Эльвира (имя изменено, разрешение на публикацию получено) пришла на прием, обратившись с неважно каким запросом.
В процессе выяснилось, что она очень часто находится в подавленном состоянии. Эта молодая красивая женщина, отвечая на некоторые вопросы, рассказала, что часто критикует себя за ошибки (даже за малейшие), а также за недостаточную продуктивность или даже за то, что, по ее мнению, она недостаточно хороша по разным параметрам в глазах окружающих.
Думаю, многие психологи замечают, что большую критичность по отношению к себе люди чаще всего оправдывают проявлением стремления к совершенству, желанием стать лучше и эффективнее. Так было и в случае Эльвиры.
Но в этот раз, по мере наших бесед, стало ясно, что за этим стремлением скрывалось и нечто другое.
Самокритика для Эльвиры стала неотъемлемой частью её внутреннего мира. Она рассказывала, как часто критика звучала в её голове, словно голос (хотя с первого взгляда это заметить непросто) внутреннего защитника, который пытался оградить её от боли и разочарований.
Этот голос предупреждал её о том, что окружающие могут заметить её недостатки и осудить за них. Поэтому Эльвира стремилась предвосхитить осуждение, рассказывая заранее о своих слабостях и ошибках (порою мнимых) ещё до того, как их заметят другие. Таким образом она будто бы обеспечивала для себя более мягкое отношение: «Повинную голову меч не сечёт».
Таким образом, самокритика для неё стала своеобразной бронёй, которая, как ей казалось, защищает от внешнего осуждения, критики от других и упрёков.
Со временем Эльвира поняла, что всё это было очень связано с её стремлением быть принятой и понятой окружающими. За её словами скрывалась мольба о принятии: «Я знаю, что не идеальна, но, пожалуйста, примите меня такой, какая я есть».
Эта потребность в одобрении и признании со стороны других людей была так сильна, что Эльвира невольно принижала себя, пытаясь заслужить это принятие. Самокритика перестала быть для неё только инструментом самосовершенствования (как она считала вначале) и превратилась в способ поиска одобрения, средство избегания возможного осуждения.
В процессе психологической работы после выхода на некоторые детские травмы и их отработки Эльвира признала, что её слабости — результат её жизненного пути. Также она осознала, что признание своих условных недостатков — действительно важный шаг на пути к самосознанию и личностному развитию, но не менее важно научиться любить и принимать себя такой, какая она есть.
Потребовалось заниматься самопринятием, учиться быть доброй к себе, а также отказаться от сурового осуждения себя за малейшие промахи.
Эльвира разрешила себе подумать о том, чтобы вместо использования самокритики как средства защиты от внешней критики, попробовать относиться к себе с большей теплотой и пониманием. Это значит позволить себе быть несовершенной и учиться на своих ошибках без излишней строгости. Только через принятие своих слабостей и уязвимостей можно обрести подлинное внутреннее тепло и силу. И у неё, во многом, это уже получилось. Ведь она не только подумала об этом, но и приложила соответствующие усилия.
Но вот что Эльвира не ожидала… Этот большой путь не только позволил ей развиваться и становиться целостнее, но у неё стало рождаться больше тепла и к окружающим. И от этого некоторые её отношения значительно улучшились.
Эльвира устремлённо трудилась и достигла результата. Могло ли не получиться в её случае? Вряд ли. Ведь была проделана большая работа. Всегда отношусь с особым уважением к такой устремлённости.
Желаю Эльвире дальнейших успехов! И всем, кто намерен достичь своих внутренних целей, желаю успехов, конечно же, тоже.
Автор: Нестерова Лариса Васильевна
Психолог, Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru