Качественная ролевая игра позволяет испытывать самые разные чувства и эмоции, от вины и злобы до сострадания, и именно эти переживания мне бы хотелось исследовать при помощи геймплея. Брайн Фарго
Вступление
Моя история началась с лицензионного диска «Fallout 3», ради которого пришлось добираться несколько часов на машине в ближайший город, так как жил я в далёком северном посёлке, где интернета ещё не было. Пластиковая коробочка, код активации, старенький компьютер…
И тут я понимаю, что если начну вдаваться в подробности, то до обзора обозначенной выше книги доберусь только в 2077-м году.
Поэтому вместо ностальгии краткий рапорт: имеется игровой опыт в Fallout 3, Fallout: New Vegas (любимая), Fallout 4, Fallout Shelter, Fallout 76. Каждой части было отдано по несколько сотен часов свободного времени. Отношение к серии игр очень лояльное. ОЧЕНЬ.
И, увидев на «Озоне» книжку с соответствующей красочной обложкой, мне захотелось приобрести экземпляр. Глянуть в целом на постапокалиптическую картинку, вычитать интересные подробности, да и вообще даже больше для коллекции.
Если, конечно, оно того стоит…
Глава 1. «Fallout: 20 лет мутаций» и Глава 2. «Спин-оффы и отменные проекты»
Так как [руководители Interplay] не выделили Тиму ресурсы на разработку, он начал рассылать электронные письма всей компании: «Эй, кто хочет собраться после работы ? С меня пицца, обсудим разные штуки». Пришли пятеро. […] Пятеро людей, которые решили, какой будет Fallout.
*Тим Кейн, Леонард Боярский, Джейсон Андерсон, Крис Тейлор, Скотт Кэмпбелл
Первые две главы были восприняты мной отлично. Общий обзор от истоков 1997 года до Fallout 4. С другой стороны, я понял, что Fallout 76 книга не застала по времени. Досадно, ведь тут упоминается «Project V13. Fallout Online». Было бы что обсудить, ведь именно как сетевой проект — игра получилась отличной.
Конечно, это моя невнимательность, но дизмораль пришлась по адресу. Имейте это в виду.
От себя добавлю небольшую заметку, что информацию об Убежище 76 вы можете найти в Fallout 3 в одном из терминалов: «…это убежище будет автоматически открыто через 20 лет, и резиденты будут направлены во внешний мир для лютого фарма через запуск ядерных ракет его исследования (в отличие от других экспериментов)».
Глава 3. «История и основные события»
А вот с этой главы начинает формироваться вектор основной проблемы. Да, тут есть всё, от истории и локаций до разбора фракций, оружия и Псины. Однако в тексте присутствуют неточности и спорные утверждения.
Например…
«Надо сократить гулей, чтобы видеть результат работы в Пустоши» — А может всё же не надо сокращать разнообразие врагов, а результаты глянуть в финальной презентации по своим моральным дилеммам ? Скажут драться с гулями, будем драться. Скажут умереть за CAMP, умрём без разговоров. Я ясно излагаю ?
«F3 и F:NV скупы на интересных персонажей» — А Джошуа Грэхем, чей огонь внутри горел ярче, чем снаружи, для тебя шутка, автор ? А фразу старейшины Лайонса про женщин и изготовление плазменной винтовки Р94 помнишь ?
«Если на 30 уровне ты бегаешь без силовой брони, то ты зря играл» - Я проходил F:NV через билд на лёгкую броню и криты в режиме хардкор и на самом сложном уровне сложности. А ещё есть стелс и дипломатия, варианты разные. Автор…
«В F:NV не старались над спутниками» — На момент выхода игры там была самая развитая система спутников в истории серии: у каждого внутренний конфликт, характер и личный квест.
В Fallout Tactics самые большие боевые роботы — Расскажите это Либерти Прайму в F3 и F4.
«Обложка F:NV не впечатляет, потому что там нет силовой брони» — *скрежет зубов* А может для начала 510 лет службы ?!
