экипажем в Моонзундском проливе, чтобы не пропустить к Петрограду немцев. В конце концов, германское командование отказалось от прорыва и отвело свои корабли из Рижского залива.

Лежащий на грунте взорванный линейный корабль «Слава», октябрь 1917 года.
Лежащий на грунте взорванный линейный корабль «Слава», октябрь 1917 года.

Трагические события, случившиеся под Ригой в 1917 году, сочетали героизм солдат и моряков, верных воинскому долгу и позор разложившихся войск. В частях 12–й армии очень высоким стал авторитет латышских стрелков, как знак признания их стойкости и отличных боевых качеств.

После октября 1917 года на той части Латвии, куда не дошли немецкие войска, власть взял в свои руки «Исколат» (Исполнительный комитет Совета рабочих, солдатских и безземельных депутатов Латвии). Это было
время, когда большевики безоговорочно доминировали в своём политическом влиянии среди латышского населения. Достаточно сказать, что на проходивших в ноябре выборах в
Учредительное собрание России на территории Видземе и Латгале они взяли 72% всех голосов (в целом по России за большевиков тогда проголосовало 25% избирателей).

Они предлагали мир солдатам, землю безземельным крестьянам, они предлагали справедливость и равенство для всех. Эта простая и доходчивая программа оказалась гораздо убедительнее, чем многоречивые и путаные разглагольствования буржуазных партий. Национальные чаяния вполне удовлетворялись лозунгом «Свободная Латвия в свободной России». Ничего более радикального всерьёз в то время никто не предлагал.

В ноябре 1917 года «Исколат» приступил к реализации идеи пролетарской диктатуры. Этот период потом стали называть «Республикой Исколата». В декабре, на состоявшемся в Резекне II Латгальском съезде представителей рабочих, солдат и крестьян, была принята резолюция о присоединении Латгалии (входившей в Витебскую губернию) к Латвии. 6 января 1918 года «Исколат» принял Декларацию о самоопределении Латвии, которая провозглашала, что «латышский пролетариат… никогда и нигде не высказывал желания и не проявлял тенденции к отделению от России и созданию суверенного Латвийского государства».

Мир, заключённый в Бресте 3 марта 1918 года, вывел измученную революционными потрясениями Россию из войны с Германией.
Этот сепаратный
Брестский мир, подписанный большевиками, до сих
пор заставляет некоторых российских историков краснеть и морщиться.
Как же, предали наших любезных союзников!

В мемуарной литературе сохранились переживания русских офицеров: «Ведь мы были союзниками, затем заключили сепаратный мир, правда не мы, а большевики, но Россия всё же договор нарушила». Совестливым русским офицерам мучительно стыдно за действия «подлых большевиков» в отношении бедной союзной Антанты!

Насущная необходимость держать на оккупированной русской территории многочисленные силы для поддержания порядка в охваченной Гражданской войной стране не давала Германии перебросить войска на западный фронт. Немецкое командование страдало от отсутствия свободных резервов, а в это время на востоке находилось до полутора миллионов германских солдат. Этот колоссальный стратегический проигрыш не могли компенсировать даже продовольственные и сырьевые поставки из занятых немцами областей. Впоследствии генерал Э.Людендорф напишет: «Теперь, задним числом, я могу утверждать, что наше поражение явно началось с русской революции».

Прибалтийская круговерть #1. Как латышей к независимости привели. Начало...

Прибалтийская круговерть #3. Яркие судьбы латышских офицеров. Под разными знамёнами...

Продолжение следует