Или такие моменты, что плазменное и лазерное оружие — это инопланетные технологии. Лазерное — достояние человечества. Плазменное, по оригинальным частям, тоже. Да и вообще, в главе по оружию можно было упомянуть хотя бы хламотрон или крышку-мину, интересных схем хватает…
И так вся глава. Где-то что-то ускользает, что-то ещё можно было бы и добавить.
Все эти мелочи воспринимаются как точечные уколы, но пока что словно терпимо. Всё же основные события игры сложно пересказать как-то иначе. Или исказить очевидные вещи, например, не подметить харизматичную смесь неубиваемого позитива и насилия у Волт-Боя.
Ещё тут заботливо обозначено, что многие путают «ПИП-БОЙ» и «Волт-Бой»… Странно, что не «Волт-Тек» с «ВРЭ». Хорошая загадка для «ох уж этого лора». Без книги и интеллекта на 10 было бы сложно разобраться в таких тонкостях.
Глава 4. «Темы» и Глава 5. «Эволюция нарратива»
Возможность завершить игру, не до конца понимания правила, по которым работает мир, всё ещё остается наиболее вероятной. Объяснения не так существенны; важна атмосфера.
Темы повествования, сюжет, диалоги, юмор, мысли, посыл и кинематографичные моменты… Две главы немного реабилитируют предыдущую, хоть автор почему-то забывает о существовании дополнения The Pitt в F3. Ладно, больше хороших заметок.
Глава 6. «Музыка в Fallout»
«crawl out through the fallout, baby, when they drop that bomb (…) let me kiss those radiation burns away»
Глава небольшая, но интересная. Кто и как написал первые саундтреки, есть ли подтекст в музыкальном сопровождении, игровое радио, борьба за право использования композиций…
Хоть фраза автора «… в серии никогда не было выделяющихся музыкальных тем» немного смущает. Вроде, чтобы их услышать, достаточно включить радио. Это же тоже стало музыкальной ассоциацией серии. Да и заглавные темы всех меню запомнились.
Глава 7. «Мутации геймплея» и Глава 8. «Наследие Fallout»
На этом участке мелкие недочёты начинают серьёзно раздражать. Постоянно приходится читать примечания редакции с исправлениями, буквально через страницу опускать глаза вниз и вчитываться, что там опять не учёл и не совсем правильно сказал автор.
Из-за этих примеров статья и так уже разрослась, просто мои впечатления окончательно сложились так, что автор некомпетентен или играл как-то уж слишком поверхностно.
Зачем вообще допускать в печать книгу, где столько недочётов ?
Даже у редакции заканчивается терпение, и они явно высказывают недовольство в одной из сносок. Автор рассуждает о безумных диалогах в одной игре, а редакция указывает, что они кажутся безумными только тем, кто не прошёл игру хотя бы однажды. Я понимаю их возмущение.
Глава 9. «Рецепт»
Я не хочу это комментировать. Лучше бы автор где-нибудь на «Ютубе» посмотрел, как работает ПУ, и пересчитал попытки взломов терминалов. Как минимум.
Вывод
Книга оставляет желать лучшего. Она не только не актуальна в настоящее время, но и содержит неточности, которые портят впечатление от чтения. Даже несмотря на положительные моменты. Почему я узнаю многие интересные факты из сносок редакции, а не от самого автора ?
Даже без сносок припоминаю момент, что критиковались вампиры в F3. Но там были не вампиры, а перевоспитанные людоеды… Обычные люди, хоть и с психическим расстройством на основе литературы о вампирах. Свои мотивы там были. Но это не вампиры из «Скайрима», как может показаться из описания!
Для коллекции эта книга не дотягивает.
Фанатов, скорее всего, будет раздражать. Или разочарует. Знакомство с лором и историю создания можно найти намного более толковые на просторах интернета (бесплатно). Все яркие моменты геймплея вы знаете и так, если играли. А если нет, то лучше испытать самому. Не вижу никакого смысла покупать эту книгу (да-да, лучше ещё разок купить «Скайрим»).
Предлагаю свою оценку: за попытку — 2 балла, за хороший пересказ — 1 балл, за удачные моменты — 1 балл. Итого: 4 из 10.
[Вы потеряли карму!]